Борис Лаушкин: «В инклюзивном театре ты можешь быть кем угодно, и даже стать собой»

Борис Иванович Лаушкин — художественный руководитель новосибирского театра кукол «Ожерелье».

В Новосибирске вот уже на протяжении более чем 20 лет работает кукольный театр с социальным подходом: в процесс создания постановок клуба «Ожерелье», существующего на базе Областного центра социокультурной реабилитации инвалидов, включены самые разные люди. Чаще актёрами новосибирского «безбарьерного» театра становятся те, кто на сцену никогда не выходил и даже не мог себя представить стоящим перед зрительским залом.

Мы встретились с Борисом Лаушкиным ― художественным руководителем этой театральной труппы, участником которой может стать абсолютно каждый желающий, и узнали, с чего всё началось, чем живут актёры сейчас и как куклы помогают людям с инвалидностью избавиться от давления стереотипов и стать свободнее с помощью самовыражения. 

Доступный, инклюзивный, творческий

Инклюзивный подход в каком бы то ни было деле ― обучении, бизнесе, творчестве ― в современном мире наконец находит выход и позволяет всё больше обращать внимание и решать проблему сегрегации и дискриминации в обществе в отношении людей, имеющих инвалидность. Большой вклад в такое важное и полезное дело сделал и новосибирский кукольный театр «Ожерелье». 

Чтобы понять, что собой представляет само объединение непрофессиональных актёров с ограниченными возможностями, первым делом нужно познакомиться с его руководителем, от которого и зависит общий настрой, атмосфера внутри коллектива. 

Борис Иванович больше 20 лет своей жизни посвятил театру.

Борис Лаушкин ― руководитель именно такой, создающий уникальный микроклимат вокруг себя. Он сам пишет сценарии спектаклей для «Ожерелья», причём в стихотворной форме, тонко чувствует людей и помогает им раскрыть свой потенциал через творчество, и вообще видит этот мир как настоящий поэт. Сам Борис Иванович рассказывает, что его жизнь, насыщенная разными событиями, разделилась на три этапа. 

― Первый ― это счастливое советское детство, школа, спорт, военное училище; второй ― двадцать лет служения родине в рядах войск Национальной гвардии ― ушёл на пенсию по инвалидности; и сейчас третий ― кукольное искусство, которым я занимаюсь больше 20 лет, ― рассказывает художественный руководитель театра.

Кажется, что быть в течение 20 лет строгим начальником и управлять людьми в военной форме, а после удариться в мир стихотворных рифм, сцены, мастерить своими руками кукол для театра и видеть во всём прекрасное ― настоящий оксюморон, сочетание несочетаемого. Однако не всё так просто. 

― Первые стихотворения я пробовал писать в школьные годы. И, видимо, любовь к поэзии сохранилась во мне и по сей день. После того как я ушёл на пенсию, честно, не знал, чем мне заняться. Энергии было много, а куда её направить ― не представлял. И вот в один из прекрасных дней я случайно увидел по телевизору в одном из репортажей свою подругу детства, которая была заместителем директора Областного центра реабилитации инвалидов в Новосибирске. В то время, в 2000 году, этот Центр только открылся и людей туда активно приглашали, ― говорит Борис Иванович. ― Тогда я отыскал её номер, позвонил и получил приглашение прийти сюда и своими глазами увидеть, что это за организация. А это было поразительное место. Люди, имеющие инвалидность, получали здесь консультацию и помощь психотерапевтов, проходили реабилитацию с помощью искусства ― библиотерапии, сценического опыта. 

Чуть позже в Центре был создан клуб по интересам, а после и кукольный театр, который существует по сей день, и дали ему очень глубокое и символическое название ― «Ожерелье». Сам Борис Иванович объяснил это так: стоимость ожерелья определяется ценностью каждой отдельной жемчужины, из которой оно состоит. А каждый участник новорождённого кукольного театра был именно такой «бусиной» ― неповторимой и уникальной. 

Главная задача ― помогать другим

Спустя время кукольный театр заметили и стали приглашать к участию в разных конкурсах самодеятельности, что сразу же дало свои плоды: с первого раза команда кукольного театра «Ожерелье» заняла почётное третье место. Для новичков это была настоящая победа! 

― Знать всё об одном и понемногу обо всем ― это мой девиз, ― признаётся Борис Иванович. ― Поэтому, когда я увлекся театром, понял, что мне нужно изучить его, после чего я прошёл трехгодичные курсы в школе режиссёров кукольного театра при новосибирском Доме народного творчества. Там и произошло для меня настоящее погружение ― появилось желание создавать что-то новое, творить. 

«Жил-был приведение, звался Ухтошкой,

В нём было намешано всё понемножку.

Он был очень добрый, весёлый ребёнок,

И было ему всего-навсего сорок.

Ведь приведения же медленно растут.

Он был проказник, озорник и шалопут.

С тенями деревьев от луны играл,

Но просто так и никого он не пугал»

― из спектакля про доброе приведение «Ухтошка».

Интересно отметить, что произведения, которые пишет Борис Лаушкин, будь они для детской или взрослой аудитории, всегда направлены на устранение насилия, зла и несправедливости в мире. И главным оружием в этой борьбе выступает юмор и доброе отношение ко всему живому. Даже если за основу взяты общеизвестные сюжеты, автор не боится напугать зрителя непривычной концовкой. Взять, например, «Курочку-Рябу» ― в авторской версии Бориса Ивановича она заканчивается так: 

Дед: Мы яичек бить не будем!

Баба: И не думай ты о том!

Дед: Соберем мы их десяток

Баба: Да цыпляток разведем!

Дед: В каждом беленьком яичке

По цыпленку есть для нас!

Баба: Это радость так уж радость!

Начинай веселый пляс!

Главная задача, признаётся художественный руководитель, с помощью творчества помогать другим. 

― Помню, как мы отправились в первые гастроли. Нашими зрителями были социально незащищенные слои населения ― дети, взрослые люди с ограниченными возможностями, которым мы не только поднимали настроение своими выступлениями, но и показывали, что инвалидность ― не приговор, ― говорит Борис Иванович. ― Как-то мы приехали в отделение гематологии на ВАСХНиЛ, где нашими зрителями стали дети, лежащие под капельницами после химиотерапии. Когда мы начали концерт, глаза и у них заблестели, они так радовались спектаклю, а их родители плакали из-за того, что их дети снова могут смеяться. Это был такой заряд для нас, мы поняли, что вся наша работа ― не зря. 

Превращается рука и в котёнка, и в щенка

«Счастливей артистов, наверное, нет

Мы в куклы играем до старости лет.

…Чтоб рука артисткой стала, 

нужно очень-очень мало» 

― из стихотворения Валентина Берестова «Кукольный театр».

И действительно. Чтобы показать кукольный спектакль, достаточно бывает одной руки, а куклой может стать даже обычная перчатка ― нужно только добавить декоративные элементы и новый образ готов! 

― Всех кукол с самого начала мы начали делать сами из подручных средств, ― вспоминает Борис Иванович. ― Сейчас, конечно, в нашем арсенале есть и тростевые куклы, и перчаточные, созданные в различных техниках. 

Сейчас в коллективе кукольного театра «Ожерелье» трудятся 12 человек, и каждый из них делает огромный вклад в работу. Как говорит художественный руководитель кукловодов, во время репетиций и выступлений людям становится некогда думать об инвалидности.

Дружный коллектив «Ожерелья». Фотография предоставлена Борисом Лаушкиным.

― Отдавая другим, мы много получаем сами. Важно понимать, что здесь работают те, кто сам остро нуждается в самореализации, ― говорит Борис Лаушкин. ― Даже то, что наши актёры находятся за ширмой и при этом примеряют на себя разные роли, точно имеет психологический эффект. У нас люди с ограниченными возможностями, которые могут испытывать чувство собственной неполноценности, а стоя за ширмой, они от этого чувства избавляются. Люди зажигаются. Понимаете, в образе ты можешь быть кем угодно, и даже стать собой, как бы это парадоксально ни звучало. Люди учатся раскрываться, играть, проявлять эмоции, а я, в свою очередь, глядя на свой коллектив, многому учусь у них. 

После выступления кукольного театра «Ожерелье». Фотография предоставлена Борисом Лаушкиным.

Сейчас театр кукол готовится к новому сезону, который стартует осенью. Уже через месяц актёры вновь выйдут на сцену и покажут уже полюбившиеся всем спектакли и, возможно, что-то новенькое, но совершенно точно ― по авторским сценариям Бориса Лаушкина.  Совсем скоро, как признался он нам, свет увидит уже вторая книга сказок для кукольного театра.

Кстати, по произведениям художественного руководителя «Ожерелья» ставят спектакли и в других российских городах. Например, казанский театр сатиры и юмора «Ерошок» в прошлом году одержал победу в одном из этапов фестиваля «Театральное Приволжье» со спектаклем «Перепутанная сказка», который был поставлен как раз по произведению Бориса Ивановича. Так, расширяя территории, новосибирское «Ожерелье» становится заметным явлением не только для нашего города и региона, но и для всей страны. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *