Идем бить фашистов своим ходом! (история бронепоезда «Сибиряк-барабинец»)

Таким был лозунг барабинских железнодорожников, уходивших на войну в конце зимы 1942 года. 

А предшествовала этому долгожданному событию история сборки бронепоезда «Сибиряк-барабинец», начавшаяся в ноябре 1941 года. Тогда в паровозное депо Барабинска Омской железной дороги пришла телеграмма Государственного Комитета Обороны СССР. В ней кратко ставилась оперативная боевая задача: «Создать бронепоезд. Одеть в броню паровоз, оборудовать четыре платформы для установки пушек и пулеметов, одну платформу для зенитной установки, две ― для перевозки верхнего строения пути (шпал, рельсов, накладок, костылей и прочего). Укомплектовать две бригады в два лица с правом управления паровозом, подобрать четырех машинистов».

― В действительности в депо никто не знал, как создавать бронепоезд, ― рассказывает бывший хранитель музея боевой и трудовой славы эксплуатационного локомотивного депо Барабинск заслуженный железнодорожник Николай Макуха. ― Не знали этого и в других паровозных депо ни нашей Омской, ни соседней Томской железной дороги (впоследствии в 1961 году эти стальные магистрали были объединены воедино под названием Западно-Сибирская железная дорога). Да, листы брони нам привезли с Урала и из Новокузнецка, но как их крепить? ― такой вопрос светился в глазах каждого работника депо, узнавшего о поставленном правительством задании. Если бы не ум и крепкая рука начальника депо ― Константина Голикова, не берусь сказать, чем бы дело кончилось. Скорее всего, ничего путного бы не вышло, ведь железнодорожники не оружейники, не металлурги, у них никогда до этого не было опыта создания бронепоездов. В Гражданскую войну все бронепоезда делались сугубо в европейской части России, там, где было налажено производство самих паровозов и железнодорожных платформ. В Сибири ничего подобного сроду не было, здесь лишь занимались эксплуатацией готовой техники и её ремонтом. Теперь же барабинским железнодорожникам предстояло стать создателями серьёзной боевой техники.

Три Константина

Руководство барабинского депо ― главный инженер Константин Веревкин и мастер Константин Мецнер во главе со своим тезкой Голиковым приняли на себя роль начальников строительства бронепоезда. Только так, личным примером, можно было показать людям, что нет таких задач, которые оказались бы не по силам сибирским железнодорожникам. Их так и называли в процессе строительства бронепоезда: три Константина. Благодаря их стараниям, в первую очередь, были определены сроки подготовки основных агрегатов будущей стальной крепости и команды рабочих, ответственные за их подготовку. 

Датой начала строительства бронепоезда принято считать 23 ноября 1941 года. Сначала ― средний ремонт паровоза серии Ов № 5744. Почетный работник барабинского депо Станислав Шабуневич написал в своей книге «На главном ходу»: «В короткий срок была проведена полная модернизация  экипажной части паровоза, замена паровозных осей на более мощные с учетом увеличения нагрузки после навешивания брони». Платформы, предназначенные под бронеплощадки, а также для усиления осей колесных пар и других деталей ходовой части были существенно модернизированы.

Ход работ

Работники строительных бригад трудились по 14-15 часов подряд. Спали и ели тут же ― на слесарных верстаках и платформах бронеплощадок. Из воспоминаний современников: «Казалось, что в условиях неспециализированного предприятия не удастся сделать из обычного подвижного состава грозную боевую крепость на колесах, способную поражать врага на земле и в воздухе. Но люди, занятые этим, глубоко верили в то, что задание Государственного Комитета Обороны будет выполнено. Многие детали делались кустарным способом, без необходимых заготовок и расчетов». Как вскоре выяснилось, война ― самый лучший учитель, к тому же барабинским железнодорожникам помогали самоотверженность, рационализаторская смекалка, изначально присущая всем, кто работает на стальных магистралях, и вера в то, что благодаря их усилиям и трудам враг будет непременно разбит.

И вот постепенно стали вырисовываться окончательные контуры огромной боевой машины. Много сил пришлось отдать установке поворотных механизмов (как основному элементу постройки бронепоездов), но и эту незнакомую прежде задачу выполнили согласно присланным из европейской части СССР чертежам. Головной паровоз обзавелся командирской рубкой, на тендере (топливном вагоне) установили крупнокалиберный пулемет, который мог поражать воздушные цели. Платформы превратились едва ли не в рельсовые танки, а каждую бронеплощадку оборудовали 76-миллиметровыми орудиями и четырьмя пулеметными установками. Наконец творение рук и мыслей деповчан, в создание которого вложили свои силы и душу все работники депо, от его начальника и до последнего токаря, вышло на пробную обкатку и «отстрел» ― проверку его ходовых и боевых качеств. Команда бронепоезда экзамен прошла на «отлично», тогда же было сообща придумано название ― «Сибиряк-барабинец», которое крупным росчерком вывел на тендере местный художник Поманский. 

Из Сибири в бой

В феврале 1942 года бронепоезд отправляется освобождать от немецко-фашистских захватчиков Подмосковье. В состав его боевой дружины вошли и добровольцы из барабинского депо: машинисты Андрей Воложанин, Петр Мялицын, Николай Чернов и Василий Литвинов.

Боевое крещение «Сибиряка», действовавшего совместно с «земляком»-бронепоездом «Омский железнодорожник» в составе 47-го отдельного дивизиона бронепоездов, состоялось во время противовоздушной обороны аэродромов на Можайском направлении. Здесь был открыт счет сбитым гитлеровским бомбардировщикам. Особо отличились в этих боях машинисты Василий Литвинов и Николай Чернов. Благодаря их железнодорожной смекалке и точному расчету при маневрировании артиллеристам бронепоезда открывались самые удачные для поражения противника позиции. Нередко 47-й ОДБ поддерживал в атаках пехоту, прикрывая её с флангов. 

Во время боя приходилось всё время быть начеку, мгновенно устранять появляющиеся неисправности прямо на ходу, применяя многолетний опыт паровозного мастерства. Однажды во время идущего сражения на передовом крае броневая машина остановилась ― упало давление пара в котле из-за того, что при прокачке колосников между ними застрял большой кусок угля. 

«Умираешь там, где стоишь!» ― эту военную истину знали все в экипаже. Спас команду бронепоезда машинист Петр Мялицын. Он, засыпав в котел порцию мокрого топлива и обдав себя с ног до головы холодной водой, через шуровочное отверстие влез в раскаленную топку. Пара минут работы увесистой кувалдой ― и бронепоезд вновь набирает скорость. Отважный машинист получил в итоге серьезные ожоги, но остался жив и даже не обратился в медсанбат за срочной помощью ―залечивал раны на ходу, оставаясь в боевом строю. Впоследствии ему выпала честь представлять многочисленный экипаж своей боевой машины на параде Победы в Москве.

На русском севере

Ну а сам «Сибиряк-Барабинец» после подмосковных сражений геройствовал на Карельском фронте, участвовал в специальных операциях в Заполярье. Прибыв на Карельский фронт 3 июня 1942 года, дивизион вошёл в состав 32-й армии и получил задачу охранять Кировскую железную дорогу и её военные и промышленные объекты на участке Масельская – Кочкома. Дислокацией дивизиона была определена железнодорожная станция Сегежа.

Простой и спокойной жизнь команды барабинских железнодорожников назвать было бы трудно. Так, 31 августа 1942 года бронепоезд отразил налёт семи самолётов противника на станцию и прилегающий аэродром. А 14 сентября дивизион получил новую боевую задачу: поддержать огнём части 37-й стрелковой дивизии, выполняющей отдельную наступательную операцию. Разведав цели и огневые позиции, утром 15 сентября оба бронепоезда произвели два огневых налёта по позициям противника, подавив при этом две артиллеристские батареи противника.

За время многочисленных боёв бронепоезд получил существенные повреждения. Поэтому с 22 февраля по 15 мая 1943 года бронепоезда дивизиона находились на перевооружении и ремонте на Урочском вагоноремонтном заводе Ярославской железной дороги. Здесь 75-мм французские пушки заменили на 76-мм танковые Ф-34, установили приборы ПТК, на всех бронеплощадках для разгрузки рессор подвели дополнительную третью ось. В работах активно участвовали команды бронепоездов.

И уже в начале весны 1944 года «Сибиряк-барабинец» активно поддерживал части 176-й стрелковой дивизии, проводивших разведку боем. Огнём бронепоездов подавлены батареи 75-мм и 155-мм орудий немецкой артиллерии.

Летом того же года бронедивизион поддерживал огнём действия разведки 55-го стрелкового полка, а затем и наступление 176-й стрелковой дивизии на Масельском направлении.

По мере наступления частей 32-й армии 47-й ОДБ получил задачу двигаться вперёд, охраняя тылы и ремонтируя железную дорогу. Всего с 22 июня по 5 августа 1944 года личным составом дивизиона восстановлено около трёх километров железнодорожного пути, 15 стрелок и поворотный треугольник на станции Медвежьегорск протяжённостью 2100 метров, экипажем был построен отдельный мост длиной более 10 метров.

В 1944 году «Сибиряк-барабинец» участвовал в освобождении Медвежьегорска и Петрозаводска. Долгожданную Победу его команда встретила на территории Октябрьской железной дороги залпом из всех орудий. Правда, на этот раз снаряды были уже с холостыми зарядами.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *