Судьбу исторической мозаики «Покорители Оби» в Новосибирске решат в 2023 году

Государственная инспекция по охране памятников Новосибирской области определит, является ли панно «Покорители Оби» объектом культурного наследия.

Госинспекция по охране памятников региона взялась определить культурную и историческую ценность панно «Покорители Оби». Мозаичное произведение площадью 280 квадратных метров находится в Советском районе Новосибирска рядом с ГЭС. В 1970 году его создал художник Владимир Сокол.

— Инспекцией по обращению организованы работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия панно «Покорители Оби», — говорится в официальном сообщении инспекции. — Работы включают обследование объекта, фиксацию, историко-архитектурные, историко-градостроительные и архивные исследования. Срок проведения исследовательских работ — март 2023 года.

Владимир Сокол учился в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени Мухиной. С середины пятидесятых годов жил в Новосибирске. Он руководил мастерской мозаичников и резчиков в Академгородке. Сохранился ряд его работ. Например, витраж «Наука» в вестибюле НГУ, панно «Богатства Сибири» в Доме учёных.

«Покорители Оби» — наиболее яркая мозаика Владимира Сокола. Известно, что Новосибирская ГЭС была первой из числа грандиозных сибирских гидроэлектростанций. Опыта перекрытия таких рек за Уралом тогда ещё не было. И, конечно, строители ГЭС не жалели сил, чтобы одолеть могучую реку. Случались жертвы, несчастные случаи, требовавшие от людей внезапного мужества. Сокол закончил работу над мозаикой в 1970 году. В том году СССР, можно сказать, переболел столетием Ленина, сотни художников и скульпторов выполняли заказы юбилейной Ленинианы. А Сокол создавал портреты истинных героев времени. Высота панно «Покорители Оби» – 9 метров, ширина – 31,5 метра.

— В картине – 1236 тысяч разноцветных мозаичных плиток, выполненных в ярких красках смальты, металла, цветного стекла и керамики. Из них выложены яркое солнце, бурные пенные потоки воды, краны и судоходные шлюзы и семь напряженных, суровых лиц с пристальным, почти иконописным взглядом, – лица первых строителей Новосибирской ГЭС. Возведённая на рубеже 1950-х годов, она стала первой на реках Сибири. На ударную комсомольскую стройку приехали сотни молодых людей со всей страны, которые в короткие сроки до наступления зимы сумели возвести плотину и перекрыть строптивую реку. Именно там, рядом со зданием самой станцией, на съезде с плотины и установлен величественный памятник, запечатлевший героический труд гидростроителей, — так описывал панно один из почитателей Сокола Александр Попов в 2012 году.

К тому времени на деньги «Русгидро» и мэрии Новосибирска панно было отреставрировано. А до тех пор оно медленно, но верно разрушалось. Ведь за памятник никто не отвечал. В итоге, на то, чтобы привести панно в порядок, ушло четыре года.

В месте, где установлено панно, раннее была большая насыпь и на ней располагалась камнедробилка. Из Буготакских сопок Новосибирской области сюда привозили камень и дробили его на щебень. Когда камнедробилку убрали, осталась бетонная стена. И Владимир Сокол предложил выложить из мозаики панно. Как рассказывают в музее Новосибирска, с панно на нас смотрят люди, которые имели реальные прототипы и погибли страшной смертью. Сам художник рассказывал, что монтажник Андрей Сердюков (третий справа) погиб на разрушенной эстакаде, спасая коллег, его тело так и не было найдено. Дело было весной 1957 года, во время ледохода, когда была смонтирована временная эстакада. Льдины начали биться от опоры эстакады, и она стала разрушаться. Работы сразу прекратили, но не все услышали приказ об остановке работ. Комсомолец, молодой двадцатилетний парень Андрей Сердюков кинулся к своим товарищам, чтобы предупредить их. Коллег предупредил, а сам спастись не успел.

А водолаз Алексей Мартынов (первый справа) в одну из смен не вернулся из-под воды. Это произошло во время испытаний, начинали вводить в эксплуатацию трубы, вода была мутная. Сорвало деревянную заглушку, и водолаз попал под сильное давление воды. Спасти его не удалось.

Об остальных людях художник ничего не рассказывал, но судя по тому, что при строительстве Новосибирской ГЭС погибло семь человек (две женщины и пятеро мужчин), можно предположить, что именно они смотрят сегодня на новосибирцев и гостей города с этого панно.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *