Ola_Riverart. Два полюса художника Ольги Речкиной

Фото: Ольги Речкиной

«Оля Ривер — художница из Сибири. Она создает необычные работы в различных техниках — художница владеет классической живописью маслом, рисунком и создает работы в технике цифровой живописи». Именно так ее представляют на презентациях выставок, встречах и в соцсети. Но за классической формулировкой стоит удивительно интересный человек, который постоянно развивается, пробует себя в новых направлениях и вкладывает смысл в каждую свою картину.  

Недавно открывшаяся выставка «Юг/Север» — совместный проект Ольги Ривер с художником Виталием Трохимюком. Север ― как раз направление Ольги. Но побывав на экспозиции, понимаешь, что ее судьбу и творческий путь тоже можно сравнить с полюсами, настолько всё кардинально противоположно, закручено и запутано нитями судьбы.

Ольга Ривер пишет картины в традиционных техниках и создает digital art. На ее счету более 15 персональных и совместных выставок. Первая прошла в 2005 году. Но до этого жизнь Ольги была связана с медициной. Такой вот поворот судьбы.

В жизни нет ничего случайного

— Я родилась в семье архитекторов, меня с детства водили по выставкам, рассказывали, что это за картины, какой смысл они несут, что это, например, за направления такие – кубизм, авангардизм, классицизм. Мама всегда говорила: надо считывать не просто формально нарисованное, а отмечать детали, цветовую палитру, настроение автора. И я всегда, просматривая, например, альбомы с репродукциями, размышляла, а что хотел сказать художник? Меня привлекали Псковские иконы, написанные с элементами творчества, портреты Гейнсборо и Брюллова, пейзажи Левитана, работы Чюрлениса с его психологическим смыслом. И сама я рисовала всегда, — припомнила Ольга с какой-то особой теплотой свои детские годы.

В тоже время девочка зачитывалась книгами Джеральда Даррелла и мечтала стать ветеринарным врачом, иметь свой собственный зоопарк. Это было начало 2000 годов, и родители справедливо подметили, что на зарплату ветврача не проживешь. Ольга, уже увлекающаяся биологией, после школы поступила в новосибирский медицинский университет.

Медицина + искусство

— По образованию я врач–психиатр, и у меня был очень хороший преподаватель Цезарь Петрович Короленко, который на многих лекциях отсылал нас, студентов, как раз к современному искусству: мы разбирали, какой смысл мог вкладывать художник в свои работы. Это меня так захватывало, что мои способности в психиатрии соединились позже с моим увлечением живописью. В каждой моей работе заложена определенная идея, — пояснила художница. — Так сложилось, что из медицины я ушла, но образование, которое я получила, сформировало меня как личность, ход моих мыслей и самовыражения. Мне интересно было развиваться, изучать новые технологии, программы, я стала работать в медицинском журнале, увлеклась дизайном.

Ольга получила дополнительное образование, основам рисунка и композиции обучалась на курсах, частных уроках у художников и дизайнеров. И вот результат — работы новосибирской художницы ежегодно выставляются на лучших арт-площадках, находятся в коллекции центра современного искусства «Сияние», в частных собраниях картин России, Нидерландов, Болгарии, Чехии, Германии.

Самоидентичность сибиряков и ИИ

Лучшего места для встречи не придумать. «Арт Ель» — открытое пространство в центре Новосибирска, место, где живет искусство. Это большой выставочный зал, мастерская и уютный коворкинг. Здесь всё располагает к разговору о жизни, работе, нитях-паутине, которые опутывают каждого из нас и внутренней энергии. Сейчас здесь проходит выставка «Юг/Север».

— Это вторая совместная выставка с художником Виталием Трохимюком. Первая была академическая в ЦК-19, и тогда по отзывам мы поняли, что следующую надо сделать креативной. Фишка выставки «Юг/Север» ― в работах, выполненных при помощи искусственного интеллекта. В России впервые они выставлены в галерее как произведения искусства, — отметила Ольга Речкина. — Серия создана по концепции художника, но в коллаборации с нейросетями, и посвящена она сибирякам. Я хотела показать общность людей, оказавшихся в непривычном «запутанном» состоянии. Каждый видит в этих портретах свои нити ― социальных запретов, ограничений, связанных со стереотипами и шаблонами мышления, это могут быть и просто жизненные проблемы. И только от человека зависит, сможет ли он осознать само наличие этих невидимых нитей и посмотреть на мир сквозь паутину.

Многие фотографируются с картинами, находя в них схожесть с собой.

Фото: Так появился 13 портрет. Это ты — зритель.

«Люди и нити»: красивая красивость

Нейронная сеть ― это компьютерная программа, работающая по принципу человеческого мозга: она прогоняет входные данные через систему более простых программ, взаимодействующих между собой, после чего выдает некий результат.  Последние семь лет нейросеть получила усиленное развитие в искусстве во всем мире.

Технология работы с искусственным интеллектом не так проста, как кажется. Чтобы получить 12 картин серии «Люди и нити», в корзине оказались более тысячи вариантов, предложенных ИИ.

— Важно выстроить «диалог» с нейросетью. Художник забивает слова: портрет мужчины, славянской внешности, цвет глаз голубой, в окружении спутанных нитей. И программа выдает красивую красивость. Но мне хотелось получить не дешевую глянцевую красоту, а выразительные лица, смотрящие сквозь тебя глаза, и я добавляла и добавляла в запросы дополнительные слова, картинки, свою компьютерную графику, расположение нитей, — рассказала о технологии создания изображения в ИИ художница.

— Магия ИИ в том, что созданные работы невозможно повторить. Каждая картина уникальна не только из-за моих текстовых запросов и авторских графических работ. Алгоритм искусственного интеллекта не создает повторов, — добавила Ольга. — Примерно из 150 вариантов я выбираю несколько и потом дорабатываю их до соответствия задуманной концепции, создания типажей людей, которые живут в современной России. Потом остается допечатная подготовка и печать. Сколько времени ушло на создание этой серии? Неделя, но это все 24 часа в сутки. С идеей я просыпалась, работала весь день и во сне тоже прокручивала все варианты.

Еще один интересный момент ― это расположение картин на экспозиции. Так серия «Нити и люди» пополнилась еще одним «портретом».

— Действительно, готовя дизайн развески 12 картин, возникла мысль — вот здесь в центре должно быть зеркало, как еще один портрет жителя Сибири! Каждый уже сможет увидеть себя и задуматься: а кто я в этом мире, где мое место, какие нити меня сдерживают, что такое хорошо и что такое плохо? — увлеченно рассказала автор серии картин, которые магнитом к себе притягивают.

А что такое хорошо и что такое плохо

Ответ на этот вопрос каждый формулирует по-своему, в ходе внутреннего диалога. Еще древние греки говорили, что мышление ― это диалог между личностью и внутренним голосом. Если он есть, то вы ― Личность, если вы живете одним днем, то Индивид. «Нити и люди» — это призыв посмотреть на себя и понять, что людей сдерживает. В контексте современности нити стали больше похожи на паутину, которая окутывает людей. Временами она превращается в золотой бисер и блестящую мишуру, иногда в колючую проволоку. И порвать эту паутину или нет ― выбор каждого, — пояснила Ольга уже как врач- психиатр.

На фото: Ритм огня. 2021.Digital art.120×80 см

Многогранность творчества Ольги Речкиной доказывают картины серии «Ритмы Сибири», «Алтай» и «Выживут только художники», которые буквально притягивают своей магией. «Ритмы Сибири» — это авторский взгляд художника на Сибирский пейзаж, взаимодействие вечной красоты природы с ритмами этномузыки через создание уникальных узоров.

— У каждого места в Сибири есть уникальный ритм и звучание, существующие миллионы лет. Эта гармония очень хрупка и нуждается в защите. Это современный взгляд с использованием цифровых технологий и художественной интерпретации, — отметила художник, — Используются традиционные техники рисования ― акварель, масло, графика, а нанесение происходит с помощью цифровых инструментов, компьютера, графического планшета, программного обеспечения.

«Используя вместо кисти и холста, стилус, планшет и программный софт, она создаёт свои картины в пространстве цифровой реальности. В ее работах сибирские пейзажи взаимодействуют с ритмами этномузыки, размышления о современном мире отражены в серии «Выживут только художники», говорится в презентации экспозиции.

Небольшая экскурсия по выставке помогает понять многие замыслы автора.

На фото: Иллюзия Дискобола. 2021 г. Digital art. Печать на холсте. 120 х 90 см.

Это известная скульптура завораживает людей с древних времен. «Иллюзии Дискобола» Ольги Речкиной подталкивает к поиску ответа на вопрос: что является главным в движущей силе человека?

— Спиралевидная композиция содержит концентрацию энергии, которая готова выплеснуться. Почему иллюзии? За внешней красотой скрыты внутренние пружины, и моя задача была вынести на первый план мысль ― что же первично: внешняя красота или обстоятельства, внутренний мир человека? — пояснила наша героиня.

На фото: «Гора Мустаг. Шерегеш». Серия работ «Алтай». 2019 г. Масло, холст на подрамнике.50х40 см.

Отдельная тема в творчестве новосибирской художницы ― сибирская природа. Работы выполнены в разных техниках, это горные пейзажи Алтая, снежные сопки Шерегеша, бирюзовая Катунь. И в каждой картине виден собственный почерк автора.

Заставляет остановиться картина «Рейтинг», условно напоминающая очертания Мадонны.

— Да, можно сказать, что это современная Мадонна, олицетворяющая отношение людей сегодня к окружающему миру, когда рейтинг выходит на первое место, а не человеческие качества. Мне было интересно выразить классическое восприятие женского образа. Кстати, это был триптих, кроме женского портрета был мужской и семьи. Но два полотна приобрели сразу на выставке в Москве, — поведала историю Ольга.

На фото: Нить и шум. 2021 г. Digital art. Печать на холсте. 120 х 90 см.

— «Поле зрения», «Баланс», «Над пропастью среди белого шума». Это из серии «Выживут только художники». Здесь главная концепция ― приглашение зрителя к диалогу о противостоянии человека окружающему его абсурду, хаосу современной жизни, — продолжила творческий экскурс Ольга Речкина.  — Картина «Баланс» посвящена художницам, об их способности подходить к жизни творчески, постоянно находиться в поиске, в развитии. Поверьте, это непросто. Благодаря QR-коду, который есть у каждой картины, зритель переходит на видео, сопровождающее работу. Получилась такая коллаборация, то есть совместное творчество живого человека-художника и искусственного разума. Особенно это интересно молодежи, ребята это воспринимают как квест, расследование, делятся мнениями. Во всяком случае, те кто приходит на выставку, ― очень умные ребята, я в восторге от молодого поколения.

Кто водит рукой художника?

— Некоторые говорят, что это коллективное бессознание, мастера подключаются к какому-то полю и начинают творить, другие называют это Музой, а кто-то считает, что рукой художника водит нечто или некто… Меня, как психотерапевта по образованию, естественно, интересует всё, что связано с психологией творчества, я собираю высказывания, мнения различных художников на эту тему, ведь переживания, замыслы «выплеснутые» на полотна и на словах ― большая разница. Лично я считаю, что это передача какой-то энергии и смысла, которые автор считывает с окружающего мира, соединяя, например, сибирский ландшафт с этноэлементами, музыкой и шумом, — поделилась мнением Речкина.

Получается удивительное сочетание, фантастический результат с капелькой провокации. Перформанс, вызывающий сильные и запоминающиеся эмоции, помогают создать музыканты, как это было на открытии выставки «Юг\Север».

Психотерапия или магия искусства

— Картины лечить не могут, они только подталкивают к диалогу с самим собой. Главное, проговорить, осознать ситуацию, понять нити, которые окружают, опутывают каждого из нас, и, может, даже найти ту путеводную нить, что приведет к решению вопросов, подтолкнет к освобождению из паутины повседневности, кардинальным изменениям, — абсолютно уверена художница с медицинским образованием.

— Мне нравится выставляться с другими авторами, здесь тоже возникает диалог, но уже между художниками, работающими в абсолютно разных техниках. В этот раз мы с Виталием Трохимюком представили живопись маслом, цифровую живопись и с использованием искусственного интеллекта. Я придерживаюсь взгляда, что неважно, как сделано искусство, если картина создана художником и воспринята зрителем как некое послание, то в этом и заключается волшебная сила искусства. А что правильно, хорошо или плохо ― люди решат сами. Пусть приходят, смотрят, делятся мнениями, спорят…

Фото: На открытии выставки

Мнение зрителя для художника всегда важно. Кристина, студентка 1 курса, будущий юрист.

― Меня на выставку пригласила подруга. И меня поразили портреты, созданные нейросетью. Ну очень красивые. И очень понравился «Лед», это как сцена из кинофильма «Сумерки», чувствуется холодная атмосфера. Я немного сама рисую, и понимаю, как это сложно было написать.

Олеся, 11 класс, собирается поступать на архитектурный фак-т.

― В зале очень много картин, где много деталей. Это надо было придумать, реализовать, прописать. Чтобы разглядеть все моменты по нескольку раз, отходишь от картины, рассматриваешь… Я бы хотела спросить у художника, чем он вдохновлялся при работе над той или иной картиной, как определял палитру и как можно под таким углом положить мазки, всё так идеально?!

Выставка «Юг\Север» открылась 16 марта 2023 года, а Ольга уже вся окутана новыми замыслами. Она готовит серию работ, которая соединит графику, живопись маслом, цифровую живопись и ИИ. Ее задача: смешать все техники, объединенные единой мыслью про нашу современность. И привлечь для этого местных поэтов, музыкантов, создать некую коллаборацию с другими видами искусства. До встречи. Ваша Ola_Riverart.

Лана Левада. Фото автора и Ольги Речкиной.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *