Особо важное дело: три стихии расследований на транспорте

Фотографии предоставлены Александром Стригуненко

25 июля — День сотрудника органов следствия Российской Федерации. Накануне профессионального праздника о своей работе ЧС-ИНФО рассказал заместитель руководителя первого отдела по расследованию особо важных дел Восточного межрегионального Следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации подполковник юстиции Александр Стригуненко.

В зону оперативного обслуживания первого отдела по расследованию особо важных дел Восточного межрегионального СУТ СК России входит девять субъектов Сибирского федерального округа (республики Алтай, Тыва и Хакасия, Алтайский и Красноярский края, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Томская области). В отделе работают — руководитель, его заместитель и пять следователей.

— Александр Владимирович, в чем особенности работы вашего управления?

— Следственное управление на транспорте – специализированный орган в составе Следственного комитета Российской Федерации. Специфика нашей работы заключается в том, что мы расследуем преступления, которые совершены на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. И при этом, конечно же, обязаны учитывать, что необходимо проводить следственные действия, не нарушая пассажирские и грузовые перевозки. Проводя расследование уголовного дела и проверяя сообщение о преступлении, следователь должен знать нормативно-правовую базу, которая регулирует деятельность того или иного вида транспорта, суметь организовать следственные действия так, чтобы не нарушить его работу. Представьте, если мы остановим поезд, за на ним встанут все остальные составы, и железная дорога прекратит функционировать.

Первый отдел по расследованию особо важных дел Восточного межрегионального СУТ СК России

Еще одна особенность нашей работы: Когда случаются происшествия и преступления на транспорте, следователь приезжает, потерпевшие и свидетели уже разъехались и разлетелись по всей стране. Люди ведь не будут ждать, пока мы приедем, они должны ехать дальше по своим делам. Например, при травмировании человека на железнодорожных путях поезд останавливается, пострадавшему оказывают помощь, освобождают габарит пути и вагоны мчатся дальше.

— Ваш отдел — по расследованию особо важных дел. Какие дела относятся к этой категории?

— Сотрудники первого отдела по расследованию особо важных дел осуществляют предварительное следствие по наиболее сложным и резонансным уголовным преступлениям, в том числе экономической и коррупционной направленности. В зоне особого внимания преступления против безопасности движения, эксплуатации водного, воздушного и железнодорожного транспорта. Следователи отдела имеют опыт в расследовании преступлений особой сложности, а также — в отношении высокопоставленных должностных лиц и лиц особого правового статуса. Это уголовные дела со многими потерпевшими, происшествия, в которых пострадало много людей или причинен особо крупный ущерб, нанесен вред многим хозяйствующим субъектам. Мы занимаемся расследованием дел, которые вызывают большой общественный резонанс. Они, как правило, связаны с преступлениями высокопоставленных чиновников.

Александр Стригуненко

— Расскажите о расследовании коррупционных дел на транспорте. Больше или меньше становится таких преступлений?

— Коррупционных преступлений меньше, увы, не становится. Например, за первое полугодие 2023 года в суд направлено 11 уголовных дел, из них — восемь дел по восьми фактам коррупционных преступлений. А за шесть месяцев 2022 года в суд направлено пять уголовных дел о десяти преступлениях. Из них — четыре уголовных дела о девяти коррупционных преступлениях.

Зачастую это резонансные дела. Новосибирцы наслышаны, например, об уголовном деле в отношении должностных лиц Территориального управления автодорог по Новосибирской области. Дело в отношении начальника ТУАД и замминистра транспорта и дорожного хозяйства региона сейчас рассматривается в суде. Начальник ТУАД лично и через посредника получил от представителей коммерческих организаций взятки в размере ста тысяч и пяти миллионов рублей за свое покровительство. Он пообещал бизнесменам помочь сохранить уже наработанные и получить новые договоры на выполнение государственных контрактов по строительству, ремонту и содержанию дорог в регионе.

В этом месяце направлено в суд уголовное дело экс-начальника регионального Центра организации дорожного движения. Его обвиняют в получении взятки и превышении полномочий. С августа по декабрь 2022 года обвиняемый получил от представителя коммерческой организации более 3,8 миллиона рублей в качестве взятки за общее покровительство представляемого им юридического лица при организации поставок комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения в Новосибирской области.

В этом году направили в суд дело в отношении начальника службы вагонного хозяйства Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД».

— В чем он обвиняется?

— Представитель ООО «Ремонтная компания «Новотранс», чтобы снизить сроки проведения ремонтов вагонов на пунктах технического обслуживания, проводить работы без предоплаты, как это предусмотрено договором, договорился, что будет передавать взятки начальнику службы вагонного хозяйства. Деньги перечислялись родственнице обвиняемого, для чего с ней заключили договор на проверку вагонов, подлежащих ремонту Никакой работы она, как выяснилось, не выполняла, но ежемесячно получала 180 тысяч рублей. И продолжалось это с июля 2018 по февраль 2022 года. Общая сумма взятки составила более семи миллионов рублей. За дачу взятки суд в Новосибирске назначил компании «Новотранс» штраф в размере более 12,9 миллиона рублей.

— Раскройте секрет, каким образом вам удается выявлять такие запутанные преступления?

— Выявлением таких преступлений занимаются, в основном, сотрудники подразделения экономической безопасности Управления внутренних дел МВД России на транспорте и сотрудники ФСБ. Мы с ними эффективно взаимодействуем.

Часто специалисты нашего отдела выявляют такие преступления путем заключения досудебных соглашений о сотрудничестве с подозреваемыми и обвиняемыми. Такой институт введен в практику следственных органов законодателем относительно недавно, но работает уже очень действенно. Обвиняемые и подозреваемые очень часто идут на сделку со следствием: мы получаем сведения о новых преступлениях, а для них снижается размер максимально возможного наказания. Таким образом, задержав одно высокопоставленное лицо, мы узнаем еще о нескольких преступлениях его коллег и знакомых. Это как бабушкин свитер распускать: тянешь шерстяную нитку, а она все не кончается и не кончается…

— В чем суть дела, заведенного по поводу строительства автодорог вокруг новой ледовой арены в Новосибирске? Не помешает ли расследование вводу ЛДС «Сибирь-Арена» в эксплуатацию?

— По поводу ввода арены в эксплуатацию сказать не могу, не в моей компетенции. Что же касается дорог вокруг ЛДС, то они получили разрешение на временную эксплуатацию. Вопросы у следствия имеются по двум из трех дорог возле «Сибирь-Арены». Это дело в отношении должностного лица муниципального предприятия Новосибирска «Модернизация и развитие транспортной инфраструктуры» находится у меня в производстве. Расследование продолжается. Изучаем качество построенных дорог, выясняем, на что были потрачены бюджетные деньги.

Суть преступления в том, что изначально проектом были предусмотрены одни строительные материалы, в процессе работ их заменили на другие, без прохождения государственной экспертизы. Есть вопросы и к организации добычи песка из участка недр местного значения карьера «Арена», который был выделен для целей государственного строительства. Детали я сейчас не могу рассказать – тайна следствия, но обвинение предъявлено как в неэффективном расходовании денежных средств самого муниципального предприятия, так и в неэффективном расходовании средств федерального бюджета, выделенных на строительство автодорог Новосибирской области.

— Ездить-то по этим дорогам можно?

— Ездить-то можно. Вопрос в том, сколько они продержатся? Простоят ли они до планового капитального ремонта? Мы устанавливали дефекты дорожного покрытия. Проводили исследования дороги в динамике, в разное время года. Допрашивали специалистов о том, можно ли принять дорогу в эксплуатацию в таком состоянии. Устанавливали причину возникновения этих дефектов. Как я уже сказал – расследование продолжается.

— Как организуется расследование при чрезвычайных происшествиях на транспорте?

— В момент ЧП создаются следственные группы. Допустим, произошло ЧП с авиатранспортом. Сразу выдвигаются версии. Они – стандартные: внешнее воздействие (кто-то сбил самолет), теракт (взрыв), погодные условия, ошибка пилотирования, неисправность техники. И затем выясняются все нюансы. Если это неисправность, то с чем она связана: с некачественным топливом, с недобросовестным ремонтом, предполетной подготовкой и так далее. Сотрудники следственной группы проверяют все возможные причины катастрофы. Кто-то едет изымать документы о последнем ремонте, кто-то проверяет, каким топливом заправили самолет, кто-то работает на месте ЧП с вещественными доказательствами, опрашивает пострадавших и свидетелей. То же самое – на железной дороге и на воде. Расследование на транспорте – это огромный процесс, состоящий из множества звеньев. И следователю необходимо досконально во всем разобраться.

 

Причем, специфика нашей работы в том, что ЧП случаются зачастую вдали от населенных пунктов. В горах, в тайге, в болотах. Однажды из Северного района Новосибирской области поступило заявление о возможном происшествии: люди заметили пролетавший вертолет, а затем – дым по пути его следования. Облет предполагаемого ЧП на вертолетах ничего не дал. Танкетки добирались туда двое суток. Выяснилось, что авиакатастрофы не было. Причиной дыма посреди болота стала сухая гроза.

Так что, мы готовы в любой момент ехать, лететь и плыть к любому месту происшествия. Причем, пока следственные действия не завершены, следователь не имеет права покинуть место ЧП. Понятно, что летом наших сотрудников донимают, жара и гнус, а зимой – мороз и снег по пояс. Надо понимать и то, что любое следственное действие на транспорте связано с риском для жизни. Ведь работать приходится на объектах повышенной опасности.

Александр Стригуненко

— Работа у вас сложная, судя по вашему рассказу, но интересная. Молодежь, наверное, стремится попасть в ваше управление?

— Да, работа у нас и интересная, и высокооплачиваемая, и социальных льгот хватает. Но вот молодежь к нам, увы, не рвется. Далеко не каждый готов работать, когда надо, и по выходным, и по праздникам. А не с девяти до шести. Но мы готовы, конечно же, помочь влюбиться в наше дело любому начинающему специалисту.

— В этом году в Новосибирске уже два легких самолета совершили, как говорится, жесткую посадку. С чем, на ваш взгляд, связан такой активный «самолетопад»?

— Этими происшествиями занимался Новосибирский следственный отдел на транспорте. Мне же представляется, что причина двух происшествий подряд в том, что в сибирском мегаполисе многие частные лица владеют правом управления судами малой авиации.

Последнее крупное авиапроисшествие, которое мы расследовали, — случай с аварийной посадкой АН-124-100 «Руслан» в аэропорту Толмачево. Днем 13 ноября 2020 года этот самолет авиакомпании «Волга-Днепр» выполнял рейс по маршруту Сеул-Новосибирск-Вена. Спустя несколько минут после взлета из Новосибирска у него разрушилась лопатка двигателя и фюзеляж. Летчики героически смогли вернуть эту гигантскую махину в аэропорт взлета. При этом перебило систему управления двигателем. Он продолжал работать в режиме взлета, на максимальной мощности. И пилоты на разгоне сумели посадить лайнер на ВВП, выкатившись за пределы полосы всего на триста метров. После посадки следственная группа еще несколько часов ждала, пока выработается керосин и двигатели «Руслана» заглохнут. Все люди, находившиеся на борту, остались живы и не пострадали. В действиях экипажа следственная группа не усмотрела никаких нарушений. Происшествие, как в итоге выяснилось, было связано с некачественным ремонтом, который проходил в Украине.

— На что сегодня, в связи со специальной военной операцией, вы делаете акцент в своей работе?

— Особое внимание уделяем обращению людей, которые проходят службу в зоне СВО, и их родственникам. Созданы «горячие линии». Дежурный отвечает на звонки круглосуточно.

— Какого рода обращения поступают?

— Самые различные. Люди просят помощи, и мы помогаем им как можно быстрее и эффективнее разрешить сложившуюся трудную ситуацию. Очень важно, что мы общаемся с ними по-человечески, стараемся выслушать все до конца, вникнуть в проблему. Ведь им такого нормального дружеского общения сильно не хватает. Достаточно иногда 15-20 минут выслушать человека, он расскажет свою историю, и ему станет легче.

В преддверии профессионального праздника следственных органов России поздравляю всех коллег. Желаю всем следователям удачи, успехов, всего самого хорошего. Работа следователя – престижная. Мы ее считаем даже в какой-то мере элитной. Все сотрудники нашего отдела имеют звания не ниже майора юстиции. Мы все – в хорошем смысле этого слова — фанатики своего дела. Работа следствия — это постоянная взаимовыручка. Ты знаешь, что твой коллега всегда придет тебе на помощь. Всех следователей России – с праздником!

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Комментарии [ 2 ]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *