Книжный обзор. Страсти по кувшинкам
Каждый день нашего года отмечен каким-либо событием. 14 ноября мир отметил день рождения одного из основоположников импрессионизма – Клода Моне.
Человек удивительного подхода к свету, он мог один и тот же сюжет повторять неоднократно. Одних только «Кувшинок» он оставил более двухсот пятидесяти! Одновременно работая над несколькими полотнами, поскольку на пленэре самое главное — быстро меняющийся свет, художник показал нам магию этого самого света. Как мгновенные кадры, но сделанные кистью мастера.
Имение Живерни, в 80 километрах от Парижа, стало на долгие годы прибежищем семье Моне, местом, где он творил с энтузиазмом, которое любил, и это видно из его работ с этого времени. Живерни, со временем превратившись в музей работ художника, стало местом паломничества туристов, каждый из которых считает своим долгом запечатлеть себя на японском мостике, любуясь бесчисленными кувшинками. Надо сказать, что за кувшинками старательно ухаживают, ведь помимо того, что это часть музейной экспозиции, это еще и волшебный уголок, воспетый мастером неоднократно в своих работах. Антураж вечного движения воды, смены сезонов, в конце концов – момент исчезающего времени.
Неутомимый географ Мишель Бюсси, французский писатель, прославившийся детективными романами, в своём выборе натуры для очередного детектива, выбрал Живерни местом романа «Черные кувшинки».
Бюсси интересен тем, что, относя свои работы к жанру детектива, создаёт каждый раз уникальное атмосферное полотно, соединяя элементы детектива и психологического триллера. Детективная завязка нужна Бюсси как мостик, перекинутый к работе с персонажами, для выстраивания линии повествования.
Неспешное погружение в глянцевую картинку, открытую для чужаков и туристов, постепенно открывает нам, что не всё так благостно и пасторально в месте «откуда не захочется уезжать». Как известно опытному читателю, как раз в таких тихих и прекрасных местах могут происходить вещи отнюдь не пасторальные, а требующие пристального внимания полиции.
Рассказывать о содержании романа с детективной линией – это примерно как слушать про чужие сны. Нам достаточно того, что страсти вокруг предметов искусства кипят, не утихая. И чем больше времени после ухода мастера, тем дороже его работы, тем более выгодны подделки, тем глубже переживания вокруг цен на искусство.
Арт-детективы давно уже выделены в отдельную «секцию», и это всегда очень интересно, особенно когда интрига разворачивается в реальных местах, с реальными историческими отсылками, которые можно (до известной степени) проверить, рассмотреть поближе.
И как ни избито звучит фраза «жизнь интереснее выдумки», но с Клодом Моне, с его многочисленными «Кувшинками», с недавним аукционом «Сотбис», где как раз одна из вариаций картины была продана за огромную сумму буквально за 17 минут торгов — здесь это абсолютно уместно.
Ну а Мишель Бюсси мастерски обыгрывает любовь Моне к свету, к игре солнечных бликов, зачастую вызывающих оптический обман у зрителя. Бюсси играет с читателем, предлагая ему самому сложить пазл, показывая вроде бы очевидные вещи, но, тем не менее, раз за разом обводя нас вокруг пальца. Играет свет на поверхности пруда, изменчивые блики меняют цвет, меняют картину, а мы погружаемся, поддаемся на уловки Мишеля в очередной раз.
Роман-иллюзия, роман об искусстве, о времени и секретах, разъедающих душу. Здесь «прошлое и настоящее наслаиваются друг на друга, и мало сказать, что сделано это с большим искусством…».
Наталья Трегуб,
заведующая библиотекой Новосибирского Дома ученых