Транзитное планирование: индивидуальный маршрут для людей с ОВЗ
Инклюзия – понятие очень широкое и затрагивающее практическую каждую сферу жизни человека. В современном обществе её стараются внедрять повсеместно, однако при этом люди с ограниченными возможностями здоровья всё ещё не имеют достаточно благоприятной среды для самореализации. И об этой проблеме нужно говорить. Так, в Новосибирске состоялась партиципаторная сессия #БЫТЬВМЕСТЕВАЖНО в рамках II городского форума инклюзивных практик «Все включены». Одним из модераторов мероприятия выступила педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования центра «Магистр» Елена Субботина. Она объяснила, что такое транзитное планирование и почему оно важно для людей с ОВЗ.
Темой прошлой партиципаторной сессии была социализация. В этом году эксперты обсудили новую стратегию – транзитное планирование, которому был посвящен Всероссийский форум «Инклюзивная школа. Успех каждого ребенка». «Школа» – в данном контексте широкое понятие, связывающее все организации на любом уровне.
Так что же такое транзитное планирование? Этот термин означает построение индивидуального маршрута через всю жизнь для конкретного человека или целевой группы, которые испытывают затруднения. Поддержка должна быть на всех этапах: ранняя помощь, дошкольное образование, школа, профессиональная подготовка и максимально возможная самостоятельная деятельность. Важно, чтобы этот индивидуальный маршрут был законодательно и социально обеспечен.
За последние 10–12 лет в России создана нормативно-правовая платформа для полноценного транзитного планирования. В частности, в законодательство включено понятие ранней помощи детям от 0 до 3 лет. Создание специальных условий для них в детских садах и школах прописано в ФЗ «Об образовании». А в прошлом году Президент РФ Владимир Путин подписал поправки к закону о социальной защите людей с инвалидностью, которые официально закрепили понятия «сопровождаемого проживания» и «социальной занятости». Сейчас важно, как это будет реализовываться на уровне регионов, муниципальном уровне, где принятые решения должны переходить в практическую плоскость, и где должно быть организовано соответствующее межведомственное взаимодействие.
«Термин «транзитное планирование» пришел к нам совсем недавно, буквально в прошлом году. Это индивидуальный маршрут для человека с ОВЗ, начиная от ранней помощи, то есть от рождения, и на протяжении всей его жизни, – рассказывает Елена Субботина. – Почему это важно? Сегодня в детских садах очень много ребят с ОВЗ. Но можно заметить, что на каждом таком переходном этапе их становится меньше. В начальной школе, средней, в университете и так далее. Социальная лестница для них с каждым годом сужается, какой-то контингент детей «сваливается» со ступеней, ведущих к переходу на следующий этап. Нам надо это предотвратить».
Транзитное планирование охватывает несколько основных сфер (доменов) жизни человека с ограниченными возможностями здоровья: «семья», «социализация», «самореализация», «обучение и развитие». Соответственно, в обеспечении такого индивидуального маршрута должны быть задействованы все – начиная от родных и близких и заканчивая региональными и федеральными органами власти.
Домен образование
Модели индивидуального образовательного маршрута существуют во многих образовательных организациях. Чтобы выстраивать их, разрабатывать учебные планы, нужны ресурсы, компетенции, а самое главное – междисциплинарная команда специалистов.
Междисциплинарное знание – первое условие качественного транзитного планирования. Чтобы обеспечить индивидуальный образовательный маршрут, необходимо уметь определять актуальное состояние в развитии ребенка и выстроить прогноз, который позволит спроектировать особую траекторию в парадигме развития.
Второе условие транзитного планирования – это межведомственность. Ученики с особыми образовательными потребностями, с инвалидностью нуждаются в заботе не только системы образования, но и здравоохранения, социальной защиты. В этом смысле важна очень роль психолого-медико-педагогической комиссии, которая определяет, по сути, этот маршрут и рекомендует условия, необходимые для того, чтобы он состоялся.
Психолого-медико-педагогическая комиссия – это структура, с которой начинается путь ребёнка с ОВЗ в образовании. Взгляд профессионалов нужно направлять и вне этой системы, чтобы снять барьеры в социальной инклюзии. Должен быть маршрут, который всегда включает ребёнка в новое сообщество, в новую ситуацию развития.
Домен социализация
Детские дошкольные учреждения и школы находятся в ведении Министерства просвещения. Реабилитационные центры – это Минздрав. А еще самое прямое отношение к людям с ОВЗ имеет Министерство труда и социальной защиты. В каждом ведомстве свои установленные порядки, документооборот, отчетность. Чтобы эти стыковочные элементы не стали непреодолимыми границами для детей и их родителей, нужны совместные усилия представителей всех ведомств: педагогов, администрации, социальных работников и врачей и так далее.
Процесс социализации и интеграции в общество человека с ОВЗ – его непосредственная вовлеченность в различные сферы жизни. Необходимо понимать важность внешней среды, дружелюбия, инклюзивности, доступности среды и развития инклюзивной культуры.
Домен самореализация
Самореализация людей с ОВЗ – это не просто развитие их личностного потенциала, это ещё и мощный инструмент для их социализации. Самыми распространенными методами являются творческая деятельность, спорт, культурный досуг.
Необходимость межотраслевого взаимодействия (между образовательными организациями и учреждениями культуры) в процессе социокультурной инклюзии уже актуализирована; именно в рамках такого взаимодействия и развивается направление социокультурной инклюзии.
Домен семья
Семья как экосистема. В этом случае она, с одной стороны, становится источником силы для человека с инвалидностью, с другой – сама нуждается в поддержке. То есть для того, чтобы быть успешной, конститутивной, дееспособной и устойчивой экосистемой для такого ребенка, она сама должна быть получателем определенной поддержки из разных сред, с которыми соприкасается.
Семья как эксперты и инициаторы. В последнее время возросла активность деятельности родительских сообществ детей с ОВЗ и инвалидностью. Родительские НКО в разных регионах самостоятельно занимаются созданием и реализацией проектов, направленных на образование и социализацию людей с ОВЗ. Не является исключением и Новосибирск.
«Жизнь человека длинная и очень сложная. Она не состоит из отдельных частей. Поэтому, чтобы подготовить людей с ОВЗ к следующему этапу, нужна серьезная работа, стратегическое видение. Когда мы смотрим на трехлетнего ребенка, нам необходимо сразу понимать, каким навыкам его надо обучить, чтобы в 20 лет он смог пойти на работу. Поэтому сегодня транзитное планирование играет важную роль в создании благоприятной среды для развития и самореализации человека с ограниченными возможностями здоровья», – подытожила Елена Субботина.