Булгаков, Крячков, Масленников… Авторская колонка
Что общего у одного из величайших писателей XX века и одного из лучших архитекторов Сибири, кроме того, что жили и творили они примерно в одно время?
В Москве существуют целые экскурсии по Булгаковским местам — Патриаршие пруды, где Берлиоз на свою голову заговорил с Воландом о Понтии Пилате, «Нехорошая квартира», Арбат, с его рыцарем на фасаде одного из домов (возможно, вдохновившим Булгакова на образ Коровьева), дом, в котором Мастер писал свой роман, и четыре (если за последние несколько лет булгаковеды не изменили это число) особняка, подходящих под описание дома Маргариты.
В Новосибирске с Булгаковскими местами, увы, туго. Только школа, в которой работала сестра Михаила Афанасьевича, ставшая прототипом Елены Турбиной.
Долгое время была жива легенда о том, что в Новосибирске жил и работал человек, облик которого Булгаков взял за основу при создании образа Воланда. Нет, великий авиаконструктор Роберт Бартини действительно работал в Новосибирске, но дотошные исследователи жизни и творчества Булгакова доказали, что знакомы лично они не были, а значит, сходство Воланда и изобретателя экранопланов — не более чем совпадение.
Но вернемся к домам Маргариты. Один из домов, частично подходящий под описанный в бессмертном романе Булгакова, находится в Москве по адресу: Чистый переулок, 10. Он, правда, не двухэтажный, а трех, или даже четырех, если считать мансарду, зато в нем угадываются элементы готики, и он имел в начале прошлого века приметное трехстворчатое окно, через которое Маргарита как раз и могла вылететь на метле.
Но главная причина, почему некоторые исследователи «селят» Маргариту именно сюда, заключается в том, что с 1924 по 1926 год Булгаков со своей второй женой жили в доме напротив, а значит, писатель видел этот дом каждый день, а не запасть в память столь приметное строение просто не могло.
Не все булгаковеды согласны с этой теорией, но поскольку убедительных доказательств, указывающих на конкретный дом Маргариты, нет, доходный дом наследников Н. П. Циркунова на Чистом переулке, 10 остается ОДНИМ ИЗ возможных домов возлюбленной Мастера.
Однако при чем тут Новосибирск вообще и Крячков в частности?
Пока – ни при чем. Но…
Дом наследников Циркунова проектировал Виталий Семенович Масленников. Известный в начале прошлого века столичный архитектор, входивший в проектную группу МКС. Нет, не Международной Космической Станции, а Международного Красного Стадиона, который планировали построить на Воробьевых горах (где, кстати, свита Воланда прощалась со Первопрестольной). Масштабного и амбициозного проекта спортивной арены, на которой можно было бы проводить соревнования едва ли не по всем существующим видам спорта. Увы, как и Дом Советов, который планировали построить на месте снесенного Храма Христа Спасителя (тоже весьма Булгаковского места), проект МКС так и не был осуществлен.
В 1925 году проект стадиона был отправлен в Париж на Международную выставку декоративного искусства, где получил гран-при.
В годы нэпа Масленников открыл в Москве акционерное общество, что, вероятнее всего, и стало поводом для объявления его «вредным социальным элементом», в результате чего в 1929 году его сослали в Сибирь, в Омск, где он три года преподавал архитектурное проектирование, а затем — перебрался в Новосибирск, на строительство «Сибкомбайна» (нынешнего завода «Сибсельмаш»).
Масленников приложил руку к проектированию фасада Оперного театра, а затем… Затем вместе с Крячковым проектировал знаменитый Стоквартирный дом, проект которого тоже уехал в Париж, но уже на куда более значимую выставку, чем та, на которой выставлялся МКС. На Международную выставку, присудившей проекту высшую награду — гран-при.
Увы, обычно, когда говорят о стоквартирном доме, в качестве его архитектора упоминают чаще всего одного Крячкова, а меж тем авторов проекта было двое. Крячков и Масленников. Второго, конечно, меньше знали в Сибири, но в Москве он до своей ссылки успел спроектировать много интересных домов, преимущественно в стиле модерн. Вот только Крячков у Советской власти в немилость не впадал, а Масленников, до революции попутешествовавший по Европе и даже успевший поучиться в Париже, был социальным элементом вредным…
Вероятно, поэтому труды Крячкова печатались, а труды Масленникова так и остались не опубликованными.
Увы, мы никогда не узнаем, каким был вклад в проект Стоквартирного дома каждого из архитекторов. Но о таланте Масленникова можно судить по другому его детищу. Главному корпусу НИИЖТа (ныне — СГУПСа).Такая вот связь между булгаковскими местами столицы и Новосибирском.
Умер Виталий Семенович в 1959 году в Новосибирске. На 12 лет позже своего младшего брата, Бориса Масленникова, одного из первых российских летчиков, не раз поднимавшего к облакам царя Болгарии, и взявшего себе в жены внучку водочного короля России.
Но о Масленникове-младшем и его супруге — как-нибудь в другой раз!
Кирилл Кудряшов, писатель