Академик Асеев: Надежда на улучшение появится при смене на выборах Президента РАН Сергеева и Председателя СО РАН Пармона!

А.Асеев (фото Сергея Завражных)

20 сентября завершатся выборы Президента Российской академии наук, а 21-го будет избран и Председатель её Сибирского отделения. Почему Александру Сергееву и Валентину Пармону не стоит претендовать на новый срок, ЧС-ИНФО рассказал Председатель СО РАН с 2008 по 2017 годы, академик Александр Асеев.

Юридическая беспомощность

По мнению Александра Асеева, одна из главных проблем Сибирского отделения РАН на сегодняшний день ― это активное использование карательно-репрессивных мер правоохранительными органами против ведущих ученых и институтов. И в том, что это происходит, он видит вину руководства отделения. Дело в том, что, по мнению академика, служба юридической безопасности СО РАН не просто не работает, она практически уничтожена, а имеющиеся ее остатки даже действуют против своих же ученых.

«За последние 5 лет было заведено 14 уголовных дел против ученых СО РАН. Последний резонансный случай ― это задержание и препровождение в «Лефортово» директора Института теоретической и прикладной механики имени С.А. Христиановича, члена-корреспондента РАН, доктора физико-математических наук Александра Шиплюка, ― рассказывает Академик Асеев. ― Сибирскому отделению уже 65 лет. И за всю предыдущую историю ― за все 60 лет ― почти не было уголовных дел в отношении ученых. Вспоминается только одно ― против сотрудника Лаврентьева Богдана Войцеховского, но тогда удалось «потушить» дело ещё до ареста. А тут всего за пять лет столько ужасных событий… Конечно, это создаёт крайне гнетущую атмосферу. В том числе среди молодых ученых. Они прямо спрашивают: «А зачем мы учимся и работаем? Чтобы нас потом в «Лефортово» препроводили по ничтожному поводу?»

Вспоминает Александр Асеев и другие громкие дела последнего времени. Уточняет, что ведутся они в полной секретности. Экспертиза секретная. Судебные процессы закрытые. Поэтому делать выводы о происходящем очень сложно. Однако многих арестованных ученых академик знал лично. Например, главного научного сотрудника ИТПМ им. Христиановича Анатолия Маслова. «Это кристально честный человек, умница, работяга, очень успешен в науке, патриот нашей страны. Уже в возрасте. Большую часть жизни посвятил работе в институте и пользовался большим авторитетом», ― вспоминает ученый.

При этом наиболее возмутительным Александр Асеев считает тот факт, что именитых ученых, у каждого из которых много важной работы, а ещё и семьи, дети, сразу же помещают в СИЗО. Даже независимо от состояния здоровья (как известно, Дмитрия Колкера забрали прямо из больничной палаты). Академик уверен, что без этого можно было бы обойтись при правильном поведении руководства Сибирского отделения.

Именно эту тему Александр Асеев и поднял на встрече сибирских ученых с Президентом РАН Александром Сергеевым, который 1 сентября посетил Новосибирск. Он попросил прокомментировать ситуацию с уголовными делами против ученых, в том числе по статье «Государственная измена».

«Мы с вами должны понимать, что во многих случаях, когда есть соответствующая претензия, возбуждаются соответствующие дела, есть реальная серьезная подоплека того, что произошло. Хотя, казалось бы, кристально чистый человек, всю жизнь там проработал, столько у него есть достижений, в том числе и в отношении нашего взаимодействия с силовыми министерствами, тем не менее, когда обращаешься с просьбой прояснить, тебе формулируют: первое, второе, третье. И это по закону достаточное основание для того, чтобы соответствующие следственные действия производить, ― ответил Александр Сергеев. ― Я должен напомнить, что если есть обвинение по соответствующей статье, то никакого варианта, кроме помещения человека в СИЗО, нет».

По мнению Александра Асеева, Президент РАН в данном случае совершенно не прав. В частности, академик ссылается на статью 97 УПК РФ, согласно которой, суд, при избрании меры пресечения, должен иметь основания для помещения человека под арест. В частности, он должен иметь доказательства, что подозреваемый либо «скроется от дознания, предварительного следствия или суда», либо «может продолжать заниматься преступной деятельностью», либо «может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства, либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу». «Интересно, какой такой преступной деятельностью мог заниматься Дмитрий Колкер, находясь в онкологической больнице? Какое давление и на кого он мог оказать?» ― задается вопросом Александр Асеев.

Также ученый вспомнил о деле красноярского физика Валентина Данилова, который отсидел семь лет по обвинению в государственной измене. «Вот он не помещался в СИЗО, хотя был обвинен по той же статье! ― рассказывает Асеев. ― Он до приговора находился под домашним арестом».

Тем не менее, ведущие ученые сидят в изоляторе. И, судя по всему, Академия наук не готова их защищать…

«Еще до реформы РАН, у нас в Сибирском отделении, благодаря академику Валентину Коптюгу, была организована мощная служба безопасности, ― вспоминает Асеев. ― Финансовой безопасности, экономической (чтобы не было ошибок в обращении с деньгами), а также хозяйственной и имущественной безопасности (чтобы защитить нашу ценную землю и здания). И, конечно, хорошая служба юридической безопасности, которая защищала сотрудников академии!» Однако теперь, по мнению Александра Асеева, эта работа полностью разрушена. «В период председательствования Валентина Пармона эта система в СО РАН была не просто уничтожена, она теперь даже работает против: против науки, против сотрудников, против институтов… О чём все эти уголовные дела и события в институтах свидетельствуют, ― поясняет он. ― И не только на уровне СО РАН, но и, судя по всему, на уровне всей Академии такая же ситуация».

Александр Сергеев пообещал, что в Академии наук будет создано что-то вроде адвокатской комиссии для защиты ученых. «Наверное, мы должны говорить о некотором таком постоянном органе аналитическом, который бы действовал у нас, чтобы он признавался и силовыми структурами, с которыми мы должны в этих ситуациях взаимодействовать, ― сказал он. ― Чтобы был нормальный канал, чтобы были примеры, как мы работаем и как мы защищаем наших ученых». «Это, конечно, хорошая идея, ― комментирует Александр Асеев. ― Но думать об этом сейчас уже поздно ― люди уже в «Лефортово»! Конечно, можно и нужно помогать им и сейчас. Но начинать эту работу надо было гораздо раньше! Пока же РАН и СО РАН демонстрируют полную юридическую безграмотность, беспомощность и бессилие».

«Именно поэтому я считаю, что оба они ― и Президент РАН Александр Сергеев и Председатель СО РАН Валентин Пармон ― должны уйти в отставку! ― говорит Александр Асеев. ― Они должны публично признать, что не справились с поставленной задачей. И уступить своё место другим людям».

Необходимо восстанавливать связь с Правительством

И если первое, с чем, по мнению Александра Асеева, не справилось руководство РАН и СО РАН ― это система безопасности научных сотрудников и научных институтов, то второе ― это взаимоотношения с федеральной властью.

«Мы полностью потеряли связь с Правительством, ― поясняет академик. ― И Сибирское отделение, да и вся Академия».

По его словам, именно это во многом стало причиной того, что программа «Академгородок 2.0», старт которой задал в 2018 году Президент России Владимир Путин, двигается так медленно или почти не двигается. «После визита главы государства, после того как эти решения были приняты, нужно было плотно работать с правительством! ― уточняет академик. ― Но Михаил Мишустин у нас, был только один раз и то, в основном, в НГУ. Дмитрий Чернышенко был недавно, но стройку НГУ и СКИФа он только облетел на вертолете. И если по университету он дал положительную оценку (уже видны первые этажи новых корпусов кампуса), то по СКИФу там пока просто ровная площадка ― ничего ещё нет, смотреть не на что. И я опасаюсь, что это поручение Президента вряд ли удастся реализовать в срок… Тем более теперь, в условиях «железного занавеса» для науки».

«Главный провал Российской академии наук в том, что она потеряла авторитет в правительстве, ― продолжает свою мысль Александр Асеев. ― Поручений на серьезные экспертизы уже академии не дают, мнение не слушают… Министерство ведёт свою политику. И это заканчивается так, как в Институте математики, где сотрудники выбрали одного директора, а министерство назначило другого, даже не обсудив это с коллективом… А когда люди стали возмущаться и писать петиции, в институт пришла полиция с автоматами, сделали выемку документов, а на квартиру к избранному, но не назначенному директору пришли с обыском. Иным словом, произвол…».

Ставка на молодых

Как отметил Александр Асеев, в ходе своего визита в Новосибирск, Александр Сергеев, который и сам повторно выдвигается в Президенты РАН, агитировал за другого кандидата в президенты РАН, новосибирца Дмитрия Марковича ― Главного ученого секретаря СО РАН, академика, члена-корреспондента РАН, доктора физико-математических наук, директора Института теплофизики имени С. С. Кутателадзе.

«Дмитрий Маркович ― хороший человек, прекрасный ученый, достойный руководитель. Но мне кажется, его опыт всё-таки не достаточен, чтобы руководить Академией наук. Он как раз лучше бы справился с должностью Председателя СО РАН, ― считает Александр Асеев. ― Когда выбирали Президентом РАН Александра Сергеева, у нас тоже были большие надежды и энтузиазм. Он был успешным ученым и хорошим директором большого института прикладной физики из Нижнего Новгорода. Не москвич. И думалось, что он хорошо поднимет региональную науку. Но, к сожалению, этого не произошло».

«Главной целью нового Президента РАН должно стать преодоление пренебрежительного отношения к Академии со стороны власти, ― уверен Александр Асеев. ― Но у Дмитрия Марковича, при всех его плюсах, нет ресурса для этого. Зато он есть у другого кандидата ― академика Геннадия Красникова. Я его хорошо знаю, он вхож в Правительство РФ. Например, буквально на днях он был главным докладчиком на Технологической сессии по электронике, которую вел Михаил Мишустин. К тому же он довольно молодой ― чуть больше 60-ти лет. А Академии сейчас нужны серьезные смелые решения. Потому что если всё останется как сейчас, то институты смогут лишь выживать, но не развиваться. Поскольку бюджеты сейчас выделяются такие, что хватает только на скромную бюджетную зарплату. А задач очень много, тем более в условиях санкций».

Что касается самого Александра Сергеева, академик Асеев считает, что ему не стоит рассчитывать на продление срока. Прежде всего потому, что события последних пяти лет его руководства показали: с поставленными задачами он не справился в полном объеме. «Это хороший человек и прекрасный ученый. Но РАН сейчас нужен другой руководитель», ― уверен Асеев.

Подобная ситуация с выборами Председателя СО РАН. По мнению Александра Асеева, Валентину Пармону не стоит оставаться на этой должности. «Он хороший ученый. Но возраст… Ему уже 75 лет, ― говорит академик. ― Это тот срок, когда даже великий Лаврентьев закончил научную карьеру и покинул Академгородок».

Александр Асеев обращает внимание на то, что в Правительстве РФ явно делается ставка на более молодых людей. Он привел несколько примеров: премьер-министру Михаилу Мишустину ― 56 лет, зампреду правительства Дмитрию Чернышенко ― 54 года, вице-премьеру Виктории Абрамченко ― 47 лет, Министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову ― 53 года, Министру науки и высшего образования РФ Валерию Фалькову  ―  43 года. «И вот приходит к ним 75-летний председатель СО РАН. О чём они могут договориться? ― задается вопросом Асеев. ― Если Правительство делает ставку на молодежь, то зачем же тогда Академия будет продвигать пожилых, у которых уже и энергии меньше, и все заслуги в прошлом?»

Однако вот что удивляет академика: по какой-то странной причине, вместо того чтобы выдвинуть более молодого и энергичного Дмитрия Марковича на пост Председателя СО РАН, его направляют на выборы Президента РАН, где у него не так много шансов на выигрыш, а в случае победы ― мало возможностей для реального успеха. Можно понять, что выдвижением Дмитрия Марковича на выборы Президента РАН устранили опасного и более молодого соперника Валентину Пармону в борьбе за место председателя. И из-за этого Сибирское отделение не имеет сегодня достойного кандидата, который смог бы сменить Валентина Пармона, если не считать иркутского академика Игоря Бычкова, который тоже будет участвовать в выборах.

«К сожалению, моя позиция Президиумом СО РАН не поддерживается, ― уточняет академик и вспоминает. ― Когда я стал в 1998 году директором Института физики полупроводников, я всех возрастных ученых перевел на полставки, а освободившиеся деньги передал молодым завлабам. И когда поднялось возмущение, я объяснил, что эта молодёжь принесет деньги за счет своей энергии и новых идей. И благодаря этому удалось сохранить лаборатории и институты в целом, в том числе, чтобы в них могли работать и заслуженные опытные ученые».

Подытоживая свои мысли, Александр Асеев отметил, что данные выборы имеют очень большое значение, поскольку, по сути, происходит борьба между разными путями развития СО РАН, институтов РАН и Академии наук в целом. «Если всё останется как есть, то уже через пять лет на фоне происходящих неблагоприятных событий у нас вместо науки останется пустыня… ― говорит он. ― Очень надеюсь, этого не произойдет».

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *