Сопричастность. О волонтерах дома на Урицкого, 17

Дом на Урицкого, 17

Сегодняшние обитатели дома на Урицкого, 17 в Новосибирске, которому скоро исполнится 90 лет, с гордостью заявляют, что чувствуют себя сопричастными к истории любимого города, родного дома. А потому делают всё, чтобы поддерживать его высокий статус.

Дом, в котором мы живём

Несколько лет назад им пришлось в буквальном смысле мобилизоваться, объединиться, чтобы защитить свой дом от разрушения в связи с точечной застройкой близлежащей территории. Воздействие было настолько сильным, что потребовалась полная реконструкция одного из подъездов.
Активность жителей проявляется не только в отстаивании и защите своих интересов, но и в организации различных мероприятий. Например, в традиционную общегородскую Ночь музеев они регулярно устраивают праздники, гостями которых становятся горожане, приходящие на экскурсии, посвящённые знакомству с архитектурой здания, а также с историей его и его жителей.

Три Татьяны Сидорова, Смолина, Спирина

Не стала исключением Ночь музеев нынешнего года. На этот раз для гостей кроме экскурсий провели мастер-класс по плетению маскировочных сетей.

Именно маскировочных сетей, которые сегодня очень востребованы у бойцов в зоне проведения СВО. Чтобы наладить их производство, жители дома снова мобилизовались, поддержав идею создания мастерской по изготовлению камуфляжного снаряжения.

«Дело в том, что в цокольном этаже здания есть помещение, где по замыслу жителей дома планировалось открыть клуб-музей «культуры дома» или «домашней культуры», — рассказала организатор мастерской, координатор и создатель Телеграм-канала «Тыл-Фронту», доцент НГУ Татьяна Сидорова. — Но время распорядилось иначе. Началась специальная военная операция, которая поменяла планы жильцов: они решили вписать в летопись родного дома ещё одну памятную страницу — открыли пункт плетения маскировочных сетей. В подвал потянулись люди, для которых немыслимо было сидеть, сложа руки, в то время как на фронте остро нуждались в помощи тыла».

По её словам, телеграм-канал «Тыл-Фронту» стал «местом встречи» неравнодушных людей, которые внесли и вносят свой посильный вклад в благородное дело — сбор средств на закупку радиотелефонов, квадрокоптеров, генераторов и другой техники.

Организация производства маскировочного снаряжения стала дополнительным вкладом жителей дома и примкнувших к ним горожан-добровольцев в поддержку СВО. Причем эта помощь не требует больших материальных затрат, но она выражается в искреннем желании волонтёров своим руками помочь сделать то, в чём остро нуждаются бойцы, — маскировочные сети. За полгода волонтёры пункта на Урицкого, 17 сплели и отправили на передовую более 3 000 квадратных метров камуфляжного снаряжения.

Посылки на фронт
Монолог о важном

«Мы хотим рассказать не о каком-то отдельном пункте, где плетут маскировочные сети, а о том, какое уникальное социальное явление зародилось по всей нашей стране, — говорит Татьяна Сидорова. — Огромное количество людей объединились без всяких административных усилий, потому что осознали, в какой опасности оказалось наше Отечество, и что поддержка тыла нужна как воздух для воинов. Как раз такие неравнодушные люди активно включились в акцию по сбору и отправке гуманитарной помощи, пришли в пункты, где плетут маскировочные сети, вяжут носки, шьют защитную одежду, покупают медикаменты, помогают в госпиталях, конструируют беспилотные аппараты. Весь социальный спектр нашего общества оказался вовлечённым в это патриотическое движение: руководители предприятий и рядовые работники, учёные, пенсионеры, артисты, музыканты, предприниматели, люди редких и вполне обычных профессий, верующие и ищущие, во что и кому верить… В первых рядах те, у кого родственники ушли на СВО, а также молодые мамы с детьми. Подавляющее большинство — это люди с активной жизненной позицией, для которых ребята, сражающиеся с врагом, все — наши, а значит, их святой долг — поддержать и помочь им.

Жаль, что социологов и антропологов не особенно интересуют такие масштабные социальные явления. Мы до сих пор не имеем ни малейшего представления о том, сколько людей в тылу встали в ряды добровольцев, не знаем их мотивацию, чтобы, наконец, понять, в каком обществе живём.

Работа спорится, если людей объединяет общая высокая цель — защитить, помочь, спасти. Если работают во имя победы, за правду, за жизнь, за достоинство страны, за будущее своих детей. Свой труд волонтёры противопоставляют потребительскому образу жизни, пошлости в отношениях и суждениях, лицемерию, пропитавшему наше сознание и погрузившему значительную часть населения страны в нигилизм и безверие, в погоню за мнимыми ценностями материального успеха и конкуренции, и приведшему их к утрате национального самоуважения и духовных смыслов».

Камуфляжная сеть
Берегини

У русской женщины особая роль, особая миссия на этом свете — быть хранительницами семейного очага, страны, да и всего мира. Ведь недаром их называют «берегинями». Когда началась специальная военная операция, они первыми, как когда-то в годы Великой Отечественной войны поступили наши предшественники, бросили клич об оказании посильной помощи нашим бойцам.

Солидную часть «списочного состава» добровольцев, которые занимаются плетением маскировочного снаряжения на Урицкого, 17 и в других местах, тоже составляют женщины. Конечно, приходят и мужчины, но женщин гораздо больше. Это их трудолюбивые руки могут сделать то, что не всякий мужчина осилит. Плетение сетей — не трудоёмкое дело, но очень монотонное и кропотливое. Требует усидчивости, терпения, выдержки. Нашим героиням этих качеств не занимать.

В продолжение своего монолога Татьяна Александровна призналась, что «встретила здесь невероятно красивых, необыкновенных людей». И рассказала о них. «Вот у Оксаны — отец заслуженный полярник, работал в Институте Арктики и Антарктики, жил на антарктических станциях. Она принесла книгу, в которой рассказывается о том, как люди выживают в суровых арктических пустынях. Родилась на Чукотке, жила в Магадане, родители были метеорологами. Лыжница, вырастила троих сыновей.

Готовое полотно

В нашем пункте есть своя берегиня. Это — Анна. Женщина необычайной внутренней красоты, духовной силы. С её приходом у нас завёлся свой «домовой», и вообще появилось чувство дома. Она порой работала по 12–14 часов, если была возможность. Сейчас приходит по воскресеньям, когда пункт «официально» не работает. «Я вам накручу материала, и будет, из чего плести». Всё хозяйство приведёт в порядок, напишет записки, где и что, только «давайте, плетите ребятам, им там несладко, не как нам здесь. Им-то некогда отдыхать».
Мы беседуем как раз в том самом подвале, где вот уже больше полугода идёт изготовление камуфляжного снаряжения. Здесь в этот час несколько женщин, негромко переговариваясь друг с другом, занимаются своим делом — отработанными движениями рук продевали в ячейки рыболовной сети зелёные ленты.

«Пришла сюда, потому что понимала, что я должна помочь ребятам, которые сегодня сражаются за нашу страну, — поделилась Татьяна Спирина, начальник отдела кадров Исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». — У меня два сына, один недавно отслужил в армии, второй ещё школьник, муж военнослужащий, поэтому, считаю, оставаться в стороне нельзя. Здесь любая помощь важна. Даже если ты будешь выполнять самую простую операцию — наматывать в рулончики ленту, из которой впоследствии складывается маскировочная сеть, это уже помощь. Как и в основном все женщины, я тоже прибегаю сюда в обеденный перерыв, чтобы один-другой рядок сделать».
Татьяна настоящий мастер на все руки. Она не только плетёт сети, но и вяжет для бойцов носки, свитера, шапки… «То, что в моих силах, я стараюсь делать», — признаётся она. Но и это не всё. Татьяна освоила в домашних условиях производство так называемых «сухих душей». Говорит: «Это такие компактные наборы, которые помогают ребятам в тяжелейших условиях соблюдать определённую гигиену тела». И поясняет: «Сухой душ — это обычная губка, пропитанная специальным средством на основе одной-двух ложек воды. При использовании это средство вспенивается, вбирая в себя грязь, после чего тело обрабатывается одноразовым полотенцем».

