Искусство, добытое из угля: скульптор из Кузбасса почти 20 лет одушевляет горючий камень

Фото: из личного архива Игоря Суворова

Для большинства каменный уголь – это топливо, но только не для кузбасского скульптора Игоря Суворова. Он уже почти 20 лет работает с очень сложным, но драгоценным и почитаемым во всем мире горючим камнем. В руках сибирского мастера «черное золото» превращается в настоящие шедевры.

Мастер угольных скульптур живет в 32 километрах от столицы Кузбасса – в небольшом городке Топки. Он с детства мечтал стать скульптором, но занялся любимым делом уже во взрослом возрасте, а именно ‒ резьбой по дереву. «В 2005 году меня, можно сказать, взяли “на слабо”: “А сможешь вырезать скульптуру из угля?”», ‒ рассказывает мастер.

И как раз появился отличный повод: в Белове тогда проходила выставка «Шахтерский характер», и одной из номинаций была «Скульптура из угля». И тогда он решил попробовать подружиться с «черным золотом» и вырезал свою первую скульптуру ‒ «Хозяюшко горючего камня». На выставке эта работа топкинского скульптора заняла первое место.

Как говорит Игорь Суворов, идея для первой угольной скульптуры пришла из головы. «Я тогда вспомнил, что на Донбассе у горняков есть дух, похожий на гнома ‒ своего рода, хозяин шахты. А у кузбасских шахтеров такого покровителя не было, поэтому я и решил воплотить его в куске угля. Так и родился “Хозяюшко горючего камня”», ‒ вспоминает скульптор. И с воодушевлением рассказывает, как работал над своим первым шедевром из угля. Материал для Игоря Ивановича был новым, но невероятно интересным ‒ хотелось понять, какой он. Да и инструмент пошел в ход тот же самый, что для резьбы по дереву. Только точить чаще приходилось. Если резец для дерева заточил и можно работать с утра и до вечера, то с углем инструмент приходится каждые 20 минут подправлять.

Сначала из куска болгаркой или бензопилой выпиливается заготовка, после – тонкая работа. «Как оказалось, уголь очень разный. Он твердый, но вместе с тем хрупкий ‒ может легко расколоться. Уголь ‒ очень хрупкий материал, и поначалу происходило такое, что почти готовая фигура лопалась, и приходилось ее выкидывать в печку», ‒ рассказывает мастер. В мастерской Игоря Ивановича есть небольшой уголок, где он занимается только углем ‒ от этого материала много пыли и сора. А рядом с этим закутком ‒ котел для отопления. Там иногда неудавшиеся работы он и сжигает.

Как признается скульптор Суворов, сегодня угольная фигура на выброс – редкость. Со временем у него выработалась собственная технология работы с этим материалом и он, можно сказать, нашел с ним общий язык. Ту работу, которую в начале своего творческого пути Игорь Иванович делал за месяц, теперь легко завершит дня за три. «Можно сказать, что уже подружился с угольным камнем. Он меня понимает, а я – его. У меня сын смеется и говорит: “Ты, пап, скоро будешь ставить камень на стол, а затем ударять кулаком ‒ и всё, как в сказке – работа готова!”», ‒ улыбается мастер.

За годы работы с горючим камнем у скульптора появились свои секреты: например, Игорь Иванович никому, кроме детей, не рассказывает о содержимом состава, которым покрывает свои работы. «Пропитывать уголь можно и лаком, и жидким стеклом, но в этом случае получается блеск или чрезмерная матовость. Тогда я и придумал собственный состав, при обработке которым уголь обретает естественный цвет. Этого я долго добивался», ‒ говорит Игорь Суворов. – Хотя иногда люди просят сделать чуть-чуть блеска на заказных скульптурах, и я, конечно, не отказываю».

Еще один эксклюзив скульптора из Кузбасса – технология копирования собственных работ. Какие-то изделия идут в тираж и продаются через интернет, а часть работ мастер делает под заказ и дает гарантию на то, что изделие будет выполнено в единственном экземпляре. На эксклюзив и цена другая. Кроме того, Игорь Иванович освоил технологию прессования угля, но это уже для небольших сувенирных изделий. Говорит ‒ и по времени их изготовить быстрее, и по стоимости такое готовое изделие доступнее.

Кстати, уголь для своего творчества мастер берет там же, где и все владельцы частных домовладений. «Мне до растопки печи привозят уголь. Прошу, чтобы, по мере возможности, камни покрупнее были. При заказе давно уже спрашивают: “Для растопки или как обычно?”», ‒ смеется скульптор.

Сколько творений из угля вышло из стен мастерской, Игорь Суворов уже и не знает. Сначала он вел примерный подсчет, но в последние годы сбился в исчислениях. «У меня много всяческих задумок, ‒ говорит скульптор. ‒ Художник живет до тех пор, пока у него есть куча идей. Так вот я думаю, что я столько не проживу, сколько их рождается в моей голове и на бумаге. Мой рабочий стол забит всевозможными рисунками, зарисовками, набросками».

Самая тяжелая работа из всех, в прямом смысле этого слова, ‒ метровая покровительница шахтеров «Святая Варвара». Эту скульптуру он вырезал почти метр в высоту. Но такие размеры ‒ это, скорее, исключение. Обычный размер его скульптур ‒ до 60 сантиметров. «Можно и больше сделать, но уголь ‒ тяжелый материал. Для Святой Варвары мы кусок угля на лебедках еле как в мастерскую затащили. А потом готовую скульптуру выносили шесть крепких мужиков. Ведь она получилась порядка 300 килограмм. Стараюсь не делать большие скульптуры и по другой причине. Любая работа из угля обязательно пропитывается на 0,5 – 1 сантиметр. А, к примеру, у метрового изваяния и так большое внутреннее напряжение, а если еще и пропитать, то может не выдержать и лопнуть», ‒ объяснил мастер.

Есть у мастера из Кузбасса и сюжетные скульптуры. После трагедии на шахте «Ульяновская» Игорь Суворов создал работу «Обвал», которую он называет жестокой. Она представляет собой шахтера, который стоит на коленях и сдерживает спиной глыбу, а ноги его придавлены. И в продолжение появилась скульптура «Мы ждем тебя», где сын с матерью ждут возвращения отца-шахтера с работы. На выставках-форумах он ставит их обычно рядом как цельную композицию. «Я в течение четырех лет делал эту работу. Задумка такая: вот он, шахтер, еще живой, но он выйти не может, а близкие его ждут там, сверху, над землей, ‒ объясняет Игорь Суворов. ‒ Она, может быть, еще дорога мне и тем, что меня мама одна воспитывала…». В связи с этим в коллекции мастера есть и автобиографическая фигура «Трудное детство».

У сибирского скульптура есть и продолжатель его дела – сын Данил. «Из угля он только пару работ сделал, в основном, из дерева вырезает.

Мы с ним вместе и на конкурсы ездим. Из недавнего ‒ вместе участвовали в фестивале “Праздник топора” в Томске, ‒ рассказывает Игорь Иванович. ‒ У меня еще три внука растут.

Тоже, думаю, кто-то приобщится к семейному делу. Младший внук уже говорит, что будет работать с «дедой Игорем». Кстати, моя дочь Алена ‒ дизайнер интерьеров. Поначалу она втихушку брала мои работы и ходила с ними по музеям, предлагала сделать выставку моих работ. По сути, если бы не она, то о моих творениях знали бы, в лучшем случае, только соседи».

Как говорит мастер, он готов делиться опытом и обучать других, только никто не хочет этим заниматься. «Это очень “грязное” дело, ‒ объясняет мастер. ‒ Всегда есть риск “заработать” легочные заболевания. Но это занятие интересное, и на выходе получаются невероятные вещи». И мечты кузбасского скульптора тесно связаны с его творчеством. К примеру, есть большое желание познакомиться с таким же мастером угольных скульптур. Но на сегодняшний день Игорь Суворов – единственный мастер в России, которые делает скульптуры из «черного золота».

Уже много лет Игоря Суворова просят показывать свои творения широкой массе. Он никогда не отказывает, и практически каждый год представляет свои работы на выставках. Посетителей таких мероприятий обычно очень удивляют композиции и скульптуры из угля. Причем, мастер всегда разрешает потрогать свои работы. «Когда подходят дети, я вижу ту искорку, которая зажигается в их глазах, ‒ говорит Игорь Иванович. – А на одной из выставок ко мне подошел пожилой мужчина, как потом оказалось, шахтер с большим стажем. Он взял одну из фигурок, и у него даже руки затряслись. Сказал, что никогда не думал, что из угля можно сделать такое, и у него даже слезы на глазах выступили. Поблагодарил за те работы, которые я делаю. И эти слова ‒ самая дорогая награда за мой труд». Как говорит Игорь Суворов, это воодушевляет на новые творческие подвиги, а значит, в мастерской сибирского мастера появится еще множество удивительных творений из горючего камня ‒ скульптур, которые излучают душевное тепло.

Фотографии из личного архива Игоря Суворова

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *