Проектный подход в образовании: знания ради цели
От редакции. Дискуссия о будущем российского образования, развернувшаяся на страницах журнала «Совет директоров» № 1 в 2022 году, после многочисленных откликов получила продолжение. В указанном выпуске журнала вскользь был затронут вопрос о проектном подходе в высшем образовании. О том, что же это такое, мы попросили рассказать на конкретных примерах Юрия Воронова — одного из участников дискуссии, преподавателя дисциплины «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство» четвертого курса Факультета информационных технологий Новосибирского государственного университета
Проектный подход в образовательной сфере известен очень давно. Активно внедряли его в советской школе 1920-х годов. Однако широкого распространения он так и не получил. Но, несмотря на это, в моей личной практике реализован.
Пять лет автор данной статьи преподаёт дисциплину «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство» на четвертом курсе Факультета информационных технологий Новосибирского государственного университета. В конце курса каждый студент (индивидуально или в команде) должен представить собственный проект (стартап), который может стать потенциальным источником его будущих доходов. Проект придумывается студентами самостоятельно, без указаний преподавателя. Единственная подсказка, на которую пришлось пойти — рассказывать о проектах, разработанных студентами предыдущих выпусков.
За пять лет студентами было предложено более 200 проектов, каждый из которых отличается оригинальностью и выдумкой. Обычно у проекта два автора и более, и это можно оценивать положительно, поскольку они учатся работать в команде, что обязательно для любого человека, выходящего в самостоятельную жизнь. Проекты в самом начале отображают незнание авторами многих наук и сфер человеческой деятельности. Но в ходе совместной работы команды авторов с преподавателем студентам приходится обогащаться знаниями из самых разных областей. Это необходимо для совершенствования проекта. Знания ради достижения цели усваиваются прочнее. Студент становится партнером по проекту.
Предложенные студентами проекты делятся на четыре категории: учёба, студенческая жизнь, здоровье, информационные технологии. Приведу ряд примеров стартапов из этих категорий.
Проекты категории «Учёба»
«Индивидуальное обучение». В НГУ на нескольких факультетах 13 учебных дисциплин читаются в разных объемах. Программный продукт, составляющий основу проекта, предоставляет возможность студенту, который желает получить более глубокие знания по какой-либо из таких дисциплин, находить сочетание окна в его занятиях и лекции по выбранному им предмету на другом факультете. При этом отбираются те варианты, в которых интересующий студента курс преподаётся в большем объёме.
Проект получил поддержку и находится на контроле у проректора НГУ С. Г. Саблиной. Он достоин тиражирования. Создаётся даже впечатление, что индивидуализация обучения — это не столько развитие методики преподавания, сколько потребность самих студентов, которым одни предметы интересны, а другие — нет. Команда: Нурсултан Зиануров, Денис Панфилов, Глеб Третьяков.
«Свободное место в коридоре». В коридорах Главного корпуса НГУ организованы места для самостоятельных занятий студентов в перерывах между лекциями или семинарами. Иногда приходится пройти большое расстояние, чтобы найти свободное место. Проектом эта проблема решена следующим образом. Два датчика (расстояния и движения) фиксируют свободные места за столом в коридоре. Студент на своем телефоне видит, где ближайшее свободное место. Выбранная в проекте система сенсоров моделирует зрение лягушки, способной видеть только движение и оценивать расстояние. Команда: Алиса Киркинская, Виталий Спирин, Светлана Чернявцева.
Делая некоторые выводы по проектам категории «Учеба», хочется отметить, что студенты замечают дефекты обучения более чётко, чем профессорско-преподавательский состав, отвечающий за организацию учебного процесса. Они не только их замечают, но и предлагают современные цифровые технологии их решения.
Проекты категории «Студенческая жизнь»
Они более разнообразны, и понятно почему. Правила обучения студенты не могут регулировать, а собственная жизнь, как им кажется, находится в полной их власти. Сам этот факт определяет направления проектирования. В проекте «Буфет» предложено математическое обеспечение предварительного заказа в торговых точках, расположенных в учебных корпусах НГУ.
«Буфет». В НГУ нет отдельного перерыва на обед, из-за этого многие студенты пытаются попасть в буфет за 15 минут перемены. Образуются длинные очереди, многие студенты просто не успевают купить что-либо.
При заказе с сотового телефона студент сможет выбрать подходящий набор из ассортимента ближайшего буфета, сделать заказ, оплатить его в режиме онлайн и в указанный перерыв забрать свой заказ по номеру телефона.
Этот проект идёт третий год, дважды сменялся коллектив разработчиков, и наконец-то он увенчался успехом. Была достигнута договоренность с владельцем двух точек питания в новом корпусе НГУ, выделен телефон, по которому принимается оплата. Написано программное обеспечение заказа с возможностью выбора блюд из действующего на данный день меню. Студентами последующих выпусков этот проект был развит и дополнен: заказы доставляются в специализированные боксы, камеры хранения в месте, максимально близком к аудитории, откуда поступил заказ. Предварительно на сотовый телефон студента поступает код, по которому открывается соответствующая ячейка. На перемене он получает доставленный заказ, открыв по этому коду бокс. Команда третьего созыва: Андрей Валитов, Дарья Доможакова, Анна Котельникова.
Главное достижение проектов категории «Студенческая жизнь» — свидетельство ориентации студентов на решение тех проблем, какие их волнуют, с какими они ежедневно сталкиваются. Эти проекты подсказывают преподавателям, на каких примерах из жизни студентов нужно строить преподавание, разъяснять алгоритмы и теоретические положения.
Проекты категории «Здоровье»
В ней можно выделить особую направленность на заботу о своём здоровье. В целом это направление проектов можно назвать «подключением неиспользуемых ресурсов».
«Тамагочи твоего здоровья». Среди молодёжи все популярнее становятся тамагочи — виртуальные домашние питомцы. Они уже существуют внутри сотовых телефонов. В проекте предложено сделать тамагочи отображением состояния здоровья владельца телефона (не только пульс и температура). Состояние питомца зависит от активности пользователя, количества пройденных шагов и других данных. Чем активнее пользователь, тем лучше чувствует себя его виртуальный аватар. Есть функции напоминания пользователю о том, что необходимо выпить воду или лечь спать. Это забота не только о себе, но и о своём друге — тамагочи. Команда: Владимир Неволин, Денис Протасов, Полина Чагина.
«Моргунчик». Когда человек долго сидит за компьютером, у него устают глаза и ухудшается зрение. Острота проблемы несколько снижается, если человек время от времени моргает, чем стимулирует омывание глаз слезой. Разработан проект программного пакета, который следит за человеком и, если тот долго не моргает, напоминает ему: «Пора бы отдохнуть или хотя бы поморгать» (команда Иван Смаль, Алексей Харламов). Кстати, этот проект получил продолжение: аналогичная борьба началась с вытягиванием шеи в сторону компьютера. В проекте отслеживается «неправильное» соотношение размеров лица и ширины плеч. Причем принципиальным является решение проблемы разделения двух разных ситуаций: когда человек вытягивает шею и когда сутулится. Команда: Егор Стуков и Сергей Филонов.
В категории «Здоровье» встречаются и чисто медицинские проекты. Приведу лишь один пример.
«Арахно». В настоящее время среди различного рода расстройств (фобий), распространена арахнофобия (боязнь пауков). Студентами был предложен программный продукт, который обеспечивает перемещение по экрану порожденных пакетом пауков и управление их движением. Управление выполняется по принципу обратной связи от пациента через его браслеты КГР (кожно-гальванической реакции).
Когда пациент начинает волноваться, паук на экране уходит или останавливается; когда пациент спокоен, паук приближается или увеличивается в размерах. Врачом устанавливается порог чувствительности, который определяет параметры обратной связи. Постепенно пациент привыкает к паукам, и фобия излечивается. Проект приняли в работу два врача частной практики. Команда: Алексей Паульс, Марина Байдук.
Большинство проектов категории «Здоровье» связаны со здоровым образом жизни и профилактикой заболеваний, которые могут возникнуть вследствие работы за компьютером с минимумом двигательной активности. Эти проблемы можно было бы поднимать и в рамках традиционной системы обучения.
Проекты категории «Информационные технологии»
Они представляют собой наработку навыков по будущей работе студентов согласно их специализации.
«Приглашение». В проекте предложено состыковать информацию с сайтов культурных объектов, магазинов и предприятий общественного питания с геопозициями сотовых телефонов их потенциальных клиентов. Как только клиент оказывается рядом с таким объектом, на его телефон приходят сообщения о ближайших мероприятиях или других событиях. Апробация проекта прошла на примере афиш Дома учёных СО РАН. Реальные заработки команды начались с сотрудничества с пивными барами, для которых приход клиента, зазванного по телефону, включён в систему повышения лояльности клиентуры.
Команда: Илья Вольф, Никита Романов, Андрей Вайс.
«Друзья моей собаки». Одна из особенностей психологии собак — они любят заводить друзей. Замечено, что собака явно радуется, когда видит знакомую ей собаку. В проекте предложена следующая услуга: хозяева подружившихся собак включают данное приложение, и им становятся видны геопозиции телефонов всех хозяев этих собак, если они в этот момент вышли на прогулку и также включили это приложение в своих телефонах. Становится ясным, куда нужно идти, чтобы порадовать свою собаку. Этот проект мне представляется знаковым, информационная сфера проникает туда, где её не предвидят.
Автор проекта — Анастасия Гетманова.
«Оптимальный севооборот». По меню можно выбрать любое поле из списка, ввести любой год или выбрать культуру из базы данных с указанием: названия (номера) поля, растущей культуры, сорта, нормы высева, предшественников, внесенных удобрений (название, год внесения и количество), информации по подготовке семян, обработке гербицидами и пестицидами. По данным конкретного хозяйства в Черепановском районе Новосибирской области составлен оптимальный севооборот (семиполье), проработаны варианты постепенного выхода всех полей данного хозяйства на оптимальные севообороты с учётом предшествующего чередования культур по каждому полю. При расчёте выхода на оптимальный севооборот используется постановка задачи коммивояжера. Команда: Евгений Боков, Даниил Клюс, Дмитрий Котенко, Александр Малютин.
Проекты по будущей специальности впечатляют расторможенностью мышления студентов. Они живут не просто в цифровой экономике. Ради большей эффективности обучения цифровым технологиям внимание студентов следует привлекать к изменениям в обыденности, какие привносят эти технологии. Тогда изменится и отношение к преподавателю: из надзирателя и контролёра он превратится в очень нужного помощника.
Юрий Воронов