Работает Галина Степанова

По её словам, собирать такие комплекты поначалу помогали дети, муж, а сегодня ей на помощь пришли женщины из пункта на Урицкого, 17. Гигиенические комплекты Татьяны Спириной — настоящее ноу-хау. Они эффективны в использовании и обходятся в целом не очень дорого, хотя до недавнего времени, когда ей приходилось покупать в магазине новую ткань, «вылетали» в копеечку. Сегодня в качестве материала используются бывшие в употреблении, но хорошо простиранные, прокипячённые и проглаженные, детские пелёнки, постельное бельё, наволочки и другие ткани. Такой материал есть в каждой семье. «Он мягче нового, и лучше подходит для гигиены», — уверяет Татьяна. Нужно отметить, что Татьяна с начала нынешней весны уже изготовила и отправила на СВО около 10 тысяч гигиенических наборов, упакованных в самозакрывающиеся целлофановые пакеты.

Она с гордостью говорит, что родилась и училась в советское время. В душе осталась той же патриоткой, какой её воспитали тогда, и старается передать чувство патриотизма своим детям. «Ведь самое главное — Родина, то место, где ты родился, — размышляет она. — Родину нельзя поменять, потому что здесь наши предки. Два моих деда были на войне, один вернулся, а прадедушка пропал без вести. История повторяется, сегодня на нашу долю тоже выпали испытания. В наших силах сделать всё, чтобы наша страна победила, чтобы мы жили так, как нам хочется».

Татьяна Смолина является специалистом Управления Западно-Сибирской железной дороги. На мой вопрос, с какими помыслами она приходит сюда, ответила: «Я так воспитана, что не могла остаться в стороне от очень важного дела. Считаю, что должна оказать посильную помощь нашим бойцам, внести свою лепту в Победу. Тем более сейчас, когда над страной, как и в годы Великой Отечественной войны, нависла угроза. Тогда за нашу Родину воевали мой дед, дяди. Отец с 14 лет работал на заводе, как и все, днями и ночами. В тылу, на Алтае, трудились мои бабушки, выращивали для фронта пшеницу, картошку, капусту, морковку… И мысль у них была одна: «Всё для фронта, всё для Победы!». Этот лозунг, видимо, на все времена».

Татьяна призналась, что мечтает о том, чтобы СВО скорее закончилась, и наступил тот день, когда можно было бы встретиться с родственниками, близкими людьми, живущими на Украине, с которыми её и её семью разлучили. «Как, наверное, все россияне, я постоянно слежу за сообщениями, которые приходят из зоны СВО, — продолжает Татьяна, ловко вплетая ленту в ячейки сети. — Прихожу сюда в обеденный перерыв на 30-40 минут, после работы, в выходные, чтобы хотя бы два-три ряда маскировочной ленты вплести в сеть, это ускоряет процесс изготовления всего полотна. Каждый раз внимательно присматривалась по телевизору к тому, какую защиту используют воины для маскировки техники, себя. Поэтому подключилась к волонтёрскому движению и сегодня нахожусь в числе неравнодушных женщин нашего центра. Надеюсь, что скромная частичка моего труда поможет спасти не только технику, но и жизни наших ребят».

За намоткой Анна Долина

Галина Степанова — пенсионерка, как представили женщины свою подругу, — «человек с рабочей жилкой, много лет отработала на металлургическом производстве машинистом крана». «Когда началась СВО, я решила, что должна помочь нашим пацанам, — рассказала она. — Нашла этот пункт, добираюсь сюда больше часа, но это меня не останавливает. Довольна, что здесь очень доброжелательная атмосфера, с первого момента поняла, что это моё-моё. Здесь все единомышленники. У всех азарт, все хотят сделать быстрее-быстрее, много-много».

Галина рассказала, что в зоне СВО с первых дней находился муж её сестры. Не с чужих слов знает, как ему и его товарищам приходится трудно сражаться с нацистами. «Поэтому, — считает Галина, — нужно, чтобы было ощущение единства тыла и фронта, чтобы мальчишки знали, что за их спиной есть мы». Говорит, что плетение маскировочных сетей уже стало просто жизненной потребностью. «Тянет сюда, если выпадает какая-то свободная минутка, бежишь, чтобы хоть что-то сделать. Усталости не ощущаем, понимаем, что нашим ребятам там гораздо хуже, чем нам».

Актриса театра кукол Вера Червоткина, как она себя называет, «заслуженная Баба Яга Новосибирской области», почётный работник культуры Новосибирской области, ведущий мастер сцены, имя которой занесёно в «Золотую книгу» города Новосибирска, тоже спешит сюда, в пункт на Урицкого, 17, чтобы подключиться к тем, кто занимается плетением маскировочного снаряжения. «Когда началась СВО, я стала думать, чем могу помочь, — негромко говорит артистка. — Как и многие женщины, случайно узнала, что в нашем городе есть люди, занимающееся вязанием маскировочных сетей, шитьём балаклав, бандан, брюк. Решила тоже подключиться к этому благородному делу. Несколько месяцев ездила в другой район города на Красный проспект, 318, где работает ZOV 54, но это было слишком далеко — полтора часа только в одну сторону. Потом узнала, что такой пункт работает совсем рядом от театра кукол.

С тех пор после работы я прибегаю сюда и что-то успеваю сделать. Считаю, что движение добровольцев нужно поддерживать, потому что это такая силища! Люди отдают своё драгоценное время на то, чтобы приблизить нашу Победу. Сюда приходят и верующие. Их молитвы, обращённые к Богу, благословляют ребят на героические подвиги. Иногда себя ловлю на мысли, что продевая ленту в ячейку сети, я вплетаю в неё свою невидимую защиту для наших бойцов от вражеской пули или осколка от снаряда. У меня нет в зоне СВО родственников, но мне радостно, что кому-то из ребят помогут сетки, которые я вязала».

По словам волонтёров, заказов на маскировочные сети — много. Но рабочих рук не хватает. Поэтому они приглашают на помощь неравнодушных новосибирцев, тех, кто верит в будущее нашей страны и что победа будет за нами.

Во имя мира на земле

Татьяна Сидорова считает, что добровольцы тыла — это самые чистые и щедрые на доброту люди, это колоссальный человеческий потенциал. Их никто не принуждает приходить сюда, они по зову сердца это делают. Жертвуют своим временем, не могут смотреть глазами равнодушного человека на беду, в которой оказалась наша страна, наше Отечество. Но, сетует она, о них редко рассказывают в СМИ, на телевидении, нет серьёзных аналитических материалов.

«Сегодня в нашей группе зарегистрировано больше 70 участников, —продолжает Татьяна. — Не все, конечно, ходят постоянно, кто-то приходит раз в неделю, кто-то всего лишь на час во время своего обеденного перерыва — у каждого своя жизнь и свои возможности. Так что численность — это величина относительная. Мы берём не числом, а уменьем.

В то же время трудно однозначно ответить на вопрос: почему большинство жителей нашей страны как будто не ощущают ту опасность, которая нависла над всеми нами. Не замечают горя и страданий, которые коснулись многих семей, тех, у кого близкие на СВО. Многое зависит также и от руководства учреждений, вузов, их гражданской позиции. К сожалению, большая их часть держит в отношении спецоперации «нейтралитет». Это отрицательно сказывается на сознании молодёжи, которая, глядя на взрослых, не может определиться со своими ценностями. Самое больное другое — это когда взрослые начинают имитировать причастность к тем или иным ценностям. Они тем самым создают ложную картину приверженности, например, к патриотизму. И тогда патриотизм из святого чувства превращается в его антипод, отталкивая молодых людей, которые ищут, что может служить фундаментом в жизни. Поэтому волонтёрское, добровольческое движение — это движение против двойной морали. К нам приходят люди, которые не могут иначе. Если мы не умеем защитить своё Отечество, то о каком достоинстве можно говорить?

Сейчас наша страна, проходя сложнейший этап своей истории, возрождается, чтобы стать сильной, независимой, честной, с чёткими ценностными ориентирами. Наша работа здесь — это возвращение домой, к себе самим. Здесь мы лучше других понимаем, что путь к правде так ближе».

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *