«Всякие сказки»: классика в современном искусстве

В Новосибирске ежедневно открываются интереснейшие выставки, например «Всякие сказки» ― уникальное событие в мире современного российского искусства. Почему? Рассказали автор необычного проекта, художник популярный и на родине, и за её пределами, Анастасия Кузнецова-Руф и ее супруг, известный живописец Иван Коршунов. Оба входят в топ-100 признанных художников Росси.

Впервые 13 ведущих столичных художников объединились единым замыслом для своих новых картин. Они создали мир любимых с детства сказок, но с прочтением их на современный лад. Автором проекта «Всякие сказки» является Анастасия Кузнецова-Руф. Это её первый музейный кураторский проект.

Анастасии удалось увлечь своей идеей и собрать в «единое созвездие» уникальную группу авторов: Е. Белявскую, А. Виноградова, В. Дубоссарского, К. Звездочетова, И. Коршунова, Д. Котлярову, А. Кузнецова, Г. Острецова, Е. Плотникова, А. Савко, М. Сафронову и Т. Смирнова. На их персональные выставки зрители выстраиваются в длинные очереди, так как это всегда событие с большой буквы в мире искусства.

В 2023 году такое событие, но в тринадцатикратном масштабе, пройдет сразу в нескольких городах России, и первым стал Новосибирск. Выставка открылась в художественном музее 5 апреля. Далее проект ждут в музеях Красноярска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Краснодара, Санкт–Петербурга, а потом экспозиция отправится в Китай.

Продолжение художественной традиции

— Для меня это, действительно, редкий проект, поскольку ранее, замыслив новую выставку, я работала только со своими произведениями. А сейчас к моему замыслу подключились 13 прекрасных художников, среди которых настоящие «зубры» российского искусства ― Виноградов, Дубоссарский, Звездочетов, Острецов, Савко. Обычно у всех планы расписаны на годы вперед, так что я благодарна всем за поддержку и участие в проекте «Всякие сказки», — отметила куратор выставки, член Московского Союза Художников, Президент Артистического общества «Ассамблеи искусств» Анастасия Кузнецова-Руф. — Этот проект я посвятила своему деду, художнику Леониду Трофимовичу Кузнецову, великолепному графику, книжному иллюстратору.  В этом году ему исполнилось бы 95 лет. Он долгие годы сотрудничал с издательствами «Детская литература», «Малыш», так что книги с его иллюстрациями были практически во всех дошкольных учреждениях, в каждом доме, в каждой семье.

Анастасия является ярким продолжателем художественных принципов своего знаменитого деда, советами которого она руководствуется и по сей день.

— Есть одно правило, которому я внутренне всегда следую. Мерилом завершения работы является не усталость, а только абсолютное и полное ощущение завершенности той идеи, что снизошла на тебя каким-то чудом. Это действительно чудо, если бы я знала, то место, ту позу, или время суток, если бы я понимала, после какой чашки чая или кофе меня озарит, то я бы постоянно находилась в этом состоянии. Но так не бывает. Это как благодатный огонь в Иерусалиме, который каждый год ждешь и не знаешь, снизойдет он или нет. Так и с идеей нового проекта или новой картины: твоя задача перенести ее на холст в первоначальном виде, с первоначальными ощущениями, — рассказала художница.  — Любому художнику очень важно найти себя в искусстве. Даже большому мастеру надо постоянно и без стеснения совершенствоваться, этой истине меня учил мой дед.

Сказки бывают всякими

Первое впечатление: 13 художников ― 13 разных прочтений не только русских народных сказок, но и зарубежных авторов, веселые и страшные, знакомые с детства и не очень. Затем — размер многих картин — это цепляет и завораживает с первых минут, заставляя остановиться у каждой работы, постараться разгадать идею, предложенную автором через сюжет, образы, технику, множество деталей.

— Здесь нет ни одной случайной картины. Все объединены сказочной темой с массой неожиданных подтекстов. Скидывающая оперенье «Царевна Лебедь», у которой тату, «три девицы под окном» в современных нарядах с пирсингом и маникюром, Карлсон, летящий над Полтавой. Все работы написаны с творческой элегантностью, так что и взрослые, и дети смогут прикоснуться к высокому искусству, поймать «ниточку интереса» и по-своему растолковать замысел художников, — обратила внимание Кузнецова-Руф в ходе мастер-класса.

«В лесу». Для художника Егора Плотникова характерен единый ансамбль картины и инсталляции из натуральных материалов. В итоге получается не просто объект для созерцания, а некий хеппенинг.

Лучший зритель ― в Сибири       

Новосибирцам повезло, в рамках выставки прошла творческая встреча с настоящими мастерами современного российского искусства.

— В Новосибирске дивное ощущение, что зритель готов тебя слушать не 5―10 минут, а как сегодня на мастер-классе ― 45 минут! И то, времени не хватило. Московская публика, пожалуй, с неким рассеянным вниманием, и у меня есть максимум полторы минуты удержать публику словом. Я получила огромное удовольствие от общения с новосибирцами, — отметила Анастасия после встречи с учащимися ДШИ, художественного училища и вуза, где она рассказала о композиции в практиках современного искусства. Художник, кандидат искусствоведения, преподаватель МГАХИ им. В. И. Сурикова Иван Коршунов представил мини-лекцию «Традиции и современность в изобразительном искусстве», а Владимир Назанский ― искусствовед, арт-критик, куратор выставок современного искусства, организовал виртуальное «путешествие» на конкурс-выставку «Эрарта. Премия».

Сразу понятен образовательный уровень сказочного проекта.

Сказка ложь ― да в ней намек

Все картины Кузнецовой-Руф выполнены угольным карандашом с использованием темперы.  Пред публикой предстает удивительно объемное и запоминающееся изображение с эффектом яркости и многоцветия.  Как ей это удается ― понять может только профессионал, а простого зрителя интересует первое впечатление, которое захватывает и не отпускает. Тем более, когда пред тобой известная сказка в современном прочтении.

«Дюймовочка ХХI века». Холст 1,8 на 1,8 метра. Очаровательное дитя в цветочном горшке, но уже с гаджетом в руках, а вокруг нее реалии окружающей действительности в виде, представляющих опасность жабы, улитки, жука ― удивительно тонко прописанных в мелочах. Или «Русалочка» в окружении мертвых рыб, видимо, оглушенных браконьерами или погибших от пролитой нефти? Вот стоишь и думаешь: что хотел сказать автор, а что видишь ты сам?

Картины Ивана Коршунова поражают сразу глубокой мыслью и деталями, заставляющими улыбнуться и поймать еще один смысл.

— В каждом проекте я стараюсь выразить два взгляда ― позитивный и негативный. В идее Анастасии написать сказки я сразу почувствовал уникальную возможность для нового проекта.  В итоге написал триптих на тему русских народных сказок: «Каша из топора», «По щучьему велению» и «Не простое». Это такая рефлексия на современную действительность, надежда на возрождение Руси в образе «спящей» деревни, ожидание чуда, понимание, что в самые страшные времена мы выживем: кашу из топора сварим, курочка Ряба снесет не простое, а золотое яйцо и по щучьему велению всё изменится к лучшему. Это позитивный взгляд в проекте, а в негативный, так получилось, попали европейские сказки, — рассказал художник И. Коршунов.  — Картина «Крысолов» — с первого взгляда зритель вспоминает сказку про путешествие Нильса, а на самом деле это история обманутого Музыканта, которому магистрат города Гамельна не заплатил вознаграждение за избавление города от крыс. Тогда он c помощью колдовства увел за собой городских детей, сгинувших безвозвратно. Такова немецкая легенда.

Не менее интересен замысел огромного полотна «Крысиный король», объединивший две сказки: «Щелкунчик» и «Голый король». Невозможно описать картину, ее, как и все другие, надо видеть!

Новые проекты

Для многих художников «Всякие сказки» стали началом нового цикла работ, как, например, для Ивана Коршунова ― «Страшные сказки» готовы уже на 50%. У Анастасии готовится персональная выставка «Подняться, но не улететь».

Два художника в одной квартире

Анастасия и Иван вместе много лет. Как два художника уживаются рядом, радуются успехам друг друга, критикуют и спорят?

— Мы 27 лет смотрим друг на друга, вернее — смотрим в одну сторону, и я не представляю, как может быть по-другому. У нас была очень серьезная школа, Московский Академический Художественный лицей, где ты понимаешь: либо это твоя жизнь, либо займись другим делом. Третьего не дано.  Мы, как единый организм, очень заинтересованы в успехе друг друга, поэтому и спорим, и критикуем, и восхищаемся рождению новых проектов. А какие мы прошли горнила критики! Признание друг друга в мире искусства мы воспринимаем, как личное счастье, — раскрыла рецепт семейного счастья Анастасия.

Кстати, их дочь, которой до двух лет принципиально не давали изобразительные материалы, ещё в свои 13 лет заявила о себе в современном искусстве. У нее уже есть опыт оформления детского журнала, работы с иллюстрациями. По словам строгой мамы ― профессионала, у нее круто получается, а такая оценка дорогого стоит.

— Как мы отдыхаем, работая 24 часа 7 дней в неделю? Всей семьей любим велосипедные прогулки, виндсёрфинг, горные лыжи.  Когда летишь с горы ― голова проветривается, думаешь только о механике тела, куда повернуть, под каким углом. Потом снова со свежей головой уходишь в работу, — добавил Иван.

 P.S Проект «Всякие сказки», по сути, возрождает опыт художников–передвижников в России. Впервые 13 известнейших представителей современного искусства объединились общим замыслом и отправили свои творения в путешествие по стране. Упустить возможность посетить такую выставку ― непростительная ошибка. Экспозиция в художественном музее Новосибирска продлится до 4 июня 2023 года.

Лана Левада.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *