С верой в душе и во благо России: как в Новосибирске уйти в монастырь, стать послушником или сестрой милосердия

С благословения митрополита Новосибирского и Бердского Никодима завесу жития мужского Михаило-Архангельского монастыря и его подворья ― Троице-Владимирского собора ― ЧС-ИНФО приоткрыл игумен Николай.
Всё чаще слышу, как люди задумываются об уходе в монастырь, не понимая, что не так просто отречься от мирской жизни, забыть про развлечения и встречи с друзьями, кино и вечеринки. Это тяжкий труд ― с утра до вечера. Причем к нему надо быть готовым не столько физически, сколько духовно.
Об укладе монастырской жизни мы знаем в основном по кино, здесь вспоминается фильм Павла Лунгина «Остров», где главную роль «прожил», а не сыграл Петр Мамонов. Или когда во время посещений храмов мы встречаемся с послушниками или трудниками ― благообразного вида людьми, которые чинно, без лишней суеты, работают на своем послушании. И ты ловишь себя на мысли, как здесь всё умиротворенно, нет забот и проблем, загоняющих тебя в угол за порогом храма.
Но уход в монастырь — это не игра и не бегство от реальности. Вот главное, что должны все понимать.
История монастыря
История Михаило-Архангельского монастыря, с точки зрения простого человека — это удивительное стечение обстоятельств. На деле ― промысел Божий.
120 лет назад, в 1903 году, в селе Козиха на пожертвования ее жителей была построена деревянная приходская церковь во имя Архистратига Михаила. В 1906 году ее освятили. А в 1930 году по обвинению в антисоветской агитации служащий в храме священник Василий Красноперов был арестован и через полгода расстрелян.
— По рассказам сельчан, церковь сразу закрыли, помещение превратили в клуб, где показывали кино, а потом и вовсе разобрали по бревнышку, из которых построили общежитие в соседнем селе Березовка, — начал рассказ отец Николай, — и только в 1996 году в Ордынский район в деревню Малоирменка на ЗИЛе приехала группа монахов во главе с иеромонахом Артемием строить храм ― на том самом месте, где он был ранее. Поставили солдатскую палатку и начали создавать Михаило-Архангельский приход. А через год, в 1997 году, монашеская община приступила к строительству храма в селе Козиха, и тоже на месте прежней разрушенной церкви.
Жили тогда монахи в спартанских условиях. Денег было мало, здание бывшей ремонтно-тракторной мастерской, действующей в советские времена на месте старого храма, стояло без окон и дверей. Чтобы хоть как-то утеплить стены, монахи делали саман из глины и соломы. Сами жили в небольшом домике, когда-то служившем кочегаркой, где температура воздуха выше +12 не поднималась.
— Полати стояли вплотную в несколько ярусов, но мне повезло, мне предоставили место снизу и не приходилось буквально перебираться наверх через других братьев. Дали матрац, которые тогда были на вес золота, но без подушки и одеяла, сказали, мол, укройся кофтой и под голову сумку положи. Это зимой одеяла к стенам примерзают, а сейчас хорошо, лето на дворе, — продолжил отец Николай, — Меня это не пугало, тогда молодежь была более аскетична, привычная к испытаниям. И таких было немало, кто начал ходить в церкви, строить их. У нас была цель и желание побольше возвести храмов для людей, делать что-то во славу Божью.
Село Козиха стоит, что называется, на семи ветрах, поэтому в 1998 году было решено в деревне Малоирменка основать женский монастырь с настоятельницей сестрой Марией, а сюда перевести монахов и создать Михаило-Архангельскую мужскую обитель. В последующие несколько лет монастырю для организации подворья был передан также храм в селе Верх-Ирмень, построены храмы в селах Новый Шарап, Красный Яр, Петровское, Верх-Чик.
Как сегодня монастырь выживает?
— У монастыря 300 гектаров полей, которые братья засеивают пшеницей, рожью и овсом, 5 гектаров ― под овощами, есть несколько теплиц, молоко мы получаем от 8 дойных коров. Мясо мы не едим, поэтому содержим пруд, в котором каждый год вылавливаем до 5 тонн карпа. Правда, красную рыбу докупаем, — как по полочкам разложил игумен Николай. — Но основную помощь в содержании монастыря оказывают прихожане.
Есть в обители и пасека на 100 ульев, мед которой не только продается, но и в последнее время радует бойцов СВО. Им братья уже отправили несколько фляг, вместе с автомобилем и другой гуманитарной помощью.
Центр духовности на Западном Жилмассиве
Городским подворьем монастыря является Троице-Владимирский собор на Западном жилмассиве. Все началось в 1997 году. На окраине Новосибирска был организован приход в честь святого равноапостольного князя Владимира, под него передано помещение бывшего Дома быта на улице Филатова, 14. Трудами монахов и прихожан здание приспособили для совершения богослужений. И все молились о возведении своего храма. Спустя два года епархия получила участок под строительство двухэтажного собора на этом месте.
Интересный факт: новый проект храма, выполненный в соответствии с каноническими традициями русского зодчества, соответствовал размерам древнего Успенского собора Киево-Печерской лавры: ширина 24 метра, длина 36 метров, высота 60 метров. По преданию эти размеры были даны Самой Богородицей во Влахерском храме Константинополя греческим зодчим, направлявшимся в Киев для строительства.
Прихожане и братья вручную вязали металлические каркасы из арматуры и проволоки, строили деревянную опалубку, заливали бетон и выкладывали кирпичные стены. Не всё шло гладко, был период, когда стройка приостанавливалась из-за отсутствия башенного крана. Тогда на помощь пришли городские власти, которые помогли со спецтехникой.
Уже в то время начали появляться собственные традиции нового храма. Одна из них возникла в 2004 году: прихожане попросили привезти к ним чудотворную Иверскую икону из монастыря в с. Козиха. Так и повелось, накануне Светлой Седмицы икону доставляют на новосибирское подворье.
— Сегодня храм вмещает 1500 человек, имеет два уровня: верхний храм во имя равноапостольного князя Владимира и нижний во имя Святой Троицы. Храм крестово-купольный, шестистолпный, трёхглавый с шестью престолами, — отметил игумен Николай. — В 2008 году Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон совершил освящение первого этажа нашего Собора, приуроченное к Дню города.
Ремонт второго этажа откладывался из-за нехватки финансовых средств. Лишь через пять лет, 24 августа 2013 года, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл осветил верхний храм. Это был самый настоящий праздник: для священнослужителей, прихожан и всех новосибирцев.
— Во время богослужения в храме, помимо священнослужителей, находилось немало светских людей ― первые лица региона, города, представители военной части, что находится рядом, благотворители, все те, кто участвовал в строительстве храма, —отметил отец Николай.
Святыни Собора
Троицкий собор, без преувеличения, можно назвать духовным центром всего Левобережья. Как было в старые времена? Сначала строили храм, а вокруг него уже возводили целые деревни и города. Сегодня заболоченную территорию Ленинского района Новосибирска невозможно узнать: появились современные жилмассивы, школы, детсады, больницы и, конечно, Троицкий парк перед собором. Все незримо находятся под Божьей защитой, и святынь, которым помолиться может каждый желающий.
Главные святыни ― икона Божией Матери «Иверская», которая пребывает в монастыре в с. Козиха, два ковчега с частицами мощей 34 святых, иконы преподобного Сергия Радонежского и блаженной Матроны Московской с частицами их мощей. О Чудотворной иконе Божьей Матери «Иверская», которая слышит боль каждого новосибирца читайте здесь.
Где воля Божья
Братья, которые первыми приехали в Сибирь основывать монастырь и строить храмы, продолжили служение в разных уголках России. В 2011 году наместник монастыря игумен Артемий был назначен епископом Петропавловским и Камчатским. С ним уехали и пять братьев из монастыря. В этом же году произошло преобразование Новосибирской Епархии в Митрополию и игумена Луку назначили епископом Искитимским и Черепановским, иеромонаха Феодосия ― епископом Каинским и Барабинским.
История игумена Николая, настоятеля Троицкого собора тоже примечательна.
— Я родился и вырос в Алма-Ате, родители были верующими. Несколько лет я ходил в церковь, помогая ее строить, и постепенно воцерковился. Передо мной встал вопрос, как мне жить дальше: жениться или посвятить себя Богу? Я понимал, что образ жизни в монастыре ― более богоугодный, хотелось попробовать себя на этой стезе, узнать, хватит ли сил, моё это или нет. С такими вопросами я поехал к отцу Науму в Троице-Сергиевскую Лавру. Он-то и посоветовал поехать в монастырь, спросив, какую обитель я бы выбрал ― в Архангельске, в Алма-Ате, во Владивостоке или в Сибири? Я ответил, что готов поехать в любое место на карте ― где воля Божья, — поделился воспоминаниями о себе отец Николай и добавил с улыбкой, — тогда отец Наум и сказал ― езжай в Сибирь, там теплее. Это я сейчас понимаю, что духовно теплее, а не по климату. Я приехал сюда и ни разу не пожалел.
Деяния во благо
— У нас ведется большая просветительская, культурная и благотворительная деятельность. Собор является учредителем православной Свято-Владимирской гимназии. Ученики начинают занятия с чтения молитвы, посещают богослужения, участвуют в праздниках, ездят в паломнические поездки. У гимназии есть духовник, — отметил игумен Николай. — Есть воскресная школа для взрослых и детей. Около 20 ребят занимаются в патриотическом отряде «Дружина святого князя Владимира», сейчас они активно помогают в сборе посылок и писем бойцам СВО.
За оказание посильной помощи нуждающимся жителям ДНР и ЛНР настоятель и добровольцы были отмечены благодарственным письмом Новосибирской Епархии.
— У нас очень отзывчивые, неравнодушные прихожане, понимающие горе людей, они всегда готовы помочь нуждающимся, будь то погорельцы, жители Донбасса, семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Сейчас все помогают нашим военнослужащим, выполняющим свой долг в зоне СВО. Благослови всех Господи, ― сказал настоятель храма.
— Отдельную большую работу ведет молодежь нашего собора: они занимаются пошивом тактических носилок для фронта, дежурят в госпитале. Молодежный хор регулярно участвует в районных и городских мероприятиях, посвященных церковно-государственным праздникам ― Дню семьи, любви и верности, Крещению Руси и других. Сейчас они готовят концертную программу к Дню Победы, с которой планируют выступить в воинской части и в госпитале, на Монументе Славы, в Троицком сквере. По традиции молодежь и гимназисты участвуют в шествии Бессмертного полка, неся штендеры с портретами своих родных ― участников Великой Отечественной войны, и священников-фронтовиков.
А еще при молодежной организации действует туристический клуб. Зимой ребята организуют лыжные походы, летом путешествуют на Алтае. Туристические поездки удается совместить с паломническими. Такие походы объединяют людей, учат совместно молиться, преодолевать трудности, помогать и поддерживать друг друга. Руководители турклуба познакомились как раз на молодежных встречах. Недавно они венчались в Троицком соборе.
Отдельное направление работы монастыря ― помощь в нуждах, мирских и духовных. За братьями и сестрами Троицкого храма закреплены две часовни ― в ГКБ №11 и в МНТК «Микрохирургия глаза».
Священнослужители проводят для пациентов молебны, беседы по вопросам деонтологии, духовных причин болезней. Психологически поддерживают и медицинских сотрудников. Ранее, до пандемии, они еще посещали Дом милосердия и Дом ребенка.
Кто вы, сестры милосердия?
Во всех делах Троице-Владимирского собора активное участие принимают сестры милосердия.
А что значит быть сестрой милосердия? Недолгое общение с Любовью Александровной и Ольгой Владимировной подсказало мне, что это не просто работа, это — особый образ жизни. Сестры в свободное время, кто раз или два в неделю, кто-то каждый день, открывают свое сердце незнакомым людям, давая им веру и надежду на выздоровление, решение проблем.
— Сейчас мы несем послушание в самом храме и часовнях святой преподобномученицы Елисаветы при ГКБ №11 и клиники Микрохирургии глаза. Посещать наш приход я начала с 1998 года, а вот вступить в сестричество решила в 2012 году, и представьте, меня не приняли ― мест не было! Пришло тогда 70 человек. Сейчас у нас 26 сестер, ― поведала мне Любовь Александровна.
Вы не поверите, но только от ее голоса головная боль начала притупляться и вокруг стало как-то спокойнее. О своей истории прихода в сестричество она не любит рассказывать, для нее важна ее работа сегодня.
— Главное в нашем послушании ― желание помочь человеку, сами мы ничего не может, только с Божьей помощью. Многие просят подсказать, как причаститься, исповедоваться, пройти обряд крещения. Когда в пандемию часовни закрыли, то мы, конечно, переживали. Первой ласточкой стало разрешение провести молебен на Рождество и Крещение в январе 2022 года, тогда наш отец Симон служил в защитном костюме. А вот послушания в Доме Милосердия пока так и не возобновились, там ограничения сохраняются.
А ведь так важно кого-то за руку подержать или просто выслушать о наболевшем.
Ольга Русалеева трудится в бухгалтерии Троицкого храма, по пятницам помогает организовывать беседы священника в больницах, а еще по утрам успевает печь пироги для трапезной.
— Вопрос искания Бога меня давно волновал, наверное, с детства, когда я мимо храма проходила. Повзрослев, я читали философские труды, по психологии, буддизму и мусульманству. И всегда оставалась какая-то недосказанность. Был даже душевный вопль, когда я пришла в церковь и напрямую обратилась к Богу: Господи, одни говорят, что вот так, другие ― так, скажи, какой ты на самом деле? — рассказала сестра Ольга. — Вопль этот как-то забылся, но обстоятельства жизни стали складываться определенным образом, по своей строптивости и отсутствию послушания я уехала от мамы в Абакан, там мне было так тяжело… и я пошла в храм. Там замечательная бабушка дала мне две книги, одна про старца Силуана Афонского — это было откровение для меня. И пазлы сложились в единую картинку. Я так скажу ― православная вера единственная глубокая, которая дает максимальное количество ответов о Боге.
Мы беседовали около двух часов. Душевный разговор позволил мне, верующему, но всё-таки мирскому человеку, получить ответы на многие вопросы, которые не найдешь в интернете, не спросишь напрямую у батюшки.
— Когда идешь на послушание — уже себе не принадлежишь, ты — проводник Божией воли. Где мы силы берем? Легко сказать ― у Бога, хотя в принципе так и есть. И только так. Потому что…, — задумалась Ольга, — потому что мы не до конца понимаем: всё что есть ― радость и силы, всё что ты можешь пережить — это от Бога, а усталость, обиды, печаль ― от враждебных сил. Здесь главное не сдаваться и не поддаваться искушениям. Сестричество, послушание — это труд, труд, чтобы изменить себя!
Общение с истинно верующими людьми как глоток свежего воздуха. Покидая Троицкий собор, даже внезапный снег и похолодание не огорчали. Рядом шли удивительные женщины ― Ольга и Екатерина, в недавнем прошлом журналист. Мы шли, снежинки падали, слово за слово сплетались в кружева, быстро приехал автобус, всё складывалось на удивление хорошо!
Светлана Лебедева. Фото: Евгений Аникеев, сайт Михаило-Архангельского монастыря, медиаотдел Троице-Владимирского собора.