Он взял Париж, он основал лицей…

Хотите посетить могилу императора? Для этого вам необязательно ехать в Москву или Петербург. Ближайший к Новосибирску император похоронен в… Томске! Возможно. Приглашаю вас нырнуть в историю XIX века, дабы познакомиться поближе с одной удивительной легендой.

«Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, он основал Лицей»

Так писал «наше всё», то бишь А.С. Пушкин, об императоре Александре I, вошедшем в русскую историю как Благословенный. Много чем запомнился император. И победоносной войной с Наполеоном, и не менее успешной компанией против Османской империи. Да и вообще, границы России существенно расширились за время его правления.

Кроме успешной внешней политики, Александр I провел множество реформ внутри своей страны. Была у императора даже мысль об упразднении крепостного права, но в конечном итоге сделал это лишь Александр II…

Планировал Благословенный царь и либеральную реформу, предполагавшую наличие выборного органа власти (то есть, по сути, переход к конституционной монархии), но в конечном итоге уступил давлению приближенных, опасаясь, что если он продолжит настаивать, скоропостижно скончается от апоплексического удара, как его отец…

Тот факт, что апоплексический удар по факту представлял собой удар табакеркой в висок и последующее удушение, тогда старательно замалчивался царской цензурой. Но царь-то знал правду…

Во время разрушительной войны с Наполеоном Александр I глубоко ушел в православие и подолгу молился. Позже именно вмешательством Высших Сил он объяснял победу России над Францией, и эта победа еще сильнее укрепила его веру.

Ближе к концу своей жизни он фактически отошел от государственных дел, передав их все приближенным. Молился, гулял, путешествовал, снова молился… Поговаривали, что император планирует отречься от престола и посвятить остаток жизни странствиям и служению Богу. Но вместо отречения царь… умер!

«Всю жизнь свою провёл в дороге, простыл и умер в Таганроге».

Это снова Пушкин. Эпитафия Александру I.

Тот факт, что царя, отличавшегося отменным здоровьем и никогда не болевшего, вдруг скосила обычная простуда, породил множество слухов. О том, что государь инсценировал свою смерть, и, как и планировал, отправился странствовать. Да еще и современники говорили, что в гробу император был совершенно не похож на себя…

Но забудем на какое-то время об Александре I, покинем и Таганрог, и 1825 год. Перенесёмся в пространственно-временном континууме в 1836 год, в Красноуфимский уезд.

Феодор Кузьмич

4 сентября 1836 года там был обнаружен рослый и статный старец, проезжавший через уезд на телеге, запряженной лошадью. Собственно, эту самую лошадь он и остановится подковать у местного кузнеца, и кузнец заподозрил неладное. Слишком контрастировал внешний вид пожилого бродяги с его манерой держаться. О том, кто он, и куда направляется, старец поведать не пожелал, и кузнец доложил о нем властям.

Старца задержали, допросили, но добиться ничего не смогли. Назвался он Феодором Кузьмичом 60 лет от роду. Куда следует — не сознался, кто его родители — тоже. В итоге был обвинен в бродяжничестве, получил 20 ударов плетьми и был сослан в Сибирь, против чего совершенно не возражал.

Сначала Феодора Кузьмича направили в Мариинский уезд (ныне — Мариинск), и ещё по дороге в ссылку старец завоевал прочное расположение как других арестантов, так и охраны. В дороге заботился о больных и ослабленных пересылкой, с конвоирами не пререкался. Посему Феодор Кузьмич был единственным из арестантов, кто шёл по этапу не закованным в кандалы.

Пятилетнюю ссылку он отбывал в деревне Зерцалы (Ачинский район Красноярского края), будучи приписанным к винокуренному заводу. И снова расположил к себе всех, от товарищей по несчастью до представителей власти. Местный казак даже построил ему небольшую келью, чтобы Феодор Кузьмич мог по желанию уединиться от мирской жизни и предаться молитве.

Отбыв срок, старец отправился странствовать по Сибири, зарабатывая на хлеб тем, что обучал детей грамоте и священному писанию. Точнее даже не «на хлеб», а, собственно, «хлеб». В благодарность Феодор Кузьмич брал только пищу, наотрез отказываясь от денег.

В то же время появились и первые легенды об истинной личности пожилого отшельника. То кто-то из военных, гостивших в Мариинском уезде, узнал в старце императора, то якобы сам старец, недовольный кем-то из представителей Красноярской власти, обмолвился, что стоит ему хоть слово гаркнуть в Петербурге, весь Красноярск содрогнется…

Алексанрд I

Окончательно устав от людского общества и вынужденный постоянно открещиваться от версий о своем царском происхождении, Феодор Кузьмич перебрался в Зерцалы и поселился в бедной семье, где прожил следующие 10 лет. Но слухи о том, что под видом простого старца в Сибри живет сам император, расползались всё сильнее… И было от чего!

Феодор Кузьмич сильно выделялся среди простого люда и манерой речи, и уровнем интеллекта. Со временем, когда почитать его начали как божьего старца, к нему потянулись за благословением и представители власти, и богатые купцы Томской губернии. И все как один утверждали, что старик демонстрирует очень глубокие познания в языках, науках, истории, придворном этикете и жизни столичной аристократии.

Ряд исследователей жизни томского старца заявляют, что он вел обширную переписку, причем не только на русском языке, и даже что он регулярно переписывался с Николаем I, и не открытым текстом, а с помощью сложного шифра. О Кутузове рассказывал так, будто сам с ним был знаком, и раз мельком упомянул, что сам Александр I завидовал таланту великого полководца…

Откуда мог знать такие вещи простой старик, давший обет странствия и служения Богу?

На вопрос о том, кто его родители, Феодор Кузьмич никогда не называл их имен, но упоминал, что святая церковь о них молится.

По Сибирской земле расползались слухи о старце, способном творить чудеса. То он исцелил смертельно больного, то с первого взгляда разоблачил беглого каторжника, назвав даже его имя, а то и вовсе одним недовольным взглядом на несколько дней отправил в горячечный бред оскорбившего его священника. И сам же его исцелил, стоило тому покаяться и искренне попросить прощения.

Странствуя по Сибири, Феодор Кузьмич познакомился с Томским купцом Семеном Хромовым, ставшим его самым горячим и преданным почитателем. Нынешний район Томска, Хромовка, возник как раз на месте Хромовской заимки, в которую купец и уговорил переселиться старца в 1858 году.

У Хромова Феодор Кузьмич прожил последние 6 лет своей жизни. Жил он в скромной келье в купеческом флигеле, спал на обитой холстом доске, не принимал жирной пищи, питаясь в основном размоченным в воде черствым хлебом. Многочисленные почитатели буквально заваливали его гостинцами, но все их он откладывал в сторону, «для гостей», и щедро раздавал нуждающимся.

Скончался Томский старец 20 января 1864 года, в возрасте 80 лет, после продолжительной болезни.

Келья Феодора Кузьмича и место его захоронения в ограде Богородице-Алексеевского мужского монастыря вскоре сделались местами паломничества многочисленных почитателей старца… А после его смерти, по легенде, в немногочисленных вещах старца, было обнаружено свидетельство о бракосочетании Александра I. Правда, документальных подтверждений этому нет.

Купец Хромов рассказывал, что незадолго до смерти, он обратился к старцу с вопросом: «Есть молва, что ты, батюшка, не кто иной, как Александр Благословенный… Правда ли это?» На что Феодор Кузьмич ответил: «Чудны дела Твои, Господи… Нет тайны, которая бы не открылась!»

Правду ли говорил Хромов, привирал ли ради упрочнения легенды о жившем у него святом, или же просто сам убедил себя в этом? — Мы не узнаем никогда.

Вскоре на могиле Феодора Кузьмича была построена часовня. Во времена СССР она была снесена, а могила уничтожена: на ее месте выкопали выгребную яму.

Сейчас часовня стоит на прежнем месте, но могилы давно уж нет. Обретенные в 90-х годах мощи Феодора Кузьмича хранятся в церкви при монастыре… Точных доказательств того, что святой старец, считающийся небесным покровителем Томска, и был отошедшим от мирской жизни императором Александром I — нет. Зато косвенных пруд пруди.

Главное из них — графологи сличили почерк императора с почерком на записках, найденных среди вещей Феодора Кузьмича, и с уверенностью заявили, что писал их один и тот же человек. Но… Свидетельств, что написаны эти записки именно томским старцем, нет. Если он и не был императором, то определенно был столичным вельможей. На это указывала его фантастическая осведомленность о петербуржской жизни. А раз так — он вполне мог хранить как память подаренные ему когда-то записки царя.

Верить, или не верить – решать вам. Но напоследок скажу вам еще одну вещь. Все представители династии Романовых, приезжая в Томск, обязательно посещали могилу старца… А первая часовня на месте захоронения святого была построена по распоряжению Николая II…

Кирилл Кудряшов,
писатель

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *