Католицизм в Новосибирске

Фото Константина Кутузова

В начале прошлого века католицизм в Новониколаевске был весьма значительной конфессией.

К революционному 1917-му году из примерно 65 тысяч жителей около 4 тысяч были католиками. Для понимания масштабов, если бы это соотношение сохранилось по сей день, то сейчас в Новосибирске было бы чуть больше сотни тысяч исповедующих эту религию.

У Новониколаевских католиков был и свой храм. Не просто молитвенный дом, а величественный каменный собор, построенный в 1909 году. Собственно, в молодом городе уже были представлены все основные конфессии. Там же неподалеку располагалась и первая мечеть, ну а ближе к нынешнему центру — первая синагога. Увы, из всех этих религиозных сооружений до наших дней дожила только мечеть, спрятанная ныне за шестиэтажками по проспекту Димитрова.

Советская власть, объявившая войну капитализму, кулакам и поповству, не делала исключений ни для каких конфессий. Собор святого Казимира был закрыт в 30-е годы и простоял еще три десятка лет в статусе складского помещения, пока на его месте не решено было построить ЦУМ.

Так канул в лету первый костёл Новониколаевска, который сейчас мог бы быть такой же туристической достопримечательностью нашего города, как храм Покрова Пресвятой Богородицы Царицы Святого Розария в Томске. Но увы, всё, что напоминает о соборе святого Казимира — памятный камень возле ступеней ЦУМа, установленный в 2009-м году.

На долгие годы католичество в Новосибирске ушло в подполье. Постепенное возрождение его началось в 1941-м году, когда в Сибирь стали переселять немцев из Крыма и Поволжья. Осевшие в России немцы продолжали исповедовать религию своих предков и, даже оказавшись в далеком сибирском городе, продолжали собираться небольшими группами для совместных молитв, чтения литературы и просто общения, далеко не всегда — на религиозные темы.

Количество католиков постепенно росло, Новосибирская община налаживала связи с соседней Томской, гораздо более многочисленной, с общинами в Прибалтике и Калининграде, и однажды в нашем городе открыто заговорили о строительстве новой католической церкви. Связано это в первую очередь с тем, что в 1981 году в Новосибирск приехал Иосиф Свидницкий, священник, подпольно проводивший к тому времени мессы уже на протяжении 10 лет в различных городах Советского Союза.

Отец Иосиф был первым католическим священником, получившим официальное разрешение от властей на постоянное проживание в нашем городе. В 1982 году он зарегистрировал общину и стал собирать пожертвования на строительство молельного дома. Местом для него была выбрана окраина Новосибирска — Расточка. Можно только предполагать, чем он руководствовался в выборе. Может быть, тем, что в частном секторе у Расточки было проще и дешевле купить дом, которому суждено было стать первой католической церковью в советском Новосибирске? А может быть, тем, что район в те годы уже был весьма криминальным, а значит, на Расточке жило больше заблудших душ, которым требовалось спасение?

Община под руководством отца Иосифа на собранные деньги купила дом по адресу: 2-ой переулок Мира, 10. Дом был старый, и для превращения его в церковь требовалась кардинальная перестройка, однако не это пугало прихожан, а бюрократическая волокита. Нужно было получить разрешение на постройку, уложить проводку, подвести воду, согласовать все это с нужными инстанциями и, наконец, согласовать сам факт того, что здесь будет находиться церковь!

Пока шла стройка, пришла беда.

19 декабря 1984 года, накануне Рождества, Иосифа Свидницкого арестовали по обвинению в хранении антисоветской литературы. За уликами далеко ходить было не нужно, дома у него нашлась Библия и множество других религиозных (а значит, антисоветских) книг. Парадокс, не правда ли? Католической общине разрешено существовать, то есть исповедовать религию вроде как можно, но только без соответствующих книг…

Отцу Иосифу дали три года в колонии. Отправили его совсем недалеко, в Куйбышев, где он продолжил служить пастырем и помог многим заключенным найти дорогу к Богу.

Интересной вехой для новосибирского католичества стало его возвращение из тюрьмы. Освободившись в 1987 году, отец Иосиф вернулся в построенную к тому времени церковь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Расточке и снова стал служить мессы. И тут же к нему стали приходить местные партийные деятели с требованием отказаться от религиозной деятельности.

Отец Иосиф с гордо поднятой головой ответил на все угрозы, что он служил в тюрьме, а уж на свободе — и подавно будет служить. И будет отстаивать свое право быть пастырем своего прихода даже через суд! А если сделать это не получится — подаст жалобу в Верховный суд СССР! Опротестует свое освобождение и вернется в колонию, где продолжит делать то, ради чего рожден. Нести в массы слово Божье.

Советская эпоха шла к своему логическому завершению. Назревали перемены. Но даже несмотря на это, давление на Иосифа Свидницкого не ослабевало. Поэтому он вынужден был покинуть наш город, перебравшись сначала на Украину, а затем — в Среднюю Азию. Но главное дело было сделано: в Новосибирске сформировалась католическая община, насчитывавшая на середину 80-х годов около 250 человек, и в городе появился первый за долгие годы католический храм.

Да, крошечный. Да, на окраине. Но начало было положено!

Пришли 90-е. Распался Советский Союз. Поменялось и отношение к религии, по всей стране стали оживать православные храмы… Легче стало дышаться и католикам.

Отец Саулюс, сменивший отца Иосифа на посту настоятеля храма на Расточке, несколько лет обращался в различные инстанции с просьбой о строительстве храма в центре Новосибирска, и наконец получил разрешение. В апреле 1991 года в России были восстановлены структуры католической церкви, а 19 марта 1993 года на пересечении улиц Горького и Каменской был заложен первый камень в основание будущего собора.

Разработку проекта храма доверили Владимиру Васильевичу Бородкину, с 1985 по 1987 занимавшему должность главного архитектора нашего города. Кроме собора на Горького он запомнился Новосибирску как автор проекта каскадных домов Шевченковского жилмассива, которые и до сих пор выделяются своей оригинальностью, а цены на квартиры в них не уступают ценам в современных новостройках, а также бизнес-центрами «Кобра» и «Зеленые купола».

Строительство завершилось в августе 1997 года. Храм, освященный в честь Преображения Господня, стал одной из архитектурных жемчужин центра. Компоновка крыши, состоящей из трех частей, выбрана, чтобы символизировать три кущи, которые собирался построить апостол Петр в честь открывшегося перед ним на горе Фавор Преображения Иисуса Христа.

Символична и разная высота частей крыши. Самая высокая часть располагается над алтарем, от которого молитвы верующих возносятся к Богу.

Ну а над входом в храм установлены единственные в городе уличные часы с боем.

Такова история становления католичества в Новосибирске и история появления единственного в городе здания, построенного в готическом стиле.

Кстати, православный собор в честь Преображения Господня, тоже имеет статус кафедрального, вот только не в Новосибирске, а в Бердске. Но о нем — в следующий раз!

Кирилл Кудряшов, писатель

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *