Как трудно получить правильный мед, или головная боль пчеловодов

В каждой отрасли свои проблемы, пчеловодство — не исключение. Какие вопросы волнуют пасечников, «ЧС» узнала из первых уст на ярмарке отборного меда, которая ежегодно проводится в Новосибирске.

С 5 августа по 3 сентября площадь Пименова у ГПНТБ СО РАН стала центром V Сибирского форума пчеловодов и конкурса «Лучшие меда Сибири и Алтая 2023». Около 30 пасек получили разрешение торговать своей продукцией, для этого они предоставили соответствующие сертификаты, свидетельства качества, награды предыдущих конкурсов, и прошли трехступенчатую экспертную проверку.

По информации «Управления ветеринарии города Новосибирска», в ходе контрольных мероприятий была установлена реализация продукции пчеловодства без ветеринарных сопроводительных документов у пяти участников ярмарки. Реализация их продукции была приостановлена. Через неделю все участники имели документы, удостоверяющие происхождение продукции, ее безопасность и качество.


Вся Сибирь как одна сота

В этом году участников Медового слета немного меньше, чем в прошлом. Впрочем, на календаре было 18 августа, видимо, кто-то уже распродал весь товар. Что касается немногочисленных покупателей, то большинство приобрели «сладкий янтарь» в первые дни работы ярмарки.

Пройдя все ряды, можно точно сказать: нынче во всем многообразии представлена продукция Алтайского края, и только по несколько пасек Кемеровской, Томской и Новосибирской областей.

— У нас есть свои постоянные клиенты, которые из года в год приходят и четко знают, какой мед или другую продукцию они хотят, — рассказала «ЧС» Людмила Васильевна Каргай — представитель семейной пасеки из Болотнинского района Новосибирской области и победитель конкурса «Лучшие меда Сибири и Алтая 2023» в категории «Сибирское разнотравье». — Мы привозим только мед из разнотравья, который очень высоко ценится и считается самым лучшим. Мы не используем смеси, крема для любителей чего-то этакого. К нам идут за качественным медом. На вид он одинаковый, а на вкус разный!

Плюс данной ярмарки — присутствие самих пасечников за прилавком, им можно задать вопрос о видах, качестве меда, какой лучше спасает и при каких заболеваниях, обменяться контактами и купить мед напрямую от производителя со скидками, что сегодня очень даже кстати.

Ассортимент меда как всегда огромен: липовый, горный, дягилевый, донниковый, разнотравье, эспарцетовый, каштановый, гречишный, дикий высокогорный, васильковый, акациевый и другие.
Что губит бизнес на корню?

У пчеловодов есть острая тема, о которой они стараются говорить открыто и громко, чтобы привлечь к ней внимание и найти решение.

— Самая больная тема — обработка полей химикатами и отсутствие контроля за фермерами. Страдают и пчеловоды, и жители окрестных деревень, и окружающая природа, травятся все дикорастущие травы, ягоды, — с болью в сердце отметила Людмила Каргай, она уже 20 лет с мужем и сыном занимается пчеловодством. — Мы сразу знали о такой проблеме, поэтому обе пасеки у нас в далеких заброшенных деревнях, тем более мы изначально хотели получать мед именно дикорастущих трав.

Пасека Каргай, Болотнинский район. Людмила Васильевна Каргай

Поддержал тему разговора и Вадим Марочкин, он пчеловодством занимается более 10 лет.

— Мы кочуем по Черепановскому, Коченевскому, Мошковскому районам. Ищем места, где нет рапса и обработок полей пестицидами. Эта проблема особо остро встала года 4 назад, раньше то ли препараты применяли более щадящие для пчел, то ли в ночное время обрабатывали, а сейчас какие-то препараты 1 класса опасности, которые работают пролонгировано — 5-6 дней. В прошлом году наша пасека попала под такую «волну», пчелы смогли восстановиться только к осени! Физически они не погибли. Для чиновников и проверяющих гибель пчел — это когда улей пустой, для нас — это гибель лётных пчел, — пояснил владелец пасеки Марочкин. — В итоге мы остались без урожая и потеряли доход.

Только факты

Летом 2023 года из-за обработки полей пестицидами в двух районах Новосибирской области погибли медоносные насекомые. По информации управления Россельхознадзора, сообщения пришли из Искитимского и Краснозёрского районов. И так из года в год.

В 2022 году в Россельхознадзоре было зарегистрировано более сотни жалоб на гибель пчел на территории Искитимского, Колыванского, Коченёвского, Кочковского, Куйбышевского, Новосибирского, Ордынского, Тогучинского, Доволенского, Татарского, Мошковского районов Новосибирской области и Кольцово. По оценкам ведомства погибло несколько десятков миллионов насекомых.

По информации министерства сельского хозяйства Новосибирской области только в районе Академгородка и Кольцово погибло более 31 миллиона пчел. С привлечением прокуратуры было проведено 37 выездных проверок в отношении организаций, применяющих пестициды и агрохимикаты. Нарушения установили в 32 организациях, их оштрафовали.

Для статистики: количество обращений пчеловодов в министерство сельского хозяйства Новосибирской области по вопросу гибели пчел выглядит так: в 2020 году — 4; в 2021 году — 0; в 2022 году — 103 жалобы.

Комиссия по определению победителей конкурса «Лучшие меда Сибири и Алтая 2023»

Где выход из тупика?

Во многих странах давно уже применяют агрохимикаты, безвредные для насекомых.

— Есть такие и у нас, но они дороже, например немецкий препарат 3 класса опасности: если его применять, соблюдать регламент обработки, то есть в ночное время и безветрие, то пчелы не страдают. А препараты 1 класса — это катастрофа. И убежать некуда. Сегодня один фермер распыляет химию, завтра другой, потом третий. И это затягивается на 2-3 недели, как раз на время цветения медоносов, пиковых значений приноса нектара. И мы опять остаемся с носом, — продолжил Вадим Марочкин.

Но стоп. Есть же документ об информировании пчеловодов о проведении обработки полей химикатами и пестицидами.

— Я так скажу, в документах речь идет о плановых работах, когда еще не цветут медоносы. Но многие фермеры не соблюдают даже эти графики обработки, они выезжают в поля, видят вредителей и сразу начинают внеочередную обработку своих угодий. А в Алтайском крае вообще есть места, где некуда убежать, вокруг рапсовые поля, а это культура, которая обильно выделяет нектар, и пчелы, как только «находят» такое поле, то готовы преодолеть до 10 километров, — продолжил ликбез Марочкин.

Особо страдают пасеки, что находятся рядом с рапсовыми полями.

— Насколько я знаю, сроки информирования пчеловодов об опылении полей есть, но поймите, пчела — не корова, ее невозможно запереть в улье на 5 дней в летнюю жару, она сдохнет, — объяснила Людмила Каргай. — И далеко не у всех есть возможность вывезти пасеку в лес, за 5-10 километров от обрабатываемых полей. А закрывать насекомых в домиках — нереально. И это понимают все: фермеры, пчеловоды, чиновники, принимающие законы, и различные проверяющие.

Выход есть!

О нем не первый год «ЧС» рассказывают сами сельхозпроизводители, занимающиеся выращиванием рапса и зерновых культур в НСО. Теперь подтвердили и пасечники.

Пасека Марочкиных. Вадим Марочкин,его супруга и помощница

— Наукой доказано, что опыление того же рапса именно пчелами дает прибавку урожая до 30-40 процентов. В Кемеровской области есть примеры, где фермеры обрабатывают поля щадящими препаратами и платят пчеловодам, чтобы они приезжали и свои пасеки ставили рядом с их полями. В результате все довольны: пчелы сыты, фермер и пасечник — с доходом, все живы и здоровы, — акцентировал внимание Вадим Витальевич. — По этому пути надо идти.

Спасением ситуации могут стать поправки в федеральный закон о пчеловодстве от 10.07.2023 года, которые уточняют сроки информирования пчеловодов и, что немаловажно, местных жителей о применении пестицидов и агрохимикатов при обработке полей. Ведь овощи и фрукты в деревенских огородах и на дачных участках тоже накрывает облако химии.

По новым требованиям аграрии должны будут сообщать о распылении препаратов «не ранее чем за 10 дней и не позднее чем за 5 дней» до ее начала, это позволит пчеловодам и простым жителям узнавать о каждом случае применения пестицидов. А то сейчас, по словам предпринимателей, некоторые фермеры дают информацию в мае на весь сезон, без уточнения дат. Правда, новые поправки вступят в силу 1 сентября 2024 года.

Непредвиденные расходы

Экстренная перевозка пасеки — немаловажный момент в бюджете пасечника.

— Дело трудоемкое и затратное. Если мы с женой вдвоем работаем, то сами понимаете…И никакой помощи со стороны государства или тех же фермеров мы не получаем. По сути, мы останавливаем свое производство, но нам это никто не компенсирует. Кстати, я слышал, что раньше была программа по возмещению пчеловодам убытков от гибели пчел, — продолжил Вадим Витальевич.

Отдельная статья расходов — лабораторные проверки меда на качество.

— Продукцию всех участников ярмарки проверяли как всегда тщательно, но оплата за проведение анализов увеличилась. Была 1500 рублей, стала 15 тысяч. Это при самых минимальных расчетах. Надо исследовать мед на радионуклиды, пестициды, антибиотики, даже если я их не применял в своем хозяйстве. А если провести весть комплекс анализов, то получается около 50 тысяч рублей. Кстати, лаборатория у нас одна, есть еще в Барнауле, где в разы дешевле, но там существуют сложности, — отметил новосибирский пчеловод. — Я думаю, что небольшие пасеки будут уходить в тень, не регистрироваться. 15 тысяч — это большие деньги, когда ты даже не знаешь, что получишь по итогу, когда вокруг пчел травят.

Бумеранг санкций

Антироссийские санкции тоже не прошли мимо и отразились на бизнесе по производству «сладкого янтаря», в первую очередь на цене расходных материалов. По словам Людмилы Каргай, подорожала упаковка, ГСМ, но они в этом году цены на мед и медовую продукцию не поднимали.

— Хочется хоть в чем-то стабильности, и мы понимаем, что доходы у людей далеко не у всех изменились в лучшую сторону. А вот почему у нас нет своего производства упаковки — вопрос интересный, — задумчиво добавила Людмила Васильевна.

Мнение минсельхоза

Теме пчеловодства в Новосибирской области был посвящен подробный доклад начальника отдела развития животноводства и племенных ресурсов Минсельхоза НСО Дениса Гамзы на Агроконференции в апреле 2023 года.

«Пчеловодство представляет собой важную отрасль сельского хозяйства сибирского региона, так как решает важную задачу — удовлетворение потребности населения в весьма ценных и незаменимых пищевых и лекарственных продуктах, какими являются мед, пыльца, прополис и другие, широко используемые в лечебно-профилактической практике, — сказал Денис Гамза, и добавил. — Медоносный потенциал Новосибирской области позволяет уже в ближайшие годы значительно увеличить производство продукции пчеловодства за счет роста численности семей, улучшения селекционной работы, применения инновационных технологий содержания и комплексного использования пчел, освоения новых массивов естественных медоносов».

Палочки-выручалочки

Без поддержки государства любому бизнесу сегодня не сладко. Вадим Марочкин знает об этом не понаслышке.

— Поддержку дают самозанятым, которые решили организовать пасеку и доказали, что они являются малоимущими. 250 тысяч дается на покупку оборудования, средств производства. И всё. — рассказал Вадим Марочкин. — Пару лет назад мы воспользовались соцконтрактом, и это помогло в поднятии бизнеса. Сейчас дело хорошо пошло, мы начали получать продукцию и уперлись в недостаток оборудования: чтобы оперативно откачивать мед, нужны более производительные медогонки, линия по распечатке рамок, а мы супругой работаем вдвоем, нам просто не хватает рук. Но нам говорят: «Вы же зарабатываете, доход пошел, теперь сами должны справляться!». Что будем делать? Крутиться. Справляться.

Для развития пчеловодства в регионе предусмотрен целый ряд мер. В рамках программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области», ЛПХ граждан, занимающиеся содержанием и разведением пчелосемей, могут получить компенсацию 20 процентов затрат на приобретение племенных пчелосемей, а также грант до 5 миллионов рублей по направлению «Агростартап».

Также предусмотрено возмещение части затрат при агростраховании. По данному направлению пчеловод может получить 50 процентов стоимости от договора страхования.

Но компенсации за гибель пчел нет. Только через суд, как нарушение ст. 25 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», положения данной статьи распространяются и на гибель пчел в результате химобработки полей.

В случае, если в судебном заседании будет установлена связь между обработкой полей пестицидами и гибелью пчел на пасеке, виновное лицо обязано возместить убытки. И такие дела успешно выигрывают пчеловоды. Например, в Бийске пару лет назад городской суд рассмотрел иск пасечника, у которого погибло 62 пчелосемьи среднерусской породы после обработки сельхозпредприятием. Суд назначил массу серьезных экспертиз, доказавших вину аграриев, и постановил частично удовлетворить требования пчеловода и возместить ему более 900 тысяч рублей материального ущерба.

— Пару лет назад в Алтайском крае в бюджет были заложены деньги на выплаты за гибель пчел, об этом в СМИ писали, — рассказал «ЧС» представитель пасеки с Алтая. — За каждую погибшую пчелосемью власти собирались компенсировать по 3,5 тысячи рублей. Тогда, помню, по всей стране был всплеск гибели пчел от различной химии.

Отравление пчел ежегодно вызывает большой общественный резонанс среди населения, в связи с чем в Новосибирской области разрабатывается план мероприятий по спасению пчел специалистами минсельхоза с привлечением представителей Управления Россельхознадзора, министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области, межрайонной природоохранной прокуратуры, муниципальных районов и общественности.

Каков будет результат — покажет время, точнее 2024 год. А пока, по словам владельца пасеки Вадима Марочкина, его коллеги и он сам активно делятся своими предложениями на сайте «Общества пчеловодов», в том числе по вопросу чипирования крылатых медоносов, которое становится обязательным с 2023 года. И это еще одна тема для разговора…

Светлана Лебедева,
фото автора
и Константина Кутузова,
а также с сайта ru.freepik.com

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *