Картинки со смыслом: в Новосибирске открылась выставка древнерусских комиксов и мемов
Картинки с Котом Причудским, Фараонкой, Полканом, рыбой-ряпушкой сегодня можно назвать мемами и комиксами наших предков. Потешные рисунки со смыслом сибирякам представил художник Павел Варунин – современный продолжатель жанра старообрядческого лубка. На днях в Краеведческом музее в Новосибирске открылась выставка «Рисунки со смыслом». На ней новосибирцы знакомятся с произведениями этого древнего графического вида искусства на самые разные темы. В старорусских комиксах изображались сцены из жизни, пародировались известные люди, осуждалось обжорство и пьянство. Также не обходилось и без котиков.
Предки Павла Варунина веками жили в Причудье, на западном берегу одноименного озера. Сегодня это территория Эстонской Республики. Сам художник сейчас находится в этой стране, поэтому посетителей музея с этим уникальным жанром русской художественной миниатюры познакомил руководитель Музея истории старообрядчества Сибири Александр Емельянов. На выставке в Новосибирске представили 53 работы мастера – репродукции и оригиналы авторских работ.
Свое название простые картинки, изображающие обычные бытовые сцены и дополненные незамысловатым текстом (шутливыми стишками или словами песни), получили по названию тонкого слоя древесины – луба. Для создания изображения художник наносил рисунок на липовую доску – луб, затем вырезал в нем те части, которые должны были оставаться белыми. Черная краска наносилась на выпуклые линии, и только потом полученный рисунок отпечатывался на бумаге. Затем эскиз расписывался вручную. С развитием печати лубочные заготовки стали создавать на полиграфических предприятиях, но староверы России отказались от технологий в пользу традиций и создавали лубки исключительно от руки. Такие рисунки получались уникальными.
«На выставке собраны работы художника, которые представлены в нескольких видах техники лубка. Это и работы, выполненные в технике штампованного лубка из вырезанной деревянной матрицы на крестцовом станке. После чего такую картинку вручную раскрашивали, – начал экскурсию по выставке Александр Емельянов. – Также здесь представлен и рисованный вид лубка. В отличие от печатного, нанесение рисунка, его раскраска, написание заглавий и пояснительных текстов – всё производилось ручным способом. В экспозиции также представлены работы художника, выполненные с помощью компьютерной графики».
Рисованных лубков в этой экспозиции меньше всего, но они особенно поражают своей детализацией и заложенным в них смыслом. К числу часто воссоздаваемых авторами старообрядческих лубочных картинок относится сюжет «Душа чистая». Есть такая и у Павла Варунина. Лубок восходит к «Притче о душе праведной» и призван подчеркнуть значение основных христианских добродетелей – молитвы, поста, смирения и доброты, носителем которых выступает «душа чистая». Она на картинке изображается в образе молодой девушки с крыльями за спиной, у ног которой лежат укрощенный лев – символ гнева, крылатый змий – символ греха и поверженный дьявол – символ зла. В руке «душа чистая» держит сосуд, из которого льются слезы, заливающие адское пламя. Смысл этого изображения раскрывается в помещенном на лубке тексте, в котором говорится, что «душа чистая» укротит любое зло.
Излюбленным сюжетом авторов лубочных картинок также являлся и мотив «древа жизни», которое обычно трактовалось как «райское дерево». Его символическое изображение мы можем видеть и у Павла Варунина, в частности, на лубке «Древо разума». На картине художник изобразил дерево, в ветвях которого отражены славные христианские добродетели, а также советы, как же жить по совести и по закону благодати.
«Здесь кураторы выставки постарались сделать так, чтобы посетитель экспозиции посмотрел на этот лубок не только как на предмет изобразительного искусства, но и получил какую-то частичку мудрости для себя. Именно поэтому внизу лубка – пояснительный текст. Ведь такие картинки для того и создавались всегда, чтобы посредством образов лубочных картин люди постигали духовную мудрость. Главным образом те, кто в те времена не умел читать», – говорит Александр Емельянов.
По мнению руководителя Музея истории старообрядчества Сибири, интересен и лубок «О непокровенных сосудах», где описываются беседы инока-старца с бесом. Здесь рассказывается о том, что оставленные незакрытыми сосуды оскверняются демонами. И если «прикрыть» сосуд молитвою, то нечисти туда входа не будет. «У старообрядцев сильна традиция накрывать посуду. То есть вы никогда посуду, как говорят, «пастью вверх» не увидите, особенно если в ней что-то находится. Вилкой или ложкой она сверху обязательно будет перекрыта», – объяснил Александр Николаевич.
Если в традиционном старообрядческом лубке преобладали религиозные и нравоучительные сюжеты, то в лубке Павла Варунина появляются новые темы – фольклорно-этнографические лубки, иллюстрирующие быт, поверья, песни, пословицы и поговорки староверов Причудья. Особая роль в таких лубках художника отводилась животным и мифологическим существам. Есть на картинках и Полкан. Однако это не пёс с популярной кличкой у славян, а дух со сверхъестественной силой и невообразимой прыткостью бега, имеющий до пояса человеческое телосложение, а ниже – коня. Аналог греческого кентавра, хотя с существенными отличиями. Еще одно существо – «не рыба, не девчонка, а чудская фараонка». Так художник описал на лубке русалку, которую в тех краях называли «фараонкой».
Нашлось место на лубках Георгия Варунина место и котам. Считается, что лучшее графическое изображение кошки – старинный кот Казанский, ставший героем исторических преданий и легенд, фольклорных и лубочных сюжетов XVI–XX веков и объектом памятников XXI века. Вот и Георгий Варунин решил создать в этом виде творчества своего мурлыкающего персонажа. Он показал посетителям выставки веселого кота, который, съев рыбу до костей и попивая чай возле, решил о чем-то философски раздумывать. А вот рыбка Ряпушка стала своеобразным символом Причудья, это одновременно и мифологический, и реальный персонаж: некогда ряпушка водилась в Чудском озере повсеместно, а сейчас стала гастрономической редкостью на столах местных жителей. Сам же персонаж сказок Ряпушка обладает всеми атрибутами жителя Причудья – передвигается на велосипеде и носит синий картуз.
Несмотря на то, что часть этой коллекции лубка выполнена в самой древней технике, они выполнены недавно. Георгий Варунин построил станок по древним схемам, на которых сейчас печатает эти картинки со смыслом. Верхний ряд части экспозиции представляют собой черно-белые картинки – их художник напечатал в Эстонии специально для выставки в Новосибирске. Нижний ряд повторят верхний, но они выполнены уже в цвете. В старину такой лубок раскрашивали простые люди за копейки или дети, поэтому рисунки тогда выглядели не всегда аккуратно.
Многие рисунки обрамлены декоративными рамками, картушами, виньетками, стилизованными под древнерусский, а также поморский книжный орнамент. Обязательным элементом оформления надписей в лубке Павла Варунина является вязь. Русская косоворотка, сапоги, борода у мужчин и платок, сарафан у женщин однозначно отсылают зрителя к старообрядческой традиции. Частое использование сочетания белого, красного и синего (голубого) цветов, видимо, указывает на исконную русскость этой традиции.
Иллюстрируя народные пословицы и поговорки, особенности быта староверов Причудья, художник, как правило, создает бытовые зарисовки, пронизанные тонким юмором и легкой самоиронией, чего не могло быть в традиционном старообрядческом лубке. Лубок «Великий пост всем прижмет хвост» как раз наглядно иллюстрирует это. За столом сидят дед и бабка печальные, потому что из еды перед ними – хлеб, грибы, огурец и репа. Пост начался. И кот у них тоже грустный, потому что в миске – огурец да грибы. И если присмотреться к иконе на картинке, то можно увидеть, что святой на ней также грустный. Он тоже скорбит о том, что у людей настал пост, время скорби и покаяния. Еще один лубок из серии традиции – «Брал щепоткой соль Иуда / грех креститься так оттуда». Лубок иллюстрирует вариант народной пословицы. На лубке мы видим два самостоятельных сюжета. Слева среди горок и горных щелей с вырывающимися оттуда языками огня, ясно указывающими на адское пламя, стоит дьявол с караваем хлеба и солью, которую щепотью берет Иуда. Справа в интерьере палат новообрядческому священнику старовер в традиционной русской косоворотке с поясом и в сапогах, держа в левой руке лестовку, правой показывает двоеперстное крестное знамение. Соединяет оба сюжета лубка сатирическая деталь — хвост дьявола обвивает ногу священника.
Рисунки Павла Варунина, посвященные различным историям и поучениям, о пользе веры, воспитания уважения к семейным традициям, отказа от вредных привычек выполняют не только эстетическую функцию книжной иллюстрации, но и решают просветительские задачи – обучают чтению на церковнославянском языке. Древнерусскими комиксами лубок называют неспроста. Простые картинки с доходчивыми подписями будут понятны для большинства современных людей, а большинство из них актуальны и по сей день. А всё вместе – и образ, и текст, и авторское отношение к работе – создает удивительно теплую, живую атмосферу и вызывает неподдельный интерес к современной старообрядческой культуре.
Фотографии Константина Кутузова