Бронепоезд «Советская Сибирь» в битве за Кавказ

Весной 1942 года на фронт из паровозных депо незанятой врагом европейской части Советского Союза, Урала, Сибири и Дальнего Востока пришло свыше 80-ти бронепоездов, укомплектованных местными экипажами. В условиях ужесточившейся рельсовой войны они оказались существенным подспорьем для Красной Армии. Особенно это сказалось на организации обороны, а в ряде случаев контрнаступления — в борьбе за Кавказ и за южные земли современной России (Ростовская область и Поволжье, в том числе и территория Сталинграда (Волгограда).

Начало пути на Кавказ

В отражении фашистского натиска на Кавказ значимо отличились четыре сибирских бронепоезда: «Советская Сибирь», «Железнодорожник Кузбасса», «Сибиряк» и «Металлург Кузбасса», объединенные в отдельные дивизионы бронепоездов под номерами 41 и 42.

В этот раз рассказ пойдет о бронепоезде «Советская Сибирь», который строился в недрах паровозного депо железнодорожной станции Новосибирска и получил № 1 в составе 41-го дивизиона, как ведущий бронепоезд. «Железнодорожник Кузбасса» готовился силами работников стальной магистрали Томской железной дороги на знаменитой своими новаторами-железнодорожниками станции Тайга. Судьба этих двух рельсовых броненосцев, новосибирского и так называемого кузбасского из Тайги, была единой, неразрывно связанной с их совместной фронтовой одиссеей. Впрочем, то же самое можно сказать и о другой броневой паре — «Сибиряке», построенном на станции Инская в Новосибирске, и «Металлурге Кузбасса» — выходце из чертогов локомотивного депо станции Белово. Еще одной общей чертой для этих бронепоездов была территориальная принадлежность их баз строительства к Томской железной дороге.

Итак, краткая характеристика тактико-технических свойств «Советской Сибири» такова: основа — одетая в броню «овечка» — бронепаровоз Ов № 5522. Закаленная броня отдельных узлов и агрегатов колебалась от одного до двух с половиной сантиметров, при этом будка машиниста и командирская рубка имели толщину брони до четырех сантиметров. Кроме бронепаровоза и тендера с углем он изначально имел еще четыре бронеплощадки, имеющих толщину брони в три сантиметра (борта и башни). Хотя и строилась «Советская Сибирь» не так поспешно, как ее предшественники, успевшие попасть на фронт во время битвы за Москву в декабре 1941 — январе 1942 года, однако сделать идеально качественный бронепоезд не было ни сил, ни возможностей. Поэтому бронеплощадки, как о том свидетельствуют официальные документы, имели отдельные элементы из незакаленной брони. Вооружение каждой бронеплощадки — одна 75-миллиметровая французская пушка образца 1897 года и пять танковых пулеметов Дегтярева образца 1929 года.

Авторитетный куратор и трудовые подвиги

Строительство «Советской Сибири» началось во второй декаде декабря 1941 года. Считается, что инициаторами создания этой боевой единицы стал сам трудовой коллектив Новосибирского депо Томской железной дороги, постройку курировал Новосибирский областной комитет ВКП (б) при личном участии товарища М. В. Кулагина — первого секретаря областной партийной организации. Талантливый организатор, пользовавшийся непрекословным авторитетом в народе и в партийной среде, Михаил Васильевич сделал множество полезнейших дел для Новосибирской области и ее жителей в годы войны и в годы послевоенного устройства. Контроль первого лица положительно отразился на процессе строительства бронепоезда — по большей части он уже был готов к началу февраля 1942 года — сроки просто поразительные! Прошло всего немногим более полутора месяцев, и стальная крепость на колесах уже была готова принять экипаж и бить фашистов на фронте! По воспоминаниям очевидцев этого тылового подвига, работа по сборке бронепоезда не завершалась даже ночью — люди работали в несколько смен, всячески подбадривая и помогая друг другу. Сейчас это уже забыто, но зимой 1942 года главной задачей для строителей бронепоезда было уменьшить срок его подготовки ровно вдвое. Сибирские железнодорожники справились с этой задачей, невзирая на морозы, скромный рацион питания и отсутствие нужных технологий и материалов. В очередной раз с широким размахом были задействованы человеческие резервы: смекалка, сила воли, долг перед Отечеством, попавшим в опасность, и несокрушимая вера в победу советского народа над немецкими захватчиками.

Кстати, в состав экипажей вошли преимущественно железнодорожники из городов: Новосибирска, Прокопьевска, Сталинска (будущего Новокузнецка) и станции Болотной. Интересный факт — личный состав, набранный, конечно же, из добровольцев, принимал самое деятельное участие в постройке своего будущего бронепоезда. При этом экипаж, одновременно с участием в оборудовании стальной крепости, интенсивно проходил курс «молодого бойца». Железнодорожники с азартом тренировали слаженность коллектива в условиях, приближенных к боевым, оттачивали навыки командной сплоченности и личной боевой подготовки в качестве артиллеристов, пулеметчиков, радистов. Навыки обслуживания и управления стальной машиной они уже имели, так что все силы были брошены на военную составляющую подготовки. Одновременно со строительством бронепоезда готовились ремонтно-полевые базы: для «Советской Сибири» и общая — для всего дивизиона.

На фронт

К 6 февраля дивизион был полностью сформирован и, снабженный всем необходимым, отправился на фронт. Следует, однако, отметить, что вооружение и материальная часть этой сибирской стальной крепости были еще далеки от необходимого уровня комплектации. Предполагалось довооружить и обеспечить экипаж бронепоезда всем необходимым для ремонта и участия в бою уже в Москве.

Через две недели «Советская Сибирь» получила вблизи столицы необходимое имущество и вооружение. Добавились две площадки противовоздушной обороны завода «Стальмост». Каждая из них была оснащена автоматической зенитной пушкой калибра 37-мм и пулеметом ДШК, который стрелял не только по самолетам противника, но мог и поддержать огнем пехоту, идущую в атаку, был очень эффективен против живой силы противника и его легкобронированной техники на расстоянии до 3,5 километров.

В конце апреля 1942 года 41-й дивизион был передан в боевой резерв командующего 46-й армией. Боевая веха бронепоезда началась в середине мая того же года — вместе с «побратимом» «Железнодорожником Кузбасса» он патрулировал железнодорожный участок Поти — Хашури — Самтредиа — Батуми на границе нынешних Грузии и Абхазии. Лето прошло в штатном режиме охраны вверенного участка железной дороги без серьезных столкновений с противником. Но уже в конце сентября 1942 года команде бронепоезда довелось проверить себя на прочность в ожесточенных боях.

Первая кровь

Это случилось сразу же после того, как дивизион был передан в подчинение 9-й армии Северной группы Закавказского фронта. Оба бронепоезда получили задачу поддержать наступление Красной армии на участке Эльхотово — Дарг-кох. Первый бой бронепоезда состоялся 28 сентября. Экипажи обеих бронекрепостей приняли участие в прорыве, который осуществили части отдельной 19-й стрелковой курсантской бригады. Совместно с побратимом «Советская Сибирь» смогла метким огнем своей артиллерии поразить три средних танка гитлеровцев и уничтожить шесть автомашин. По ходу сражения «Советская Сибирь» вступила в дуэль с минометной батареей фашистов и вышла из этого поединка победителем, полностью разгромив немецкое подразделение.

На следующие сутки «Советской Сибири» и «Железнодорожнику Кузбасса» в труднейших условиях пришлось сдерживать яростные атаки моторизированной фашистской пехоты. Совместно бронепоезда отбили две немецких атаки северо-восточнее Эльхотово. Противник отступил, оставив на поле боя два горящих танка и потеряв в живой силе не менее 70 человек. В следующие три дня интенсивность боевых столкновений несколько спала, тем не менее, на счету дивизиона за это время, действовашего в движении и статично, оказалось три разгромленных минометных и одна артиллеристская батареи «фрицев».
С началом октября немецкое командование на том участке фронта решило покончить с резвыми сибирскими бронепоездами. Более полутора тысяч автоматчиков при поддержке танков пошли на прорыв советской обороны. Второй батальон курсантской бригады под напором превосходящих сил неприятеля начал беспорядочно отступать, однако возможный прорыв гитлеровцев на этом участке фронта не состоялся. На помощь пехоте пришли рельсовые броневики из Сибири. Дружным огнем артиллеристских орудий, зениток и пулеметов, вражеская атака была отбита, солдаты вермахта сами вскоре превратились в беспорядке драпающую толпу. На поле боя остались гореть шесть вражеских танков и столько же бронемашин. Кроме того, противник снова лишился трех минометных батарей, уничтоженных меткими залпами железнодорожной артиллерии.

Из обороны в наступление

Следующий день принес долгожданный приказ о переходе всего фронта в наступление. Бронепоезда также выдвинулись на исходные позиции с тем, чтобы прикрыть пехоту и саперные подразделения. Оба бронепоезда успели совершить четыре боевых налета на укрепления врага вблизи железнодорожного полотна. Немцы решили, что с советскими крепостями на рельсах может справиться только бомбардировочная авиация. Бронепоезда героически выдержали атаку восьми фашистских юнкерсов. Экипаж «Советской Сибири» храбро сражался с силами люфтваффе, но в конечном итоге был вынужден отступить. От взрыва бомб был серьезно разбит сам бронепаровоз, исковерканы две бронеплощадки и полностью пришли в негодность еще две контрольных платформы. Сибиряки потеряли 11 человек убитыми и 18 ранеными. Пришлось срочно под покровом темноты уходить на ремонт в Грозный.

Через месяц броневой дивизион вновь на передовой. «Советскую Сибирь» направили на участок Шенаево — Беслан с задачей поддержать части 3-го стрелкового корпуса, которые держали оборону на подступах к городу Орджоникидзе. За три дня с 3 по 6 ноября бронепоезд «Советская Сибирь» произвел 18 огневых налетов в районе городка Ардон (современная Северная Осетия). Его экипаж уничтожил за это время семь фашистских танков и 17 автомашин с пехотой. Благодаря меткой стрельбе зенитных орудий сибиряки подожгли два немецких склада с боеприпасами и подавили огонь трех артиллерийских и минометных батарей противника. Затем была получена новая боевая задача — помочь пехоте и артиллерии в уничтожении Гизельской группировки немцев. Вновь вступив в бой, на участке Беслан — Орджоникидзе бойцы-железнодорожники из Сибири провели 15 огневых налетов. В ходе боев, как подарок всему советскому народу ко дню Великой Октябрьской социалистической революции, к 7 ноября экипаж бронепоезда смог записать на свой боевой счет еще 14 гитлеровских танков, 27 автомашин, обращенных в бегство более 500 фашистских пехотинцев, рвавшихся к железной дороге.

Последние бои «Советской Сибири»

После 7 ноября 1942 года «Советская Сибирь» воевала в связке с 984-м стрелковым полком. Главной задачей бронепоезда была охрана моста через реку Хатальдон в трех километрах северо-восточнее городка Ардона (современная Северная Осетия). Предварительно этот мост был отбит у немцев, и вот теперь делом чести для сибирских железнодорожников было удержать его и не дать противнику переправиться на другой берег реки. «Советская Сибирь» произвела на этом участке 25 огневых налетов на позиции наступающих гитлеровцев. В ходе этих, по сути оборонительных, боев экипажем бронепоезда было отбито три немецких атаки, подбито 12 танков, 21 автомашина, разгромлены три автоколонны противника. Командование высоко оценило храбрость и хладнокровие сибиряков, действовавших целеустремленно и грамотно, раз за разом вынуждая фашистов обращаться в бегство. За образцовую организацию обороны и контратак в районе Ардона личному составу 41-го дивизиона и экипажу «Советской Сибири» в частности, командованием 3-го стрелкового корпуса была объявлена благодарность. За умелые действия, проявленные в боях с 28 сентября по 20 ноября 1942 года, из числа бойцов дивизиона награды получили 53 человека.

В конце ноября «Советская Сибирь» уходит на ремонт в Тбилиси на паровозовагоноремонтный завод имени Иосифа Сталина. Личный состав бронепоезда находится в это время на железнодорожной станции Навтлуг.

В середине лета 1942 года «Советская Сибирь», согласно приказу командования, убывает в расположение 13-го стрелкового корпуса под Сочи. Теперь его основная задача — патрулирование побережья Черного моря от Туапсе до Хосты. Еще через полгода 41-й дивизион передислоцируется в Абхазию в город Гагры с задачей охраны участка Адлер—Бзысь. Весной 1944 года 41-й дивизион поступил в распоряжение 12-го стрелкового корпуса с дислокацией на станции Хашури. Там бронепоезда взяли на боевую охрану участки железной дороги в районе Гори—Хашури, Хашури—Боржоми и Хашури—Зестафони. В этих южных широтах экипаж «Советской Сибири» встретил долгожданную Победу, а спустя еще год дивизион планово расформировали и сибиряки-железнодорожники смогли вернуться на свою малую Родину.

Роман Сидоров

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *