Царь и два сибирских парохода

«Кормилец», 1912 г.

Ровно 100 лет назад, в апреле 1923 года, в Омске было учреждено Западно-Сибирское речное пароходство. Единое управление всех речников Оми, Иртыша, Оби, Енисея и Лены. Позже организация была разделена на отдельные пароходства, по бассейнам сибирских рек, а изначальное название досталось новосибирским речникам по наследству.

Означает ли это, что в 1923 году по сибирским рекам пошли первые пароходы?

Конечно же, нет. Создание конторы по управлению речным транспортом было всего лишь способом организовать речников Сибири, которая остро нуждалась на тот момент в водном транспорте, частично уничтоженном, а частично — просто брошенном после Гражданской войны. Но пароходы в Сибири, конечно же, были и задолго до этого.

Первопроходцем сибирских рек был пароход с эффектным названием «Основатель». Правда, монах, которому поручили вывести краской название, слишком уж разошелся и, как сказали бы сейчас, играл со шрифтами и проиграл. Поэтому длинное слово на колесное кружало (внешний, защитный обод пароходного колеса) не поместилось, и пароход бороздил Тобол под именем «Основа».

Ползал он со скоростью пешехода, изрыгая из трубы снопы искр, и первый его успешный коммерческий рейс состоялся в 1843 году. «Основа» прошла по реке порядка 400 километров, таща за собой баржу с грузом в 240 тонн.

Первым пароходом, прошедшим по Оби мимо будущего Новосибирска, скорее всего, был «Ермак», принадлежавший тюменскому купцу Швецову, который быстро понял, насколько выгодно возить грузы по рекам, в сравнении с транспортировкой на конных подводах. В 1854 году «Ермак» совершил первый рейс до Барнаула, положив начало регулярным перевозкам зерна с Алтая в Томск, Тюмень и Тобольск.

Пароходы были одной из причин возникновения Новосибирска. Город ведь возник не просто как станция на Транссибирской магистрали! Сколько их таких было, станций на бескрайних просторах Сибири, так и оставшихся небольшими поселками… Нет, Новосибирск стал могучим мегаполисом именно потому, что оказался на пересечении двух транспортных артерий: речной и железнодорожной.

А речная, как мы видим, начала формироваться уже в середине XIX века.

Пароходов становилось все больше. Крупнейшими судовладельцами были томские и барнаульские купцы, причем пароходы того времени были исключительно грузовыми, тянувшими за собой баржи с товарами. Многие из них уходили далеко на север, где, встречаясь с британскими торговыми судами, производили взаимовыгодный обмен.

Так торговал с Британией, например, легендарный бердский купец Горохов. Основным его бизнесом была, конечно, мельница, но имел он и два собственных парохода для таких вот торговых рейсов.

Но не история речного пароходства интересует нас с вами сейчас. Она слишком обширна и глубока, как могучая Обь. Поэтому оставим перечень купцов и их пароходов профессиональным историкам.

Нас с вами интересуют два конкретных сибирских парохода, имевших тесное знакомство с последним российским императором. Один из них был красноярским, другой — почти нашим, новосибирским.

Жила-была в Вологодской губернии девушка Евдокия Алексеева. Глянулась она купцу Виссариону Мельникову, вышла за него замуж и переехала к мужу в Сибирь. Сначала — в Томск, а затем в Барнаул. После смерти мужа Евдокия взяла его бизнес в свои руки, и первым ее вложением стал пароход!

В 1893 году купчиха Мельникова основала пароходную компанию, но в отличие от других предпринимателей своего времени ставку решила сделать не на грузовые, а пассажирские перевозки! До того путешествие речным путем было тяжелым испытанием даже для крепких мужчин. Пассажирских пароходов не существовало как класса! Люди ютились в трюмах речных исполинов, спали на мешках, обжигались о горячие трубы, разбивали лбы о переборки… В общем, претерпевали чудовищные неудобства. Но деловая активность в Сибири росла, и все больше людей желали добраться, скажем, из Барнаула в Томск с комфортом и без задержек.

Так на Оби появился «Кормилец». Первый пароход Мельниковой, построенный в Тюмени, был не просто первым пассажирским пароходом в Сибири. Это был первый в России пароход с электрическим освещением и паровым штурвалом! Уникальная машина для своего времени!

Бизнес пошел. «Кормилец» исправно бегал вверх-вниз по Оби, доставляя людей, и впоследствии был модернизирован до двухпалубного, уже не просто с каютами, а с каютами разных классов обслуживания!
К 1910 году Мельникова владела уже 10 пароходами (частью — пассажирскими, частью — грузовыми) и 6 баржами, и вошла в историю Сибири не только как крупный судовладелец и удачливая бизнесвумен, но и как жестокий и деспотичный босс, выжимавший из своих рабочих все соки.

Чуть раньше Мельниковой в пароходный бизнес вошел красноярский промышленник А. М. Сибиряков, получивший от отца в наследство богатые золотые прииски. В 1886 году по его заказу в Тюмени был построен «Святитель Николай» — самый быстрый на тот момент пароход на Енисее. Предназначен он был в первую очередь для грузовых рейсов, но имел и несколько кают для перевозки пассажиров.

Пароход-музей «Святитель Николай»

И вот в одной такой каюте проделал путь из села Березовского до Краcноярска цесаревич Николай Алексеевич, будущий император Николай II, совершавший путешествие по своим будущим владениям, возвращаясь из Японии в Санкт-Петербург. В Красноярск цесаревич прибыл 1 июля 1891 года.

Примечательно, что шестью годами спустя, уже из Красноярска, направляясь в ссылку в Шушенское, на том же «Святителе Николае» плыл другой будущий правитель России. Владимир Ленин…

«Святитель Николай», в отличие от барнаульского «Кормильца», цел и до сих пор. В 1960 году он был отправлен на кладбище кораблей, но, собственно, благодаря личному знакомству с Ильичом был спасен, восстановлен и превращен в музей, посвященный пребыванию Ленина в ссылке. И по сей день «Святитель Николай» стоит на набережной Енисея в Красноярске, так что если вы захотите побывать на настоящем пароходе, помнящем, к тому же, Ленина и Николая II — добро пожаловать в город, периодически пытающийся потеснить Новосибирск в статусе Столицы Сибири.

Но вернемся с Енисея на Обь. К барнаульскому «Кормильцу».

В 1917 году Евдокия Мельникова умерла, а ее сын удачно успел продать все активы пароходства другой компании, так что после установления Советской власти и национализации пострадал уже не он. А в августе 1917 года состоялось знакомство «Кормильца» с императором.

В июле 1917 года, после антиправительственных выступлений в Петрограде, Временное правительство решило перевезти императора и его семью из Царского села в Тобольск. До Тюмени царя и добровольно отправившихся с ним в ссылку семьи и приближенных людей довезли по железной дороге, а от Тюмени до Тобольска — по реке. На трех пароходах.

Сам император находился на пароходе «Русь», а сопровождали его «Тюмень» и наш обской «Кормилец», перевозившие багаж царской семьи.

Так что, пусть, в отличие от «Святителя Николая», «Кормилец» и не ощутил на своей палубе царских шагов — определенную роль в судьбе императора он сыграл.

Ну а дальнейшая история «Кормильца» трагична, так же, как и судьба Николая II.

8 мая 1921 года бывший «Кормилец», переименованный в «Совнарком», вышел из Барнаула в сторону Томска, с грузом зерна и пассажирами на борту. Точных данных о количестве пассажиров нет, равно как нет и точных данных о количестве погибших в той катастрофе. По разным данным на пароходе было от 200 до 400 человек.

10 мая, глубокой ночью, пароход столкнулся с одной из опор железнодорожного моста и, разломившись пополам, затонул в течение 5 минут. Вода в Оби была ледяной… Выжило менее 100 человек…

Легенд о «Совнаркоме» множество. Есть версия, что в Бердске на его борт поднялась группа чекистов и, приставив наган к голове капитана, потребовала идти в Томск на всех парах. И если бы не они — пароход остался бы на ночь в Бердске, а утром спокойно отправился бы в дальнейший путь.

Есть версии, что на мосту почему-то не горели сигнальные огни, а также, что по мосту в момент прохождения по нему теплохода шел путевой обходчик с фонарем, на который и ориентировался капитан «Совнаркома». Истина где-то рядом.

Есть и еще одна легенда о «Кормильце». По одной из версий, в Бердске с парохода выгрузили зерно, а вместо него в трюм уложили мешки с мукой, и когда пароход пошел ко дну неподалеку от железнодорожного моста, мука, естественно, легла на дно Оби вместе с ним. О ней вспомнили в тяжелом 1941-м, многие жители города ныряли к «Совнаркому», доставая мешки с мукой из его развороченного брюха. Говорят, что мука была промоченной по краям, и, обратившись в тесто, защитила внутреннюю часть мешка. Так, что большая часть муки была вполне пригодной в пищу.

Так «Кормилец» еще раз оправдал данное ему при постройке имя и помог многим семьям пережить военное время. Но правда это или нет, мы вряд ли когда-то узнаем.

В конце 30-х годов с затонувшего «Совнаркома» сняли паровой котел и установили в котельной «Затона», а сам остов пролежал под водой до 1984 года, когда в ходе углубления русла реки его наконец-то подняли и отправили частично на свалку, а частично на металлолом.

Такова трагичная история «Кормильца», которому, увы, повезло куда меньше, чем перевозившему императора «Святителю Николаю».

Трагична судьба и всего Западно-Сибирского речного пароходства в целом. 90-е прошлись по нему всей своей мощью. Да и ушло время не только пароходов, но и более современных речных судов.

Железнодорожный и автомобильный транспорт сделали перевозку грузов по реке нерациональной.

А было время, когда над Обью раздавались зычные гудки пароходов… Время, с которого начиналось становление Новосибирска как города…

Кирилл Кудряшов,
писатель

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *