Губернатор Андрей Травников: о зарплатах в Новосибирской области, планах на отопительный сезон и поддержке бойцов СВО
Глава Новосибирской области Андрей Травников в эфире программы «Губернатор LIVE» на ОТС ответил на актуальные вопросы жителей региона. Он рассказал о планах на отопительный сезон, уточнил информацию по индексации зарплат и оценил игру хоккеистов ХК «Сибирь» в новом сезоне.
–Добрый день, Андрей Александрович! Первый вопрос на актуальную для многих сейчас тему. Будет ли осенняя индексация бюджетникам, с какого месяца и в каком размере? Раньше говорилось про 10 или 11 процентов.
– Очередная индексация для бюджетников будет с 1 ноября. Это уже не 10 и не 11%, потому что мы стараемся индексировать зарплату не только указных, но и, так называемых, неуказных категорий вслед за ростом средних доходов по экономике.
Этот показатель два года подряд бьёт рекорды, превышает все наши первоначальные и даже скорректированные планы. Я понимаю, что к росту заработной платы в среднем по региону всегда отношение очень скептическое, но я могу сказать, что те цифры, которые я назову, они абсолютно объективные. Расчёт сделан на основе полученного налога на доходы физических лиц, этим цифрам можно верить. Я понимаю, что в статистике можно что-то приукрасить, но, когда предприятие платит государству налоги, вряд ли оно будет их завышать.
На сегодняшний день накопленный рост доходов по экономике составляет 16,2% за этот год. Соответственно, с сегодняшнего дня очередная индексация зарплат для бюджетников неуказных категорий +16,2%.
–А если коснуться развития экономики, то какие профессии сейчас наиболее востребованы?
– Самыми востребованными, пожалуй, стали инженерные, медицинские и педагогические специальности
На них у нас высокий конкурс не только в вузах, но и в колледжах. На рабочие профессии тоже активно идут, что не может не радовать.
В свою очередь, мы помогаем желающим получить то образование, которое они хотят. В регионе увеличилось и количество бюджетных мест – в 1,5 раза в высших учебных заведениях и на 30% — в учреждениях среднего специального образования.
– А как вы оцениваете ЕГЭ? Сейчас ведётся много споров по поводу экзамена. Многие говорят, что из-за него уровень образования стал ниже. Так ли это? Больше ли людей стали поступать в ведущие вузы в последние годы?
– Я положительно оцениваю ЕГЭ. Он позволяет поступить в любой вуз страны ученикам, которые хорошо сдали аттестацию.
В экзамене достаточно много заданий на анализ и развёрнутый ответ, то есть от тестовой системы с выбором вариантов ответа отошли. Это больше не «лотерея», а оценка реальных навыков ребёнка.
Ранее многие говорили, что программа не соответствует содержанию тестов, но в последние два года массовых претензий на этот счёт я не слышал.
Многих ещё возмущают металлоискатели и камеры, но это способ добиться максимальной справедливости, пресечь попытки обойти правил. Как раз именно ЕГЭ даёт всем равные шансы поступить в ведущие вузы. Хорошо сдаёшь экзамен – дороги в любой университет открыты.
– А теперь давайте поговорим об актуальных вопросах, которые волнуют многих осенью. Отопительный сезон уже почти месяц, как начался, плавно запустили тепло, погода позволила это сделать. После прошлогодних аварий Вы просили специалистов ЖКХ (СГК, в частности) проанализировать ситуацию, и сделать так, чтобы система отопления была надежнее и гибче, чтобы не повторилось таких аварий. Эта работа проведена?
– У сегодняшних коммунальщиков и руководителей отрасли есть такой норматив: трубы тепловых, да и других, сетей должны меняться каждые 20 лет. То есть, соответственно, каждый год модернизируем по 5% труб от общей протяжённости сетей. Сразу оговорюсь, что это норматив не какой-то научно обоснованный, но вот такую повышенную планку сегодня руководители отрасли задают.
При этом последние десятилетия в Новосибирске менялось не более 1%. И сегодня зачастую меняются трубы, которым далеко за 20 лет, 50−60 летней давности, то есть фактически те сети, которые были уложены в прошлом веке, ещё при строительстве новых микрорайонов. Понятно, что из-за такого большого недоремонта аварийность росла, и в 2020−2021 году была разработана новая большая программа по навёрстыванию недоремонтов по Новосибирску из разных источников.
Начиная с 2022 года двукратно, трёхкратно увеличивались объёмы ремонтов. И вот по итогам сезона 2024 года вышли, как я говорю, на честные 3% – это 75 километров отремонтированных труб, из них 36 километров – это замена целыми линиями, а не выборочными участками.
Это достаточно хороший показатель с учётом того, что в первую очередь меняются магистральные трубы. Они большого диаметра и требуют большей трудоёмкости.
Исходя из этого, я считаю, что в ближайшие год-два возможно выйти вот на эти 5%, на которые ориентируется, это абсолютно реально, и к этому коммунальщики идут.
– Ещё один актуальный вопрос – говорили, что в Новосибирск придут новые поезда метро. Когда и в каком количестве?
– Планируем закупить 4 состава метро. 3 из них – по лизинговой схеме, один – в рамках госзакупок.
Реально купить и пятый состав. Пока это неточно, но возможность есть.
В целом, к 2030 году планируем полностью обновить парк метро.
– Ещё на тему транспорта. Многие туристы говорят, что в Новосибирске, конечно, хороший аэропорт, но до него сложно добраться. Например, пассажир из Барнаула или Томска два часа едет до Новосибирска, а потом (если «час пик») еще два часа по городу через пробки добирается до аэропорта. Может есть возможность в перспективе построить аэроэкспресс, как в крупных городах?
– Возможность появления аэроэкспресса до Толмачёво есть, но в дальней перспективе. Я думаю, эффективнее развивать продление ветки электропоездов до аэропорта, а для этого нужен второй пролёт железнодорожного моста.
Могу напомнить, что даже в Петербурге много лет велись дискуссии об аэроэкспрессе в Пулково, но в итоге этот проект так и не реализовался, потому что эффективность его, мягко говоря, не очевидная. Наше решение, как я говорю, более универсальное и не такое затратное.
Сегодня электричка в западном направлении у нас регулярно ходит. Задача сделать ветку, которая позволила бы запустить пригородный пассажирский транспорт до Толмачёво. Это реально. Но, как я уже сказал, первый проект, который нужно реализовать для этого, это строительство второго пролёта моста через Обь. И пока нас обнадёживают коллеги-железнодорожники, уверяя, что этот проект в инвест-программе.
Надеемся, что в ближайшие годы этот первый шаг мы пройдём, и, соответственно, будем инициировать дальнейшие шаги по строительству ветки до Толмачёво.
– А теперь давайте поговорим о спорте. Хоккейная «Сибирь» одержала ряд побед, после которого следовали аж 6 поражений подряд. Как вы оцениваете игру команды в новом сезоне КХЛ?
– Последние матчи были непростыми. Да, надеялись на выигрыш и в Питере, и в Челябинске, но это была сложная задача, не получилось.
По моему мнению, точно нельзя было терять очки в играх с «Барысом» и «Северсталью». Задачи плей-офф никто не отменял. Но команда уже показала, что может найти в себе силы и всех удивить. Пока рано делать выводы.
Есть такая тенденция, что сильные команды долго набирают очки, а слабые, наоборот удивляют количеством побед. А потом картина меняется. Поэтому интрига сохраняется и, как закончится сезон, судить рано.
– Мы часто рассказываем о героях, в частности, спецоперации. О том, какие подвиги они совершают и какая поддержка им полагается. Можете рассказать подробнее, как у нас помогают нашим военным?
– После того, как контракт подписан, военнослужащий зачислен в воинскую часть, в информационной системе Минобороны появилась соответствующая запись, нам командиры части дают списки. Если никаких ошибок в заполнении нет, в течение недели люди получают наши региональные выплаты.
Также в области очень хорошо развита система сбора гуманитарной помощи.
Кроме нескольких областных организаций в каждом районе, в каждом городе есть волонтёрские организации, иногда даже не одна, которые сотрудничают с администрацией, занимаются сбором, изготовлением всего необходимого. К тому же у нас выстроена достаточно чёткая система доставки, централизованные склады, их уже два – один под Новосибирском, другой в Татарске, куда можно привезти свой груз, сказать, в какую воинскую часть вы хотели бы его отправить. Фуры, которые оплачиваются из бюджета области, идут каждый день. За этот год караван большегрузных автомобилей составит 300 машин.
Все желающие помочь бойцам на фронте могут обратиться в ассоциацию «Интеграция» – региональный штаб общероссийского Народного фронта, а также в администрации районов и городов – там подскажут адреса и телефоны.