Логистика санкционного противостояния

Деловой клуб руководителей «Содружество. Эффективность. Развитие» (СЭР) рассмотрел вопросы взаимодействия науки и промышленности в современных экономических условиях на площадке Института неорганической химии имени А. В. Николаева СО РАН.

Заседание клуба «СЭР» в институтах СО РАН по инициативе директора Центра НГУ по взаимодействию с органами власти и промышленными партнёрами Александра Люлько проходит в этом году во второй раз. Прорывные научные разработки в сегодняшней ситуации усиливающегося давления на экономику России требуют максимально оперативного внедрения в производство. Причём научные институты должны сконцентрировать свои исследования на конкретных потребностях промышленных предприятий. На этом акцентировал внимание присутствующих на заседании делового клуба «СЭР» начальник департамента полномочного представителя президента РФ по Сибирскому федеральному округу Василий Соколов.

— Клуб «Содружество. Эффективность. Развитие» регулярно предоставляет возможность руководителям промышленных предприятий напрямую знакомиться с потенциалом наших научных институтов. Сейчас значимость этой работы многократно возросла, особенно для предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ, — подчеркнул Василий Соколов. — Губернаторам регионов Сибирского Федерального округа дано поручение оказывать всяческое содействие, в первую очередь, предприятиям оборонно-промышленного комплекса, в выполнении тех задач, которые перед ними стоят. Таким образом, в сегодняшних экстраординарных условиях появился дополнительный механизм, в лице губернаторов, получивших широкие полномочия, в том числе и по решению задач взаимодействия науки и промышленности.

Василий Соколов отметил, что сегодня принимаются необходимые меры для того, чтобы в условиях частичной мобилизации не спровоцировать дефицит высокопрофессиональных кадров на предприятиях промышленности и АПК. Он сообщил, что в правительстве РФ действует рабочая группа, возглавляемая вице-премьером, которая рассматривает все возникающие вопросы на рынке труда по всем отраслям промышленности и сельского хозяйства страны. Касается это и научных сотрудников. Решение об отсрочке от мобилизации для целого ряда научных сотрудников будет принято, по словам Соколова, в ближайшее время.

Директор Института неорганической химии СО РАН Константин Брылев рассказал на заседании о направлениях работы и самых актуальных научных исследованиях. В этом году исполняется 65 лет с момента основания Института. В его работе можно выделить пять крупных научных направлений: химия неорганических соединений, химическая термодинамика неорганических систем, кристаллохимия и электронное строение неорганических веществ, физико-химические основы процессов разделения и очистки веществ, физикохимия и технология функциональных материалов.

— Химики работают над тем, что не смогла сделать природа, либо над тем, что природа сделала, но мы пытаемся это воссоздать в более оптимальных, доступных условиях, — пояснил Константин Брылев. — Поскольку новые соединения, конечно же, подразумевают их дальнейшее использование, мы нацелены на создание инновационных материалов и поиск областей их применения. Сейчас очень активно развиваются биоактивные неорганические соединения. Это главным образом обусловлено запросами от медицины и биологии. Различные лекарства, различные средства диагностики требуют улучшения и расширения спектра используемых препаратов.

Присутствующих заинтересовали разработки учёных в области выращивания крупноразмерных оксидных монокристаллов, синтеза функциональных плёнок и покрытий, наноматериалов и нанокомпозитов. Новые соединения позволяют, к примеру, изготавливать высокоэффективные фильтры, применяемые при очистке жидкостей и демеркуризации твёрдых бытовых отходов. Для этого разработаны новые мезопористые модифицированные углеродные материалы.

Возможности формирования новых логистических схем для промышленных предприятий Новосибирской области проанализировал в своём докладе президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергей Максимов.

— Логистика доставки грузов по СФО сегодня выстраивается таким образом, что основные магистральные потоки идут в Новосибирск, затем распределяются на соседние территории: Кемеровская, Томская, Омская области, Алтайский край, — сообщил Сергей Максимов. — И наоборот, более мелкооптовые грузы сегодня собираются в Новосибирске и дальше отправляются по магистралям.

Президент Союза транспортников подчеркнул, что на самом деле перевозки в Европу и из Европы не остановлены. Несмотря на то, что страны ЕС заблокированы, сегодня выстроены логистические связи для работы через Турцию. Как через турецкие порты, так и по сухопутным коридорам. Что же касается основного зарубежного торгового партнёра Сибири, то это как был Китай, так он им и остаётся. Более того, внешнеэкономические торговые сделки с этой страной поступательно наращивают объёмы. Продолжают развиваться и партнёрские связи со странами ЕАЭС: Беларусью, Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном. Этому, конечно же, способствует созданное единое экономическое пространство с данными государствами, позволившее отказаться от нагрузки таможенных платежей.

— Тем не менее, не всё так просто, как хотелось бы, — в России не хватает собственных производственных мощностей по производству контейнеров, отметил Максимов. — А основные грузоперевозки осуществляются именно в них. В то же время в сложившейся ситуации начали более обширно привлекать контейнеры из дружественных России стран. Например, компании «Евросиб» 2,5 тысячи контейнеров удалось привлечь из Китая. Увеличивается и собственный контейнерный парк, опять же, в основном, за счёт закупок из КНР. Помогают в решении проблемы дефицита контейнеров и меры государственной поддержки: на их ввоз сегодня реализована нулевая ввозная пошлина.

— Что касается автомобильного транспорта, если ничего не изменится в экономических реалиях, проблемы начнутся через год-полтора, — считает Сергей Максимов. — К сожалению, несколько лет назад Минпромторг и Минтранс заявили, что мы никогда не догоним европейский автопром по категориям Евро, и было принято решение закупать иностранные автомобили. Сегодня пока ещё автопарк достаточный, но уже можно прогнозировать, что совсем скоро не будет хватать комплектующих, запасных частей и самих автомобилей.

Сергей Максимов уверен, что необходимо как можно быстрее формировать адекватную систему грузоперевозок, в противном случае логистические проблемы будут только накапливаться.

На заседании обсудили вопросы, связанные с работой клуба «СЭР». Учёные и руководители предприятий отмечают, что необходимо наладить самое тесное взаимодействие науки и промышленного производства региона. Следующее заседание клуба запланировано провести в декабре.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *