Нужно ли заставлять ребенка делать уроки?

Когда наступает время отдавать ребенка в школу, большинство родителей приходят в ужас. Ведь сразу возникает масса проблем. И следить, чтобы не пропускал, и заставлять делать уроки, и вместе с ним решать задачки, и оценки контролировать… Да много еще каких сложностей в жизни семьи появляется вместе с ребенком-школьником. Специалист по работе с подростками и эмоциональному здоровью родителей Мария Киреева рассказала о причинах родительских проблем и том, как с ними справляться.

– Почему так часто приходится наших детей буквально заставлять учиться? Конечно, не всех и не всегда, но большинство родителей так или иначе проходили через это.

– Сейчас система образования сильно изменилась по сравнению с советским временем, или, скажем, с 90-ми годами прошлого века. И речь здесь даже не о ЕГЭ, с ним всё понятно, будем надеяться, что эта проблема решится в ближайшее время. Я имею в виду доступ к информации.

Раньше у нас не было интернета, и было не так уж много книг. То есть, существовал дефицит информации, и ребенок, когда шел на урок, реально получал там новые знания. А сейчас – нет. Информацию получить очень легко, достаточно заглянуть в смартфон. Поэтому учитель перестает быть носителем новых знаний, и чтобы заинтересовать ребенка своим предметом, ему нужно сильно постараться. А у многих это не получается.

И вот что еще важно, на мой взгляд, для понимания взаимодействия ребенка и школы. В среднем образовании есть программа, которую нужно пройти. Нельзя отступить от нее. И неважно, как ребенок себя чувствует, как ему усваивается материал. Преподаватель должен дать эту программу, а школьник – ее пройти. У нас образование сейчас выстраивает отношение с учениками из позиции долженствования.

С одной стороны, конечно, это верно. Потому, что программа — это фундамент. Но детям часто очень сложно бывает ее вынести. И, поскольку я много работаю с пониженной мотивацией к школе, родители меня часто спрашивают – что делать? Многие ученики, особенно старших классов, просто отказываются ходить на занятия.

– А причины какие? Они же могут быть разные, наверное?

– Мы, в свое время, проводили исследование, брали большую выборку школьников и выявляли самые распространенные причины. Обычно, ребята называют их несколько.

Одна из них – учитель ведет уроки скучно. Вспоминаем, о чем мы говорили чуть раньше: информацию ребенок и так может достать в любой момент, учителю надо быть чем-то большим, чем просто ее носителем.

Может быть дискомфортная среда в классе или какое-то непонимание между одноклассниками.

А еще часто ребята не хотят ходить в школу из-за деструктивного поведения педагогов. Бывают ситуации, когда преподаватель неправильно ведет себя с учениками, кого-то унижает, кого-то, наоборот, несправедливо выделяет. К сожалению, сейчас много есть таких учителей, которые не могут эмоционально отделиться от ребенка и начинают на него транслировать свое предвзятое отношение. Это, конечно, очень непрофессионально.

– Вот вы говорите, что ребенку на уроках бывает неинтересно. Как можно заинтересовать школьников учебой?

– Проблемы с потерей мотивации к самой учебе часто бывают связаны с тем, что детям непонятно – зачем им все эти знания, зачем столько предметов. А когда они уже начинают определяться со своей будущей профессией, становится еще хуже. Они спрашивают: «Зачем мне эта химия, если я собираюсь быть учителем литературы?». Вроде – резонно, мне вот, например, логарифмы ни разу в жизни не пригодились.

Но ведь вопрос в том, что каждый предмет – это призма, через которую мы смотрим на мир. Мир из всего этого состоит. Мы проходим не просто отдельные предметы, а изучаем целостную систему. И мы не обязательно в будущем будем пользоваться законом Фарадея, своими знаниями о том – кислоту ли в воду нужно наливать или воду в кислоту. Но когда ты имеешь понимание о строении мира всецело, ты получаешь больше вариантов – куда тебе можно двигаться. И у тебя меняются вкусы в жизни и предпочтения, интересы. А когда у тебя есть вот этот выбор: химия, физика, биология, литература, английский и так далее, ты можешь выбирать. Но если ты упрешься только в одну свою литературу, а всё остальное откинешь, то ты очень много в жизни потеряешь.

Когда с ребятами об этом говоришь, у них меняется отношение. Они начинают воспринимать школу не с позиции «я должен это знать просто потому, что надо», а потому что мне это интересно. Познать мир.

А еще надо понимать, что школа – это не просто про обучение, это – гораздо шире, чем давать знания. Перед школой стоят задачи социализации и развития детей. В идеальной картине мира нашего современного государства, в школе должно работать 16 направлений. И речь не идет о дополнительном образовании. Это можно назвать неформальным образованием – волонтерство, лесничество, юннаты. Всего – 16 направлений, а в школах у нас максимум 1 – 2 реализуются. И то, если на эти направления есть сильные педагоги. Ведь это – не уроки, куда можно заставить ребенка ходить. Здесь важно, чтобы он это делал сам. То есть, должно быть интересно.

Поэтому задач в школе гораздо больше, чем мы думаем. И всё зависит от руководства учебным заведением. Если оно вовлечено, то в школе будут создаваться ресурсы, возможности для детей. Детям станет интересно, а родителям не придется их заставлять ходить в школу или делать уроки.

– А разве не от родителей идет мотивация ребенка к получению новых знаний? Не из дошкольного воспитания? Как вообще закладывается желание учиться?

– Конечно, родители формируют ту среду, в которой ребенок каждый день находится. И мы все понимаем, что родителем быть сложно, потому что у нас огромное количество других ролей и задач. Нам нужно и денег заработать, и дом держать в порядке, готовить, следить за здоровьем и выстраивать отношения в семье. То есть, сфер жизни, требующих нашего внимания, очень много.

И родительство – это отдельная сфера, в ней самая большая ответственность, потому что мы принимаем решения за своих детей. В какую школу и кружки их отдать, во что одеть, чем накормить, как воспитать из него хорошего человека.

И для родителя всё это – стресс, который становится перманентным. А тут еще надо создать внутри дома атмосферу, в которой ребенок будет себя чувствовать комфортно. Но часто у мамы с папой уже не хватает на это ресурса. Они работают, решают многие задачи, а приходя домой, понимают, что нужно еще позаниматься с ребенком или отвезти его на занятия, ну и много всего другого.
Но основное воспитание в семье происходит не при совместном выполнении домашних заданий, а на собственном примере. Ребенку бесполезно говорить что-либо. Он повторяет то, что видит.

Если мама говорит: «Не ешь сладкое», а сама сладкое ест, то как будет реагировать ребенок? У него возникнет когнитивный диссонанс. «То есть, как нельзя? Ты же сама ешь». Ведь родители – это центр и картина мира для наших детей. То, как должно быть. Поэтому ребенок будет воспроизводить не то, что говорит ему мама, а то, что она делает.

Или если родители дома читают, занимаются самообразованием, то дети будут думать, что это – норма жизни. Так они и будут поступать в дальнейшем. Не на 100 процентов, но в большинстве случаев – да.

Конечно, семья – это не единственный пример для детей, с взрослением ребенка подключается окружение – друзья, родственники, люди, с которыми происходит общение в течение дня.

Подключается садик. Здесь тоже важно – какой воспитатель, как дети садятся за занятия. Если что-то похожее на «Ребята, у нас уже 10 часов, все быстро сели заниматься!», то такая модель поведения сто процентов отобьет у малышей желание учиться.

А если по-другому сказать? Например: «Ребята, у нас сейчас будет так классно, интересно, давайте будем с вами аппликации делать, фигурки клеить из бумаги!». Совсем же другая мотивация будет.

От тех людей, проводников, которые вокруг наших детей находятся, очень многое зависит. Насколько этот человек вовлечен в результат нашего ребенка, насколько ему самому нравится находиться в процессе обучения. Кто-то из педагогов может с удовольствием вместе клеить, сидеть, наблюдать. Но если это через стресс, таким людям нельзя работать в образовании. Но, к сожалению, они работают. И в садике, и в школе.

Особенно в школе. Ведь основной процесс обучения всё равно начинается именно здесь, где уроки идут уже по 45 минут, их несколько подряд. Другая информация, другая когнитивная нагрузка, нужно много думать. Здесь нет места для игры, его всё меньше, меньше, меньше.

А зачастую родители еще и раньше времени отдают детей в школу, думая, что это хорошо. Ребенок быстрее поумнеет. А на самом деле – нет.

Есть процессы, определенные периоды детства, которые важно детям доиграть. Ребенку, который не доиграл, сложно воспринимать информацию, да ему и не надо всё это. Что он делает на уроке? Стекает под стул, кидается фломастерами… Не потому, что он хулиган какой-то или гиперактивный. А просто он не доиграл, а его за парту садят. Поэтому начинаются проблемы и с учебой, и с поведением, и с мотивацией.

– Родители и учителя часто перекладывают ответственность друг на друга за плохие результаты учебы или плохое поведение ребенка. Как распределяется ответственность между родителями и учителями? Кто виноват в том, что ребенок плохо учится или плохо себя ведет на уроках?

– Ответственность школы за ребёнка начинается ровно в момент его передачи в учебное заведение. Вот ушел ребенок в школу – наступила зона ответственности школы. Как даются здания, все бытовые условия, весь контекст внутри – всё за школой. Когда ребёнок возвращается домой, зона ответственности школы заканчивается.

Да, тенденция такая сейчас есть, что школа говорит, мол, мы вам дали информацию, мы свою задачу выполнили. А дальше уже родители отвечают за домашние задания, если ребенок не понял, они должны объяснить. Но это не так. Родитель может поддержать, создать условия, в которых ребёнок может делать спокойно уроки, чтобы у него были учебники, тетрадки. Да, это должен делать родитель. Но если у ребёнка регулярно что-то не получается, и в школе это видят и игнорируют или, еще хуже, – не дают обратную связь родителю, то как можно говорить о том, что школа свою задачу выполняет?

Ведь как иногда бывает. У ребенка за год выходит двойка по предмету, а родитель узнает об этом только по факту. «А вы что, не в курсе?» – спрашивает педагог. Нет, не в курсе. Ребенок сам не скажет, ему это не надо. Потому что, если у него двойки, значит, у него нет интереса к учебе.

Поэтому так важно, чтобы работа по воспитанию и образованию ребенка проходила в тандеме школы и родителей. Родители создают в семье среду, которая для ребенка будет комфортной, мотивируют его собственным примером, прививают понимание ценности образования, а учителя – вовлекают в процесс обучения, создают интерес к учебе, дают информацию, учат работать с ней и выстраивают коммуникацию с семьей.

И вот тогда наши дети с удовольствием, а не на пинках, ходят в школу, тогда они развиваются, получают хорошие оценки.

Но, к сожалению, так происходит далеко не всегда. Причин здесь может быть много. Например, некачественный педагогический состав или большая загруженность учителей. Ведь бывает, что в одной школе учится до 2 000 ребят, у педагогов нагрузка колоссальная, часто учитель берет два класса себе в руководство. Это же 60 детей! Просто человек не справляется.

– И что тогда делать родителям? Нам же хочется, чтобы наши дети получили хорошее образование.

– Самое главное – снизить градус тревожности. Потому что, когда родитель находится в стрессе и делает из образования самоцель для себя и ребенка, он волей-неволей заставляет его. То есть, выходит на позицию «ты должен». А ведь мы говорили с вами, что важно не давить, а формировать и поддерживать интерес школьника к учебе. Тогда он начнет сам делиться с вами своими победами и неудачами, и ситуация, когда вы ничего не знаете о проблеме, скорее всего, не возникнет.

Важно формировать уважительное отношение к школе несмотря ни на что. Как бы вы не относились к педагогу, который, по вашему мнению, не справляется или просто вам не нравится, ребенку этого транслировать нельзя. Дети очень восприимчивы и очень быстро копируют поведение родителей.

Не ругаем за плохие оценки, а стараемся разобраться вместе – что не получается, что нужно сделать, чтобы в следующий раз получилось? Ребенку важно чувствовать, что вы его любите безусловно, а не только тогда, когда он приносит хорошие оценки.

И, конечно, постараться самим выстроить дружеские отношения со школой. Не соревноваться – кто лучше, не обвинять друг друга.
Да, сейчас в среднем образовании много над чем нужно работать, и не всё так, как нам хочется. Но если мы хотим позаботиться о своих детях, то важно постараться выстроить коммуникации как со своими детьми, так и с преподавателями.

Виктория Мельник

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *