«К людям относятся как к мусору». Заслуженный артист РФ рассказал о службе в театре «Глобус»

Глобус

Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» стали покидать сотрудники. Почему так происходит? Об этом ЧС-ИНФО узнал у одного из ушедших в отставку артистов – заслуженного актера Евгения Важенина, который трудился в театре больше 25-ти лет.

Заслуженный творец

Евгений Иванович Важенин
Евгений Иванович Важенин. Фото: globus-nsk.ru

Евгений Иванович Важенин — Заслуженный артист РФ. В 1971 году окончил Новосибирское театральное училище, а в 1986 году — ГИТИС. Знают его не только в Новосибирске, но и во всей России. Помимо службы в крупных театрах, в том числе в Челябинске и Санкт-Петербурге, снимался в ряде фильмов с 1986 по 2016 годы («Делай раз!», «Я — русский солдат», «Хрусталёв, машину!» и других). Известен в театральной среде тем, что может играть самые разные роли: от комических до трагических. В ДК имени Жданова в Новосибирске 16 лет существовал любимый публикой Антрепризный театр Евгения Важенина. Кроме того, он руководил театром-студией при Новосибирском Государственном торговом институте, а затем преподавал актёрское мастерство в Новосибирском театральном училище. Его ученики стали ведущими артистами театров Новосибирска и всей России. Имеет множество различных наград, в том числе в 2005 году удостоен Медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

В новосибирском театре «Глобус» Евгений Важенин проработал 25 лет – с 1997 года. Но, к сожалению, в этом году его служба там закончилась… Почему?

О сложной обстановке в «Глобусе» ЧС-ИНФО уже писал. И, по мнению Евгения Важенина, причина кадровой текучки в учреждении – позиция директора Татьяны Людмилиной.

Вспоминая, как пришел в «Глобус» 25 лет назад, актер рассказывает: «Когда я еще работал в Санкт-Петербурге, услышал, что «Глобус» гастролирует во Франции и Америке, и подумал тогда: «Ну надо же! А я уехал из Новосибирска!» (покинул город актер по приглашению режиссера Алексея Германа для съемок в фильме и службе в питерском театре, — прим. ред.)». К тому времени как Евгений Важенин вернулся в Новосибирск, в «Глобусе» уже были организованы студии пластики и вокала, шли детские оперы и мюзиклы. Поэтому художественный руководитель театра практически сразу позвал его к себе, зная, что актер не только исполняет разноплановые роли, но еще и поет на нескольких языках, танцует и даже играет на трех музыкальных инструментах. «Вот тогда я и подумал, что раз театр такой известный, постоянно ездит на гастроли в другие страны, то что же не пойти, раз зовут?», — вспоминает Важенин. Первой его ролью там стал интриган Жучара в мюзикле «Счастье и муки Милетты Цоккотукки».

Тогда руководила театром Мария Евсеевна Ревякина, которая приглашала хороших режиссеров, и благодаря их работе «Глобус» буквально прославился на весь мир. Это был удачный период и для Евгения Важенина. Три раза подряд он становился победителем в номинации «Лучшая мужская роль» городского театрального конкурса «Парадиз»: за роль Войницкого в спектакле «Дядя Ваня», Царя Максимилиана в спектакле «Царь Максимилиан» и Криона в «Антигоне».

«А про меня забыли…»

Но потом ситуация в корне изменилась. Мария Ревякина решила покинуть службу и посоветовала на свое место Татьяну Николаевну Людмилину. Как рассказывает Важенин, Ревякина надеялась, что Людмилина будет входить в работу постепенно, постоянно советуясь и продолжая линию работы предшественницы. Но этого не произошло: Татьяна Людмилина начала продвигать собственную политику.

Через некоторое время после назначения она пригласила в театр режиссера Алексея Крикливого. И это в корне изменило творческую судьбу Евгения Важенина. «Я ничего не стал делать… Так, на подхвате был. Умер артист: меня вводят. Умер другой: меня вводят, — вспоминает он. — Я спрашивал: «Что, я буду ждать, пока все перемрут? Только так будут роли мне доставаться?» Но меня словно не слышали…»

При этом Евгений Важенин отмечает, что контракт, который актер заключает с театром, в случае, если артист долго не получает ролей, подразумевает возможность подать творческую заявку на спектакль. Однако, сколько бы таких заявок он не делал, результата не было…

«В театре выстроились нечеловеческие отношения, — рассказывает Евгений Важенин. — Крикливый сам по себе в творческом смысле – далеко не гений. Но он вошел в дружбу с директором и был удобен Людмилиной как раз тем, что не имеет собственного мнения. Ему был нужен только статус. А все дела решала она». При этом, по словам Евгения Важенина, амбиции Татьяны Людмилиной были куда выше: вплоть до руководящих должностей в Министерстве культуры Новосибирской области. А когда появилась возможность уйти в Новосибирскую государственную филармонию — перешла туда. Правда, как известно, не на долго…

«В филармонии её подходы к работе терпеть не стали, — вспоминает Важенин. – Там такие люди, например, Владимир Калужский, которые не будут кого попало слушать». Как рассказал Важенин, новый директор создала ситуацию, при которой артисты и музыканты потеряли возможность работать сразу в нескольких коллективах, а это для многих очень важно. Поэтому сотрудники составили письмо против руководителя. «Я обращение, кстати, тоже поддержал, я как раз тогда выступал в филармонии, — рассказывает Важенин. — И Людмилину убрали. К сожалению, вернули снова в «Глобус» …». «Когда она уходила в филармонию, мы в «Глобусе» буквально перекрестились. Но после того как она вернулась, стало совсем невыносимо… Нормальная работа прекратилась окончательно», — добавляет он.

«Она не понимает специфику работы в театре, природы актерской не понимает! Мы для неё как мусор», — описывает кадровую политику Людмилиной Важенин.

Продолжая работать в «Глобусе», но не получая там ролей, Евгений Важенин играл в других театрах: участвовал в спектакле «Квартет» «Красного факела», исполнял роль Кирилла Троекурова в «Музкомедии», пел на французском языке в «Старом доме» и делал многое другое. «Только в «Глобусе» меня словно не было… — вспоминает актер. – Причём я обо всём говорил Крикливому, но он только обещал и обещал…»

«Какая лажа!»

Последней каплей для заслуженного актера стал юбилейный год. В 2021 году он одновременно встретил 75-й день рождения и 25 лет работы в «Глобусе». В актерской среде принято, что серьезные даты отмечаются актерским бенефисом: спектаклем, в котором заслуженный артист может проявить все свои способности и показать, чего он успел достичь как профессионал.

«Когда мне исполнилось 75 лет, они вообще об этом забыли – просто не поздравили… И это при том, что я почти за три года до этого начал предлагать Крикливому варианты постановки для бенефиса. Предложил три разных идеи. Но он всё время отвечал: «время ещё есть», – вспоминает Важенин. – Потом одновременно с новогодним корпоративом отметили 20 лет работы в театре администратора Ивана Петровича. Тогда я скромно напомнил Людмилиной, что через неделю будет 25 лет, как я работаю в «Глобусе». Она аж вздрогнула, словно впервые узнала об этом. И тогда они вместе с Крикливым стали думать, куда бы меня «всунуть» с этим юбилеем. Хотя я, повторюсь, уже больше двух лет предлагал варианты спектаклей…»

Интересно, что такая ситуация с юбилейными бенефисами была только в «Глобусе». Незадолго до собственного юбилея Евгений Важенин поздравлял свою ровесницу Галину Алехину в «Красном факеле». Для неё поставили «Поминальную молитву» и организовали праздник с поздравлениями (сам Важенин в честь подруги написал стихи).

«Всё было очень достойно, всё как положено, — делится воспоминаниями актер. – Но не в «Глобусе», где они начали вспоминать, что же я могу… Стихи сочиняю, пою на французском и английском языке… Но ведь я всё это могу и без театра! А то что я за 25 лет сделал в «Глобусе», всё что можно было отметить, ничего этого мне показать не дали! В итоге выбрали какой-то день, почему-то 13 марта… Зрителей особо не приглашали, никаких объявлений не было. Собрали каких-то людей на малой сцене, где я сам устроил небольшой концерт типа капустника, показал, что сам мог… И мне так стыдно стало! Я подумал: «Какая лажа! Какое отношение! Неужели за 25 лет работы в «Глобусе» я не заслужил даже элементарного уважения?»»

После этого случая актер понял, что его творческий путь в «Глобусе» подошел к завершению…

Готовы заменить любого

Важно, что, по словам Евгения Важенина, такое отношение в «Глобусе» в последние годы – не только к нему лично. «Это нормальная практика для Людмилиной», – считает он и рассказывает, что из-за сложившейся атмосферы из театра ушли многие именитые актеры. Например, Юлия Зыбцева теперь — ведущая артистка в московском театре. Некоторые перебрались в «Дом актера» и в театр «13-й трамвай». Да даже в Оперном в мимансе уже восемь человек из «Глобуса», хотя это вообще другая специфика (миманс или мимический ансамбль — это группа артистов, участвующих в массовых сценах оперных и балетных постановок, — прим. ред.).

«Такая политика у Людмилиной и Крикливого, — рассказывает Важенин. — Готовы заменить любого. Только в этом сезоне из театра уже ушли несколько человек, в том числе ведущий актер Евгений Калашник и прекрасная артистка Наталья Орлова. Молодая пара актеров ушла в «Старый дом»… Всё потому что у людей нет ощущения перспективы! На звания даже не подают! Вот, Светлана Галкина — ей уже больше 50-ти лет, она могла бы стать Заслуженной артисткой. Но для этого нужно, чтобы театр подал документы, чего не делается. Хотя сама Людмилина стала Заслуженным работником культуры РФ».

Важно понимать, что актерская труппа формируется годами – это как семья. И чтобы полноценно ставить русскую классику, нужна вся половозрастная палитра актеров. Хороший руководитель буквально «коллекционирует» типажи, характерных артистов, разнофактурные индивидуальности. Это и позволяет создавать прекрасные спектакли. Но Людмилина, по словам Евгения Важенина, говорит так: «У нас молодежный театр, нам старики не нужны». При этом кто будет играть таких важнейших возрастных персонажей, как, например, Фирс в «Вишневом саде», — неясно…

«За кулисами люди уже шарахаются друг от друга. Большая текучка, — рассказывает актер. – Мы много раз обсуждали это с Игорем Николаевичем Решетниковым, когда он был министром культуры Новосибирской области. Просили убрать Крикливого. Тем более что последние 2-3 года в театре тот появлялся реже…».

Современное искусство?

Вызывали вопросы у актерского состава и творческие эксперименты Крикливого. «Он боится серьезной драматургии. Не знает, что с ней делать. Поэтому и начинает всякие композиции устраивать… — считает Евгений Важенин. — Эта «современная» драматургия появляется от того, что люди не способны брать большой вес. Классика всё-таки предполагает какой-то культурный багаж, мастерство, знания… А если этого не хватает, фантазии нет, таланта тоже, то начинают говорить, якобы «делают новые формы», занимаются «современным театром». Отсюда все эти либеральные идеи: «документальный театр», так называемый «шептательный реализм». Но искусство должно человека поднимать, заставлять задуматься! А у нас в последних спектаклях: сидят на стульях, вслух читают пьесу… Зрители смотрят на всё это и… уходят!»

«Я терпел это, терпел… Не знал, что мне делать? Либо покончить с собой, либо запить, либо уйти… У артиста другого выхода нет, — вспоминает Важенин. — Для кого они это делают? Для зрителя? Но зритель не понимает, о чём это!»

Как известно, сейчас Алексей Крикливый в театре больше не работает. Но чтобы решить все проблемы «Глобуса», по мнению Евгения Важенина, этого недостаточно.

Театр надо спасать

«Как спасать театр? Убрать Людмилину! – отвечает он на вопрос, который вертится на языке. — До тех пор, пока она там, театру не жить. Она не человек искусства — она администратор. Не знает тонкой специфики актерской работы. А руководитель должен понимать, как устроен театр изнутри. Ведь там очень много различных нюансов, тонких граней. И объяснить эту «кухню» человеку со стороны — очень трудно. Тем более если у него нет желания в это вникать… С актерами надо работать очень аккуратно, ведь это люди творческие, с тонкой душевной организацией. Стандартные подходы к кадрам тут не подходят. А у неё такая политика: если ты не хвалишь директора, то тебя надо убрать…»

При этом Евгений Важенин отмечает, что директора театров такой высокий статус получили только в последние «либеральные» годы. Раньше же главным был художественный руководитель. Он занимался труппой и репертуаром. А функция директора была чисто технической – чтобы всё работало и зарплату платили. «Хорошего директора актёры вообще знать не должны. Это человек хозяйственный, — поясняет Важенин. – Директор должен делать всё для режиссёра. Может и деньги достать, если надо. А тут получается всё наоборот! Нет денег? Зачем? Нужны декорации? Так играйте без декораций!»

Евгений Важенин считает, что проблема лежит очень глубоко: в принципах формирования альянса между директором и главным режиссёром, от которого в любом театре зависит очень многое. «Главный режиссер в принципе должен являться художественным руководителем, даже если он формально не занимает такой должности, — поясняет актер. – Если режиссер занимается репертуарной политикой, определяет перспективы работы, формирует труппу, то всё хорошо. Но когда этим начинает заниматься директор – это неправильно. Кстати, в советское время директорами театров часто становились актеры, которые активно занимались общественной работой. Они очень хорошо знали внутреннюю жизнь театра, и это, конечно, помогало им в работе. Но в случае с Людмилиной – это совсем не так».

На данный момент Евгений Важенин в театре не играет. Конфликтная ситуация подкосила здоровье актера… Хотя с началом нового театрального сезона всё существо артиста стремится к служению искусству, к встрече с любимыми зрителями. Но теперь он и сам как чеховский Фирс – оказался забыт и выброшен из жизни. Ведь для артиста театр – это и есть жизнь.

В русских театрах всегда ценили старшее поколение, ведь мастера сцены могли учить молодых. Более того, чтобы играть классику, нужны актеры всех возрастов и разных типажей. И даже если театр называется «молодежным» — это вовсе не значит, что в нём не место возрастным артистам. Поэтому особенно странно, когда о заслуженных творцов буквально «вытирают ноги»: ведь это не только личная трагедия отдельного человека, но и проблема всего театра, а значит –  всей культурной сферы города и региона. По словам актеров, в последнее время ситуация в «Глобусе» стремительно ухудшается, и его нужно срочно спасать. Это государственная площадка, а значит теперь остается ждать реакции Министерства культуры Новосибирской области.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *