Путь малька: рыбное избранное Новосибирской области

Фото Павла Разуваева

Достижения и проблемы региональной рыбохозяйственной деятельности на примере одного предприятия.

Вовлечение в рыбохозяйственный оборот малых и средних водоёмов области, развитие индустриального рыбоводства с использованием систем замкнутого водоснабжения, предназначенных для круглогодичного выращивания товарной рыбы и рыбопосадочного материала в полностью контролируемых условиях, а также активное вовлечение в хозяйственный оборот озер и рек, но и прудов, позволят динамичного наращивать рыбодобычу в ближайшие годы. В этом уверены в министерстве сельского хозяйства НСО.

Евгений Лещенко

— Как известно, Новосибирская область – это не только степной край, но еще и край озерный, — говорит глава регионального Минсельхоза, зампред правительства области Евгений Лещенко. — У нас более трех тысяч водоемов. Значительная часть из них освоена и применяется для рыболовства и рыбоводства. Более 450 водоемов используется в регионе рыбопромышленными организациями. Всего таких предприятий – 230. Свыше двух тысяч человек работает в этой отрасли сельского хозяйства. В сезон, когда идет путина, численность работников доходит до двух с половиной тысяч. По итогам 2022 года вылов рыбы в регионе составил 14,2 тысячи тонн, в 2021 году – 12,3 тысячи тонн. Прирост очень существенный – 15 процентов. Такое увеличение добычи рыбы, в первую очередь, связано с зарыблением водоемов. И эта работа также идет нарастающими темпами. Если по прошлому году было выпущено четыре миллиона рыбопосадочного материала, то в планах текущего года — уже семьдесят миллионов.

Больше всего выпускается в водоемы Новосибирской области пеляди. Предпочтение этой рыбе рыбохозяйственные компании отдают не случайно. За лето она успевает набрать товарный вес: в мае личинки пеляди выпускают в озера, а в сентябре-октябре уже вылавливают рыбу. За несколько месяцев пелядь нагуливается до 120-140 граммов. Этот вес – самый востребованный у рыбоперерабатывающих предприятий. Естественно, не пелядью единой живет и развивается Новосибирская область. Водоемы региона зарыбляются и сазаном, и карпом, и щукой, и толстолобиком, и белым амуром, и другой востребованной на рынке рыбой.

По словам Евгения Лещенко, наибольший прирост рыбы дают большие мелководные озера.

— Водоемы наши уникальны, — отмечает глава Минсельхоза НСО. – Они мелководные, хорошо прогреваются, и в них очень богатая кормовая база.

Еще один несомненный плюс некоторых больших озер региона – вода в них слабосоленая. Такая вода избавляет рыбу от опаснейшего описторхоза. Например, озеро Чаны — самое большое из соленых озер в России и самое большое озеро в Новосибирской области. Его длина – почти сто километров, а ширина – около девяноста километров. На озере множество островов и песчаных плесов, так что не рассчитывайте увидеть здесь бескрайнюю водную гладь. Несмотря на значительные размеры, озеро Чаны достаточно мелкое, большая его часть имеет глубину около двух метров. Чаны относят к слабосоленым озерам. Местами вода в нем почти пресная и можно с легкостью нырять, но в отдельных плесах соленость воды намного выше. Поэтому и разводят здесь большое количество «чистой» рыбы. В подобных водоемах происходит так называемое пастбищное рыбоводство, когда весной мальков и личинки в большом количестве выпускают в воду, а в осеннюю путину уже добывают товарную рыбу.

На примере одного из лидеров рыбоводческих хозяйств Сибири, группы компаний, объединяющей три рыбоводных предприятия – ООО «Рыбхоз», ООО «Томскрыба» и ООО «Рыбозавод Парабельский», — хорошо видно, что зарабатывать на рыбе в Сибири очень даже непросто. За прошлый год компания, в общей сложности, отправила на зарыбление одиннадцати регионов России и в Казахстан 72 миллиона 722 тысячи единиц рыбоводной продукции. Казалось бы, цифры впечатляющие. Но это если не знать, что в 2020 году на воспроизводство рыбных запасов и товарное рыбоводство этот рыбный холдинг отправил потребителям 263 миллиона рыбных личинок, более чем в три с половиной раза больше.

Весомый вклад эти три предприятия делают и в компенсацию ущерба водным биологическим ресурсам, который наносят производственные компании. Но, опять же, с 2019 года закупки молоди сиговых, например, по этим компенсационным мерам сократились более чем в два раза.

Как рассказал ЧС-ИНФО директор новосибирского ООО «Рыбхоз» Владимир Калгин, чтобы оставаться, как говорится, на плаву, предприятию приходится сегодня учитывать все составляющие непростой рыбной экономики, сложившейся в стране. Ведь чтобы зарыблять водоемы и зарабатывать на рыбоводстве, приходится вкладывать немалые средства в оборудование, самим добывать икру, оптимизировать все затраты. Поэтому так неказисто и выглядит рыборазводный завод в Новосибирском районе: экономят на всем, что только возможно. И стараются пользоваться любыми мерами господдержки.

Владимир Калгин

— Кроме производства товарной рыбы, мы также являемся основным поставщиком рыбопосадочного материала личинки пеляди для организаций региона, а также субъектов Сибирского Федерального округа. Конечно, расширяться помогает наше региональное министерство. В 2022 году нам возместили 50 процентов стоимости приобретенного рыбопосадочного материала, – рассказывает Владимир Калгин. – Предприятие работает с 2006 года. Специализируемся на сиговых: пелядь, муксун, нельма. Но до сих пор мы не можем себе позволить построить перерабатывающее производство. Продаем рыбу крупным переработчикам. Основную часть нашей продукции забирают омские компании. Весь улов у нас выкупают чуть ли не моментально, практически за две недели. И это понятно: ведь после переработки цена на рыбу вырастает в разы. А на прилавках магазинов наша рыба стоит еще дороже. Причем, эффективность нашей работы зависит от погодных условий точно также, как и в земледелии. Если летом будет жарко, рыба не дорастет до нужного размера. Когда вода нагревается до 28 градусов, рыба перестает интенсивно питаться. Так было в прошлом году. Пелядь прошлогоднего выпуска можно ловить только сейчас: попадаются экземпляры по 120 граммов. Нашими партнерами востребована навеска как раз от 120 до 180 граммов. Позапрошлогодняя рыба нагулялась уже до веса свыше килограмма. В хороший год мы вылавливали до трехсот тонн рыбы, сейчас – вдвое меньше. Нет улова – нет и достойной зарплаты для рыбаков. В среднем у нас сейчас зарабатывают порядка 35 тысяч рублей в месяц. А работа – тяжелая. Поэтому с и кадрами — проблема.

За 11 лет группа компаний под руководством Калгина реализовала 1 миллиард 727 миллионов 378 тысяч личинок и рыбоводной икры сиговых, карповых, судака, щуки, стерляди. В пользовании организации только в Новосибирской области находится 12 водоемов для осуществления товарного рыбоводства и промышленного рыболовства, расположенных на территориях Карасукского, Каргатского, Коченевского, Купинского, Татарского и Сузунского районов. Но, как видите, даже несмотря на господдержку, сводить концы с концами и тем более развиваться становится все сложнее.

17 мая этого года в озеро Сектинское в Коченевском районе Новосибирской области специалисты ООО «Рыбхоз» выпустили 3 миллиона 800 тысяч личинок пеляди. Вода в этом озере как раз подходит для инкубации сиговых. Инкубационный цех предприятия находится на территории Криводановского сельсовета. Здесь же – садковое хозяйство, в котором выращивают маточное поголовье и молодь для зарыбления Оби ценными породами рыбы: нельмой, муксуном и пелядью.

Экспериментируют в «Рыбхозе» и с гибридами: скрещивают сиговых. Несколько лет назад предприятие решило провести эксперимент по выведению нового гибрида рыбы, скрестили пелядь, чира и муксуна. Результата этой селекционной работы ждали два года. Эксперимент оказался успешным. Новый тройной гибрид назвали пелчирмук.

— Новый гибрид получился не хуже прочих сиговых, — рассказал Владимир Калгин. — Пелчирмук растет быстрее личинок родительских видов рыб, он не такой притязательный к пище, ест все — и зоопланктон, и донных рачков. Не только я, но и те, кто эту рыбу уже попробовали, можем сказать, что она очень вкусная. Но, увы, навеску эта рыба набирает неравномерно: бывает, за сезон вырастает до 50 граммов, а бывает – до 180-ти. Такая особенность генетики у гибрида. Так что придется еще поработать над этим.

В инкубационном цехе происходит таинство превращения икринок в личинок и мальков. Здоровье икры контролируют с помощью компьютеров. После проклевывания личинки направляются в бассейновые чаши. Перевозят до естественных водоемов их в полиэтиленовых мешках с водой, насыщенной кислородом.

 

Владислав Перегереев

— В таком мешке личинки могут жить целые сутки. Так что, на дорогу время есть, — говорит главный рыбовод предприятия Владислав Перегереев. – Вес личинки пеляди, к примеру, составляет 2,5 миллиграмма. В каждом пакете — по сто тысяч личинок. К сожалению, выживаемость личинок в Новосибирской области очень низкая. Если 10-11 процентов до осени выживает, то это уже считается очень хорошим результатом. Севернее выживаемость больше. Там у личинки меньше врагов и больше кормовой базы. Вообще же главное, чтобы личинка начала пугаться своих врагов: головастиков, стрекоз, плавунцов и другой живности, которая ею питается. Поэтому даже разработана программа по подращиванию мальков до одного грамма. В реке они выживают намного лучше. Выживаемость у мальков увеличивается до 70 процентов.

Икру в рыбоводческом хозяйстве получают в октябре. Полгода она живет в инкубационных аппаратах. Мальки выращиваются при различной температуре воды. Для карпа, например, — 20 градусов, а для нельмы требуется всего лишь 9 градусов тепла. В садках рядом с инкубационным цехом сегодня плещется нерестовая рыба. Будет ли ее больше в следующем году – сейчас предсказать невозможно. Слишком уж тернист путь рыбного избранного.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *