Аты-баты, шли солдаты в кирзовых сапогах

Солдаты чинят сапоги в минуты затишья, 1 мая 1944 года

Именно в такой обуви солдаты приближали нашу общую Победу в годы Великой Отечественной войны.

Наверняка, кто-то в Советском Союзе понятия не имел, что из себя представляли кирзовые сапоги.

К таким людям, конечно же, относились зажиточные люди, которые могли позволить себе носить хорошую импортную обувь. Большинство же граждан страны, особенно сельские жители, носили кирзачи за милую душу. Ведь эта обувь была практически всесезонной. Хороши были сапоги в самую жуткую слякоть, их можно было носить даже летом – «кожа» была достаточно гигроскопичной, но водонепроницаемой, и зимой они спасали, если не было валенок, от морозов – наверни на ноги портянки, да чтобы они были потолще, и можешь смело идти по делам.

Мне тоже приходилось в детстве носить кирзовые сапоги, и это не считалось чем-то зазорным.
Но особенно полно я познал прелести кирзачей в армии.

Плакат времен СССР

Нас, новобранцев, доставили в воинскую часть, которая находилась у самой границы с Монголией, морозным декабрём зимой 1968 года. После помывки в солдатской бане выдали обмундирование.

Старшина провёл с нами, как сегодня говорят, мастер-класс по наматыванию портянок на ногу. Для меня это не составляло проблемы, но вот другим, более изнеженным пацанам, не нюхавшим лиха, было сложнее.

Кирзачи «сновА» казались «деревянными», многие даже мозоли натирали, но спустя время они притирались к ногам, немного обмякали, становясь родными на целых два года солдатской службы. В кирзачах мы совершали многокилометровые марш-броски, каждый день маршировали по плацу, ходили строевым шагом на смотрах. Ноги, конечно, потели. Особенно летом, бывало, портянки хоть отжимай. Но на привале снимешь их, подсушишь – и снова в путь. Каждый солдат тщательно ухаживал за своими кирзачами, перед утренним осмотром обильно надраивал гуталином до блеска, а чуть запылились – доставал бархотку и протирал. Одной пары сапог при интенсивной армейской носке хватало на год. Поэтому солдаты берегли свою обувь.

В годы службы в голову не приходило, что у кирзовых сапог имеется своя история. Такая же, как, скажем у солдатской пилотки, шапки-ушанки или будёновки. И вот теперь, спустя много-много лет, я с большим интересом проштудировал интернет.

Накануне Первой мировой войны военные специалисты спорили о том, что лучше для солдата – ботинки или сапоги. Выяснилось, что лучше сапоги. В армиях, где использовались ботинки, без специальной защиты ног до колена обойтись не могли. Такую защиту называли обмотками. Солдаты русской армии, кстати, в Первой мировой были единственными, кто мог позволить себе щеголять в настоящих кожаных сапогах. Но с производством их стали возникать проблемы: банально не хватало полуфабрикатов.

Интересно, что первые опыты по изготовлению заменителей кожи начали проводиться в Петербурге ещё в 1903 году. Изобретатель Михаил Поморцев разработал наиболее подходящий для изготовления обуви материал – керзу. Он получил водонепроницаемый брезент и пропитал его смесью парафина, канифоли и яичного желтка. Новый материал обладал свойствами, присущими коже.

Первую проверку боем кирза получила в годы Русско-японской войны. Из неё изготавливалась амуниция для лошадей, сумки и чехлы для артиллерии. Изделие Михаила Поморцева получило высокую оценку у солдат и на международных выставках. Была изготовлена и опытная партия сапог из этого материала, но до массового производства тогда дело не дошло – вмешалось кожевенное лобби. А в 1916 году генерал-майор артиллерии Поморцев умер.

Попытку возродить производство кирзы предприняли в 1934 году. Советские учёные Борис Бызов и Сергей Лебедев разработали метод получения дешёвого искусственного бутадиен-натриевого каучука, которым пропитывалась ткань, отчего та приобретала свойства, схожие с натуральной кожей. Дальнейшему развитию производства кирзовых сапог мы обязаны химику Ивану Плотникову. Именно благодаря его усилиям в стране было налажено производство «кирзачей». Он усовершенствовал технологию и разработал метод получения материала, которым пропитывалась ткань, и затем возглавил Вятский комбинат искусственных кож.

Памятник солдатским сапогам

Первую обкатку новые сапоги прошли в условиях советско-финской войны, но не совсем удачно. На морозе сапоги становились твёрдыми и ломкими.

Катастрофически стало не хватать обуви в первые дни Великой Отечественной войны. И тогда вспомнили про Плотникова. Он был отозван из московского ополчения, переведён в тыл и сразу был назначен директором и главным инженером завода «Кожимит».

Задача была одна – в кратчайший срок усовершенствовать технологию изготовления обувного кожзаменителя – кирзы.

Иван Васильевич Плотников с задачей справился, и кирзовые сапоги были запущены в массовое производство. 10 апреля 1942 года он и группа его коллег были награждены Сталинской премией второй степени размером в 100 тысяч рублей.

В годы войны по пустякам Сталинские премии не давали. Ивану Плотникову и группе его инженеров удалось коренным образом усовершенствовать и технологическое оборудование, и методы производства. В итоге получилась лёгкая и прочная ткань для производства сапог.

К 1945 году в кирзачах щеголяли десять миллионов солдат, а эффективность производства такой обуви составила тридцать миллионов рублей в год. Интересное мнение о кирзовых сапогах оставил американский генерал Бредли, сделавший выбор в пользу кирзачей при сравнении обуви советских и американских солдат. В кирзовых сапогах ноги наших солдат были сухими, тогда как из-за постоянной сырости только за один месяц в американской армии выбыли из строя 12 тысяч солдат. Наши солдаты преодолевали многокилометровые марши по любой дороге и бездорожью. Голенище прикрывало ногу от повреждений, травм и ожогов. И именно в этой простой и неприхотливой обуви советские солдаты дошли до Берлина.

Теперь самое время узнать, откуда произошло слово «кирза». Некоторые ошибочно считали, что это просто сокращённое название «Кировского завода», где было налажено производство материала, другие приписывали это название к английскому лорду Керзону, который отметился в нашей истории, но по другому поводу. Действительность оказалась намного проще. В дореволюционной России керзой (от английского kersey) называли грубое домотканое сукно и техническую ткань. Со временем слово стали писать, как слышали – «кирза».

Нужно обязательно сказать, что в годы Великой Отечественной войны выпуском кирзовых сапог занималась Новосибирская обувная фабрика имени Кирова (Корс). Их было изготовлено шесть миллионов пар! Кроме этого, из этого материала изготавливались также крепления для лыж и корпуса для мин.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *