Сталин в Новосибирске: повод для спецкомандировки и чем это закончилось

Фото из открытого источника

17 января 1928 года, для решения продовольственного кризиса, охватившем страну Советов, в Новосибирск приехал генсек ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин. Он привез директиву и начало репрессий.

Результатом поездки генерального секретаря ЦК ВКП(б) Иосифа Сталина в Новосибирск стали шифротелеграммы, докладные и информационные записки, стенограммы заседаний и «Краткие записи при поездке по Сибири с 15 января по 6 февраля помощника Сталина Сергеева».

Что тогда творилось в стране?

В конце 1927 года в СССР разразился кризис хлебозаготовок. Главной его причиной стало нежелание основных сельхозпроизводителей – средних и зажиточных крестьян – продавать выращенное зерно по низким, по их мнению, ценам. В то время экспорт зерна был главной задачей правительства: средства, полученные от его продажи, были необходимы для индустриализации молодого государства. Но закупочные цены на хлеб не устраивали крестьян.  Да, тут еще неурожай в некоторых регионах.

План развития промышленности оказался под угрозой. Тогда партия взяла курс на принудительное изъятие хлеба у тех крестьян, которые отказывались продавать государству зерно по специальным закупочным ценам, которые, естественно, были ниже рыночных.

Как результат — во многих регионах страны начались перебои с поставками хлеба в города, введение продовольственных и промышленных карточек, отмененных после окончания Гражданской войны.

Надо было принимать срочные меры по преодолению кризиса. Причем, возможность повышения цен категорически отвергалась, а на закупку зерна за границей требовалось время. Оставался один выход – нажать на местные власти.

Фото: Участники совещания партийно-советского руководства Барнаульского, Бийского и Рубцовского округов 22 января 1928 г. (в центре – И. В. Сталин, справа от него – С. И. Сырцов, слева – секретарь Барнаульского окружкома ВКП(б) В. Н. Кузнецов)ГАНО, ф. П-11796, оп. 1, д. 19

Решение партии – чистки на местах и принудительное изъятие зерна

6 января 1928 года в адрес республиканских, краевых, губернских и окружных комитетов партии полетела жесткая директива ЦК ВКП(б), в ней все руководители предупреждались, что если они не добьются в кратчайшие сроки перелома в хлебозаготовках, то будут сняты с занимаемых должностей.

В регионы отправились и спецкомиссии. В Сибирь должен был выехать Григорий (Серго) Орджоникидзе, однако, по официальной версии, он заболел, и его заменил сам генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин. Командировка его продолжалась с 15 января по 6 февраля 1928 года.

На местах начались масштабные чистки. В сельсоветах и партийных ячейках увольняли всех, кто, по мнению высшего руководства, не справлялся с поставками хлеба государству. Сталин разрешил местным партработникам привлекать крестьян, не сдающих хлеб, к уголовной ответственности.

На поиски спрятанного хлеба отправляли специально сформированные отряды бедняков, которые изымали хлеб у кулаков, за что получали в награду за низкую плату, в кредит, а где и бесплатно, 25 процентов конфискованного зерна.

Сталин: Не трогать кулака — самая гнилая мысль в головах коммунистов

О самой командировке Сталина в печати не было ни слова, но о прибытии московского гостя на местах знали все и готовились к жестким мерам. И не ошиблись. Благодаря документам «сталинского» фонда РГАСПИ, сегодня точно известно, какие решения генсек принимал тогда в Новосибирске.

13 января 1928 года из краевой прокуратуры и полномочного представительства ОГПУ по Сибирскому краю на места была разослана директива об уголовном преследовании мелких скупщиков зерна и владельцев мельниц. Правда, некоторые большевики высказывали опасения по поводу применения репрессий, они могли обернуться народным волнением.

Сталин эти опасения дезавуировал в телеграмме от 14 января. Мнение о том, «что нельзя трогать скупщика и кулака, так как это может отпугнуть от нас середняка», определялось как «самая гнилая мысль из всех гнилых мыслей, имеющихся в головах некоторых коммунистов».

Уже через три дня, 17 января, ОГПУ начал аресты зажиточных крестьян, «располагающих большими запасами хлеба» и возбуждение уголовных дел по статье 107 статьи УК РСФСР за спекуляцию: за злостное повышение цен на товары путем скупки, сокрытия или невыпуска таковых на рынок грозило лишение свободы на срок до 1 года с конфискацией всего или части имущества или без таковой, а при установлении наличия сговора —  лишение свободы на срок до 3 лет с конфискацией всего имущества.

Вечером того же дня Сталин прибыл в Новосибирск и лично принял участие в заседании бюро Сибкрайкома ВКП(б) по поводу мер по преодолению кризиса хлебозаготовок. Генсек внимательно выслушал всех выступавших и возложил вину за кризис на зажиточных крестьян – кулаков.

В «записях Сергеева» приводится ряд выдержек из речи Сталина:

— «Кулак-спекулянт дерётся, а мы зеваем».

 — «В то время как мы благодушествовали, кулак и спекулянт не дремали».

— «Надо кулака арестовывать, пока по кулаку не ударите, ничего не выйдет. Неверно, что если по кулаку ударить, то середняк отойдет. Неверно это. Скажет, действительно Советская власть его».

Кроме того, Сталин предложил, применять к кулакам, саботирующим сдачу хлеба, 107 статьи УК РСФСР не по линии ОГПУ, а от имени прокуратуры. Подобная практика распространилась на все регионы страны Советов.

Вечером 21 января лидер большевистской партии выехал на Алтай, потом в Красноярск и везде прошли совещания по вопросам хлебозаготовок на территории Сибири.

А ваш округ не сдрейфит?

Иосиф Виссарионович не ограничивался призывами к выполнению принятых хлебозаготовительных заданий, а понуждал местные власти к принятию повышенных обязательств, подстегивая тех к действиям в каждой телеграмме:

 «Могу ли я сообщить Москве, что ваш округ не сдрейфит и готов выполнить честно план заготовок. […] Дайте ответ обязательно сегодня. Сталин».

26 января Сталин вновь присутствовал на очередном заседании краевой «хлебной тройки» в Новосибирске, где обсуждался реальный план действий, вылившийся в распоряжение «о прекращении до 1 февраля всяких внутрисибирских перевозок» хлеба, что должно было увеличить объемы его вывоза из Сибири в центральные районы СССР.

Решение было реализовано практически немедленно. В результате генсек уже через три дня телеграфировал в Центральный комитет ВКП(б): «Меры репрессии по линии отгрузок, принятые на днях, возымели действие. 26 января отгружено на Запад 367 вагонов, 27-го – 423, 28го – 433. Кроме того, поймано за эти дни на линии 150 лишних вагонов внутрисибирского снабжения [и] переадресовано на Запад».

Благодаря решительным мерам на местах, 2 февраля наступил переломный момент в хлебозаготовках в Сибири, и Сталин предложил наркому торговли СССР Микояну увеличить заготовительное задание Сибирскому краю на февраль с 13 до 22 миллионов пудов. Чего это стоило крестьянам, известно из истории, но миссия была выполнена и в конце 1928 года в СССР заготовили 41,5 миллион пудов хлебопродуктов.

Результаты хлебозаготовительного кризиса 1927-1928 г.г.

Во всех бедах обвинили зажиточных крестьян – кулаков, многие попали под уголовную ответственность и были высланы с родных мест. В стране началось свертывание НЭПа, и создание новых форм взаимодействия деревни и государства в виде колхозов и машинно-транспортных станций (МТС).

Использована информация библиотеки сибирского краеведения, других отрытых источников.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *