Сибирские изобретатели. Часть II. Залесов

О Барнаульском сереброплавильном заводе и тамошнем изобретателе, Иване Ползунове, мы уже поговорили. Теперь переместимся чуть поближе к Новосибирску. В Сузун.

В Барнауле активно плавили серебро из руд, добытых в окрестностях Колывани. Не той Колывани, что у нас, под Новосибирском, а той, что в Алтайском крае. Той, в честь которой Колывано-Воскресенские заводы и звались Колывано-Воскресенскими. Одним из побочных результатов выплавки серебра была медь…

Медь… Вроде бы ценный металл, но в глухой Сибири — практически ненужный. Везти ее за Урал — дорого. Выкидывать — жалко. И тогда, по приказу Екатерины Великой, был построен Сузунский монетный двор, и отдельный медеплавильный завод специально для него. Ведь в самом деле, зачем везти медь в Москву, если можно прямо в Сибири чеканить из нее монету для хождения по этой самой Сибири? Удобно и выгодно!

Построен завод был в 1764 году на речке Нижний Сузун, давшей свое имя и поселку. Почему на речке — вы прекрасно понимаете, не так ли? Потому что река давала энергию. Механическую, естественно, про электрическую тогда знали только именитые ученые. Водяные колеса приводили в движение многие заводские механизмы. Многие, но не все…

Об отказе от ручного труда как раз и мечтал Ползунов. Об оснащении всех заводов паровыми машинами, которые позволили бы развивать производство не только вблизи рек, но и в абсолютно любой местности.
Но пока завод работал по старинке, безо всяких технических огнедышащих новшеств. А тем временем, в 1772 году, в Барнауле родился Поликарп Михайлович Залесов. Отцом его был сержант караульного гарнизона сереброплавильного завода. Того самого, на котором трудился в свое время Ползунов.

В 15 лет юный Поликарп обратил на себя внимание преподавателя Барнаульского горного училища, Василия Петрова, которому в будущем было суждено стать академиком Петербургской академии наук. По легенде, на монографию «Известие о гальвани-вольтовских опытах» Петрова вдохновил тот факт, что однажды, в ходе эксперимента, он случайно коснулся оголенного провода и получил удар током в 1500 Вольт.

Петров заметил любознательного и талантливого мальчишку и активно занимался с ним в недавно созданном кабинете для физических опытов, отмечая острый и пытливый ум своего воспитанника.

Завершив обучение, Залесов какое-то время поработал при Барнаульской лаборатории, и вскоре был откомандирован на Нерчинские заводы, где под руководством Федора Борзова, механика из Кронштадта, учившегося в Англии, участвовал в постройке паровой машины.

В 1796 году, после запуска машины, Борзов дал своему протеже лестную характеристику, в которой указывал, что Залесов вполне способен построить «огнедышащую» машину и сам.
После этого молодой инженер был просто нарасхват. Его командировали с одного завода на другой, то на Урал, то в Сибирь, и везде Залесов занимался тем, что умел лучше всего. Оптимизировал труд рабочих, внедряя новые технологии. Нам, жителям XXI века, все эти паровые машины кажутся не более, чем декорациями из стимпанка, но на тот момент, на рубеже XIX века, работы Залесова воспринимались как роботизированные линии сборки космолетов сейчас.

Одной из его разработок, внедренной на Павловский, Барнаульский и Локтевский заводы, был подъемный кран с ковшом для розлива расплавленного металла, приводимый в движение водяным колесом.
Но где бы и над чем бы Залесов ни работал, его голову не покидала идея принципиально новой паровой машины…

Дело в том, что все внедрявшиеся в производство паровые двигатели были поршневыми, работавшими по тому же принципу, что и машина Ползунова. Горячий пар толкает поршень вверх, затем пар остывает, и поршень под действием атмосферного давления, опускается вниз. Затем цикл повторяется.

Вверх, затем небольшая пауза, вниз, снова пауза… А практически все заводские механизмы требовали равномерного движения, без малейших перерывов, с одинаковым усилием на всем протяжении хода машины.

По такому принципу работало водяное колесо. Вода равномерно и постоянно падает на его лопасти, колесо равномерно вращается, передавая усилие на пилу, меха, вагонетку… На что угодно! Но вода-то есть не везде!

Сейчас это кажется странным, что тот же Ползунов, талантливый и одаренный инженер, не додумался до этой идеи первым. Что машина Ползунова была поршневой, как и многие паровые двигатели до него и после него. От поршней, через кривошипно-шатунный механизм, усилие передавалось на колесо, совершавшее вращательное движение и передававшее его дальше. Но колесо это вращалось неравномерно, потому что неравномерно двигались поршни.

Однако, недоумевая, почему до паровой турбины додумался только Залесов, вспомните, что целые века люди смотрели на детские игрушки на колесах, но никому не приходило в голову оснастить этими самыми колесами волокуши. Все гениальное — просто, но именно в умении увидеть эту простоту и заключена гениальность!

Залесов задался вопросом: раз пар есть испарившаяся вода, то почему бы не построить механизм, в котором пар и будет крутить колесо? Как водяная мельница, только паровая! Тем паче, что подобные механизмы существовали еще в I веке нашей эры. Правда, воспринимались они как занятные игрушки.

Совсем как колесо на детских фигурках в древности, не так ли?

В 1806 году Поликарп Залесов создал проект паровой турбины. Того самого механизма, с помощью которого сейчас вырабатывается порядка 80% всей электроэнергии на планете. Паровые турбины стоят на всех ТЭЦ и АЭС. Огромные, из самых современных материалов, но работающие по тому же принципу, что и турбина Залесова. Подача пара на лопасти вращает турбину, а ротор турбины, вращаясь в магнитном поле статора, генерирует электричество.

Год спустя Залесов построил макет своей турбины. Действующий макет! Оставалось только получить деньги на строительство полноценного агрегата, но… Уникальное изобретение, опередившее время почти на 80 лет, было сочтено бесперспективным и никому не нужным. И Залесов со вздохом отложил свой проект в сторону и занялся более насущными делами. Доработкой имеющихся паровых машин, строительством Гурьевского сереброплавильного завода, и усовершенствованием гуртильных станков на Сузунском монетном дворе.

Первая работающая паровая турбина была запущена в 1883 Карлом Густавом Патриком де Лавалем. И Лаваль понятия не имел, что за 76 лет до него это мог сделать Поликарп Залесов, механик Алтайского горного округа…

Умер Залесов 11 июня 1837 года. Как и Ползунова, его похоронили на Нагорном кладбище Барнаула. Его могила, как и могила Ползунова, была уничтожена при превращении кладбища в парк…

Окажетесь в Нагорном парке Барнаула — помяните добрым словом этих двух алтайских инженеров. Талантов, лучшие изобретения которых не были приняты при их жизни…

Кирилл Кудряшов, писатель

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *