Капитан «Сибсельмаша» Павел Рязанцев: «Играть до 50, как Ягр, не собираюсь. Хотя…»

капитан ХК «Сибсельмаш» Павел Рязанцев

Капитан ХК «Сибсельмаш» Павел Рязанцев. Фото: Андрей Верещагин

Капитан «Сибсельмаша» Павел Рязанцев готовится к своему 26-му (!) сезону в профессиональной карьере. В своем виде спорта — хоккее с мячом — он без преувеличения легенда. В феврале десятый номер забил шесть голов в ворота «Ак Барса — Динамо» и еще четыре — в ворота «Родины». Тем самым он превзошел отметку в тысячу мячей в Суперлиге — выдающееся достижение!

Рязанцев дебютировал на высшем уровне еще в прошлом тысячелетии, когда некоторые из его одноклубников даже не появились на свет. В интервью «ЧС» супербомбардир и пятикратный чемпион мира вспомнил, как рос в 90-е, поведал, за какие команды болеет в других вида спорта, и признался, благодаря чему продолжает свои блестящие выступления.

Тысяча голов

— Павел, знали, что заветная тысяча близка? Внимательно следили за собственной статистикой?

— Об этом только все и говорили! Хочешь не хочешь будешь знать! Каждый раз, когда забивал, мне после игры сообщали: тебе осталось столько-то… Мне на самом деле не очень нравились эти разговоры. Чем их меньше, тем лучше.

— Когда только начинали карьеру, могли представить, что достигнете такой внушительной цифры?

— Мечты тогда были более приземленные. Допустим, попасть в команду «Сибсельмаш» и стабильно за нее играть. Я был полузащитником и больше действовал в созидании, нежели на острие. Со второго или третьего сезона вошел во вкус и понял, что мое — это, прежде всего, завершение атак.

В первый год, когда мне было 18, забил всего три гола. Играл в полузащите и был еще молодым. Сразу же соревноваться с мужиками не так-то просто. Кто-то врывается во взрослый хоккей моментально, а у меня это происходило постепенно. В 19 показал неплохой результат по голам. Дальше все стремительно закрутилось. В 20 забил за сезон почти 40. Не уверен, забивал ли кто-то столько в таком возрасте после меня. Обухов, Иванушкин, Ломанов — да, но они это делали еще до меня.

— Как удается на протяжении стольких лет держать такую феноменальную форму?

— Меня многие спрашивают: «Почему ты до сих пор играешь?» Секрета нет: просто по сей день получаю от игры большое удовольствие. Пока это так и есть здоровье, я не хочу заканчивать. Очень важно иметь в жизни дело, от которого ты реально получаешь удовольствие, а не просто приходишь на работу и выполняешь какую-то рутину. Общение с более молодыми ребятами — тоже один из стимулов.

— Были ли у вас серьезные травмы на протяжении карьеры?

— Не без этого! В 21 год получил разрыв ахилла. Сейчас после таких травм восстанавливаются быстрее, а тогда я был вне спорта ровно девять месяцев. Пропустил почти весь сезон. Были и менее значительные повреждения. Иногда пять матчей не играешь, иногда на «предсезонке» не можешь что-то выполнять в полную силу. Ясно, что и сейчас есть какие-то болячки. В 43 года странно было бы сказать, что все идеально. Если честно, всегда что-то беспокоит.

— Последствия той старой травмы никак не ощущаются?

— Прошло 22 года. Тьфу-тьфу-тьфу, не жалуюсь. Хотя в этом году начали бегать на искусственном газоне, и у меня заболел оперированный ахилл. С того момента исключил для себя тренировки на таком покрытии.

— Из тысячи с хвостиком голов какие самые памятные?

— Мне сложно выделить несколько. Много было важных и сверхэмоциональных голов. В памяти же остается в основном то, что произошло в последнее время. Тех эмоций, которые были 15-20 лет назад, я даже не помню. Из недавнего отмечу тот самый тысячный гол, к которому долго шел.

Многодетный отец

— Может быть, замахнетесь на две тысячи мячей за карьеру (с учетом матчей в других турнирах)?

— Это совершенно нереально! Я до 50 точно не собираюсь играть (улыбается)! Плюс сейчас у нас нет международных соревнований. Я думаю, вы понимаете: чем слабее команда, тем сложнее забивать. Многое зависит от партнеров. Потенциал стать топ-исполнителями у ребят из «Сибсельмаша» есть, но необходимо проделать большую работу.

— Звезда мирового хоккея Яромир Ягр продолжает профессиональные выступления в 52 года. Вы бы так смогли?

— Если честно, раньше я и до 40 не хотел играть, но раз так жизнь сложилась, почему бы и нет? На самом деле — и это меня огорчает — у нас становится меньше игроков среднего и высокого уровня. Не думаю, что я и Сергей Сергеевич Ломанов по-прежнему выступали, если бы конкуренция сейчас была на уровне нулевых и начала десятых.

— С Сергеем Ломановым-младшим, который старше вас на год, у вас есть очное соперничество?

— Да куда мне? Серега — просто монстр! Посмотрите, сколько он набил! Это невозможно, у него нереальная статистика! Он для меня всегда был тем человеком, за которым я старался стремиться. Не подражать, а именно стремиться. Он всегда ставил такую планку в игре и результативности, что хотелось за ним тянуться. Когда-то получалось, когда-то — нет. Такие люди, как Ломанов, Иванушкин, Обухов — это те ориентиры, на которые я в плане бомбардирства равнялся.

— С Ломановым контактируете?

— У нас нет близкого общения, но мы можем списаться и даже друг друга подколоть, обсудить какую-то ситуацию или написать друг другу комментарий в соцсетях. При встрече можем перекинуться фразами.

— Легендарный канадский хоккеист Горди Хоу выходил на лед в одном звене со своими сыновьями. Мечтаете о чем-то подобном?

— Учитывая, что моему сыну 8 лет, конечно, нет. Если только он будет когда-то играть против ветеранов (улыбается). И то вряд ли. Он занимается в школе кемеровского «Кузбасса». Но он тренируется не так много и усердно. Сын не имеет возможности посещать тренировки каждый день. Хотя ему нравится.

— У вас ведь есть и другие дети? Видите их в спорте?

— У меня трое детей. Моей дочери от первого брака скоро исполнится 19. Спортом она серьезно не занималась. Разве что для себя каталась на коньках. Младшему сыну 6.

— И все же хотите, чтобы старший сын пошел по вашим стопам?

— Мне надо увидеть, что у него есть к этому предрасположенность. Заставлять его и требовать чего-то нереального я точно не буду. Как захочет — так и будет. Тем более так сложилось, что я не живу со своими детьми — все они находятся в других городах. У меня сейчас новая семья. Это не так легко.

Дети 90-х

— Весной в связи с трагедией в «Крокус Сити Холле» был перенесен выставочный матч между «Сибирью» и «Сибсельмашем». Как развивались события вокруг этой необычной встречи и почему не сыграли, когда она все же состоялась?

— Матчи с «Сибирью» проводились два года, и оба раза я не смог принять участие. В прошлом году заболел коронавирусом: лежал с температурой и смотрел игру по телевизору. Ко второй встрече я готовился и должен был играть.

Накануне мы отдыхали дома с супругой. Уже было поздно, когда я увидел новости. «Ничего себе! «Крокус» горит!» — воскликнул я и начал читать сводки. Сразу сказал жене: «Похоже, матча не будет». Когда такое случается, как правило, на следующий день все мероприятия отменяются. Так и произошло. На утро нам сообщили об этом в общей группе.

Когда назначили вторую дату, у меня уже были куплены путевки на отдых. Уже никак не мог их поменять, хотя очень хотел. Мне импонирует подобный формат. Понимаю, насколько это важно, тем более для молодых парней из «Сибсельмаша», когда играешь в таких классных условиях и собирается столь многочисленная аудитория. Такого внимания к нам нет.

Когда выступал за «СКА-Нефтяник», участвовал в аналогичном матче в Хабаровске против «Амура» — это было круто! Полный стадион, восемь тысяч болельщиков… Причем такое ощущение, что за хоккей с мячом там болели даже больше, чем за хоккей с шайбой.

капитан «Сибсельмаша» Павел Рязанцев
Фото: ХК «Сибсельмаш»

— Почему в детстве выбрали именно хоккей с мячом?

— Все просто. Это сейчас детей на стадион ведут родители. Раньше мы сами (не все, но многие) находили себе занятия, секции и т.д. Я — поздний: пришел в хоккей с мячом в 9,5 лет. У меня все было банально: я жил недалеко от стадиона «Сибсельмаш». Ходил кататься на коньках. Ко мне подошел тренер Александр Николаевич Савченко, спросил, какого я возраста, и пригласил на занятие. Это было в начале декабря. Я сразу же стал играть и влился в основу. До этого пару лет катался сам по себе, а также играл в дворовой команде по хоккею с шайбой.

— То есть это был ваш личный выбор?

— Именно так. Мы, дети 90-х, были во многом предоставлены самим себе. Родителям было сложно. Тогда в финансовом плане было тяжелее, найти работу было труднее. Родители искали, чем нас прокормить, а мы искали чем нам заняться (улыбается).

— Задумывались ли о тренерской деятельности? Может, хотели бы стать играющим тренером?

— Играющим бы точно быть не хотел! Мне кажется, всегда должно быть что-то одно. Не стоит распыляться: игрок, тренер… У меня такая позиция: чтобы делать какое-то дело качественно, нужно сконцентрироваться именно на нем, а не хвататься за одно, второе, третье… По мне так, если начнешь распыляться, может вообще нигде не получиться. Если ты игрок — значит, игрок. Если тренер — заканчивай играть и иди тренируй.

Мысли о тренерстве, естественно, посещают. Как не задумываться, имея такой опыт и багаж? Я проработал с лучшими тренерами в нашем виде спорта. Некоторым могу позвонить за советом — грех этим не воспользоваться. Плюс всегда рядом такой авторитетный специалист, как Михаил Юрьевич Юрьев (спортивный директор «Сибсельмаша». — Прим. авт.).

Кроме того, у меня есть собственное видение. Понимаю, как нужно в первую очередь развивать хоккеистов. В силу возраста я не могу не думать о подобных вещах. Кто-то к этому раньше приходит, кто-то — позже. Последний год я этим живу и стараюсь анализировать не просто как игрок, а несколько глубже.

Фанат спорта

— Какие виды спорта помимо родного бенди жалуете?

— Я фанат спорта, особенно футбола. Слежу за всем футболом (российским, европейским), а также за НХЛ. Как начал лет с восьми, так и смотрю. Стараюсь не пропускать серьезные спортивные события.

В 2012-м был на чемпионате мира по хоккею с шайбой в Швеции. Я тогда играл за московское «Динамо». Сел в самолет — через два часа ты в Скандинавии. Раньше это было гораздо проще и стоило намного меньше, чем сейчас.

В 2021-м посетил матч Россия — Финляндия на чемпионате Европы по футболу в Питере. Ходил на игры за границей: в Испании, Бразилии и других странах. Мне все это интересно!

Обязательно хочу хотя бы раз в жизни побывать на футбольной Лиге чемпионов. Есть мечта съездить на чемпионат мира — не знаю, получится когда-нибудь или нет, но очень на это надеюсь!

— Попасть на чемпионат мира по футболу в России в 2018 году не представлялось возможным?

— В те дни мы как раз были несколько дней в Москве. Прилетели из Хабаровска, проходили медосмотр, потом улетали на месячные сборы в Швецию. На стадионе «Спартак» в 1/8 финала играли Колумбия и Англия. Но билет стоил 30 с лишним тысяч рублей. Я поразмыслил и остался смотреть дома. Хотя можно было пойти: выкладывай деньги да смотри.

— Каким командам симпатизируете в других видах спорта?

— В футболе с детства болею за «Спартак». В 90-е, кажется, все повально поддерживали красно-белых, ведь именно они выступали в Лиге чемпионов. Так повелось, что начал за этот клуб болеть.

В Новосибирске переживаю за хоккей с шайбой и «Сибирь» — это, пожалуй, главный вид спорта в городе. Хочешь не хочешь будешь за ним следить.

В европейском футболе болею за «Реал». Что касается сборных, раньше симпатизировал Италии, но вкусы и предпочтения меняются в зависимости от конкретных исполнителей.

— И напоследок: сколько еще лет отмерили себе в профессиональном спорте?

— Каждый сезон — как последний. Этот год отыграем — после этого будем думать.

Читайте также:

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Комментарии [ 1 ]

  1. Прекрасное интервью! Спасибо!!! Хочется пожелать Павлу Рязанцеву здоровья, семейного счастья и игры ещё многие лета!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *