ЛГБТ или травести? В Новосибирске возник скандал вокруг театральной постановки

Андрей Миронов в роли миссис Байкли

Андрей Миронов в роли миссис Байкли

Эксперты оценят детскую постановку МДТ «Первый театр» «Принцесса и Людоед» в Новосибирске. Причина – заявление о пропаганде нетрадиционных ценностей. Редакция ЧС-ИНФО решила вспомнить, как часто мужчины переодевались в женскую одежду на сцене, и разобраться, что же такое на самом деле ЛГБТ-пропаганда. 

20 ноября члены экспертно-театрального сообщества региона и представители Общественного совета при министерстве культуры Новосибирской области посмотрят и оценят спектакль «Принцесса и Людоед» (6+) — премьеру новосибирского «Первого театра». Причина — единственное обращение от гражданина, которое поступило в Минкульт НСО: он просил прокомментировать выбор актёра-мужчины на роль Принцессы. В постановке задействованы четыре актёра, которые изображают выдуманных персонажей в фантазийном мире, один из таких вымышленных героев – принцесса – однако её играет мужчина, что и смутило некоторых общественников. Якобы, это можно посчитать «пропагандой ЛГБТ».

Фото: 1-teatr.ru

«Действительно, постановка вызвала неоднозначную оценку аудитории. Многие из тех, кто посмотрел премьеру, положительно отозвались о ней в социальных сетях. Другая часть сочла режиссёрский приём неуместным», — прокомментировал порталу Om1.ru замминистра культуры Новосибирской области Григорий Милогулов. Также он пояснил, что формирование этической комиссии для оценки спектаклей не входит в полномочия Минкульта, но можно организовать просмотр спектакля экспертами с последующим обсуждением. Ранее он также прокомментировал ситуацию, вспомнив советский мультфильм «Принцесса и Людоед»: «В этом художественном приёме никакой пропаганды. «Наоборот» — это не про пол и ориентацию, а про человеческие качества. И мультик привёл только лишь потому, что идея «не всё то ангел, что милая девочка», вовсе не нова».

«Погода была прекрасная. Принцесса была ужасная»

Режиссер спектакля Полина Кардымон также рассказала в социальных сетях, что некоторых зрителей возмутило, что в детском спектакле Принцессу играет «мужик с усами». Однако она отказалась менять актёрский состав, поскольку такое решение может полностью изменить концепцию постановки.

Между тем, использование актеров одного пола для исполнения роли персонажей другого пола – это давняя традиция, которая уходит корнями в древние времена зарождения театра. Причин у этого может быть множество: это может быть сатирический прием, может быть вызвано техническими причинами (такими как высота голоса актера), или же культурными особенностями (если, например, женщинам запрещено играть в театре). Иногда этот прием действительно связан с тематикой нетрадиционной сексуальной ориентации и, как правило, это очевидно из сюжета. Например, в американской драме 1993 года «М. Баттерфляй» китайский шпион, переодетый в женщину-певицу, действительно вступает в отношения с французским дипломатом. Тогда как, опять же для примера, в известной кинокомедии «В джазе только девушки», переодевание в женскую одежду и закрученные вокруг этого любовные истории – лишь юмористический прием, не имеющий никакого отношения к теме гомосексуализма.

В Джазе только девушки
«У каждого свои недостатки…»

Театральное амплуа травести — это известная художественная техника, предполагающая исполнение соответственно переодетым лицом роли другого пола. Сейчас чаще всего это бывают актрисы, исполняющие роли детей и подростков и оперные певицы, выступающие в партиях юношей, которые создавались для голосов меццо-сопрано и контральто. Однако в средние века, когда женщины не допускались на театральную сцену, их роли исполняли мужчины (часто юноши или кастраты). В японском театре кабуки же до сих пор отсутствуют женщины.

Женщина-травести

Были травести-актеры и в советском кино. Самый известный из них —  Георгий Милляр, который играл Бабу Ягу в фильмах-сказках Александра Роу.

Образ, знакомый всем с детства

Еще больше это амплуа стало развиваться в 90-е годы, вспомнить хотя бы певца Андрея Данилко. Очень часто переодевание в женскую одежду мужчин использовалось и в сатирических передачах, таких как «Городок» и подобные.

Верка Сердючка

При этом прямо сейчас можно увидеть травести в новосибирских музыкальных театрах. Например, в балете «Спящая красавица» Новосибирского государственного академического театра оперы и балета роль злой феи  исполняет мужчина.

А известный танцор Николай Цискаридзе в балете «Тщетная предосторожность» в НОВАТе исполнил партию вдовы Симоны.

То есть мужчина в роли женщины для новосибирских театров – далеко не новость. Остается вопрос: при чем тут пропаганда ЛГБТ? Да, спектакль детский. Но ведь травести чаще всего как раз и играют в детских спектаклях, и в этом случае речь о пропаганде не идет… Так же как в случае, если персонаж-мужчина переодевается в женщину для создания юмористического эффекта (как в пьесе «Здравствуйте, я ваша тетя»).

Сейчас в России действует закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», предполагающий, помимо прочего, запрет на произведения, «отрицающие семейные ценности, пропагандирующие нетрадиционные сексуальные отношения и формирующие неуважение к родителям и (или) другим членам семьи». Но в данном случае речь идет именно об нетрадиционных отношениях. То есть персонажи мужчины должны вступать в эротическое взаимодействие друг с другом, причем именно как двое мужчин (случаи, когда это происходит по ошибке, как в уже упомянутых «Здравствуйте, я ваша тетя» или «В джазе только девушки» — вряд ли подходят под этот закон).

«Я старый солдат и не знаю слов любви»

Что касается нового законопроекта, который вводит административную ответственность за пропаганду ЛГБТ, педофилии и смены пола среди детей и взрослых (изменения в статью 6.21 КоАП «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних»), то и он предполагает запрет именно на пропаганду нетрадиционных отношений, а также на распространение информации о ЛГБТ и призывов к смене пола среди несовершеннолетних. О том же, чтобы запретить мужчинам играть женские роли или в шутку переодеваться в женскую одежду – речи нет. Все-таки стоит понимать разницу между сценой гей-любви и художественным приемом, при котором мужчина изображает женщину в том или ином контексте… Иначе закон о запрете пропаганды ЛГБТ может привести ко множеству злоупотреблений.

Когда принимаются такие законы, вряд ли подразумевается использовать их для «охоты на ведьм». Зачем искать гомосексуальную тематику там, где ее нет, если существует множество произведений, в которых она представлена более чем явно и, зачастую, именно в пропагандистском ключе? И это касается не только западных фильмов и сериалов, но и некоторых отечественных книг (о том, как новый законопроект может отразиться на книготорговле, ранее писал ЧС-ИНФО). Да и о чем можно говорить, когда лицом «Сбербанка» стал блогер Даня Милохин? Действительно ли в такой ситуации стоит обращать внимание на безобидную постановку?

Никто не спорит с тем, что общество необходимо защищать от враждебной пропаганды чуждых идеалов, в том числе от навязывания моды на гомосексуальность. Но подобные обращения, нападающие на культуру, скорее дискредитируют подобные инициативы, нежели помогают продвижению традиционных ценностей.

К сожалению, никто из журналистов ЧС-ИНФО не посещал спектакль «Принцесса и Людоед». Но, судя по описанию в интернете и имеющимся фотографиям, авторы этого произведения явно не предполагали пропагандировать нетрадиционные отношения… А вот о чем и почему думали люди, написавшие заявление в Минкульт, это уже другой вопрос.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *