Санитарная служба Новосибирска в годы войны

Великая Отечественная война для жителей Новосибирской области, как и для всей страны, нагрянула неожиданно. Пришлось ускоренно перестраиваться всем: от управленческого аппарата до каждого жителя областной глубинки.
Сибирь включилась в борьбу с врагом на трудовом фронте. Только в Новосибирск до конца 1941 года было эвакуировано около 50 крупных предприятий, а всего в Новосибирскую область, в состав которой тогда входили Кузбасс и Томская область, – 150. Приложив огромные усилия и трудовой героизм уже через несколько месяцев после прибытия эшелонов с оборудованием, они начинали выпускать необходимую фронту и тылу продукцию.
Новосибирская область приняла большое число беженцев из мест, охваченных войной. Только из блокадного Ленинграда было эвакуировано около 130 тысяч человек, в основном, женщин и детей. Всем им была оказана вся возможная на тот момент помощь. О массовом сострадании сибиряков к блокадникам и эвакуированным свидетельствует и действовавшая на тот период норма вселения: она составляла два квадратных метра жилой площади в расчете на человека. Это было на грани физиологических потребностей, но она позволяла не только выжить, но и проявлять чудеса массового трудового героизма.
Да, Сибирь находилась очень далеко от линии боевого соприкосновения, но оказалось, что линия фронта проходит и через тыл за много тысяч километров от боевых действий. Один за другим приходили в город Новосибирск составы с тяжело раненными бойцами, нуждавшимися в длительном лечении.
В период Великой Отечественной войны перед органами здравоохранения области были поставлены три основные задачи: лечение раненых, оказание медицинской помощи гражданскому населению и предупреждение эпидемий.

Широкое участие местных научных работников и эвакуированных авторитетных ученых обеспечило проведение эффективных санитарно-противоэпидемических мероприятий, что способствовало предупреждению эпидемий в переполненных городах, а главное, возвращению в строй сотен тысяч раненых. В Новосибирской области было сформировано 115 эвакогоспиталей на 63 550 коек. Только в Новосибирске под госпитали было отдано свыше 20 школ, в числе которых школы № 10, 23, 36, 40, 46, 51, 57, 74, 75, 76, 78, 79, 82, 84. Большинство предоставляемых под эвакогоспитали помещений были мало приспособлены для целей лечебного учреждения, в связи с чем перед их заполнением во многих зданиях необходимо было провести существенные преобразования. А именно – осуществить монтаж коммунально-санитарных приспособлений: системы централизованной подачи воды, водостоков, ванн, душевых, уборных и умывальных комнат, дымоходов и вытяжных каналов, устройств ввода электроэнергии для рентгеновских и физиотерапевтических кабинетов.
Во вновь открытых эвакогоспиталях проводилась противоэпидемическая работа по профилактике внутрибольничных инфекций. Большое внимание уделялось санитарному состоянию госпиталей.
Значительная миграция населения, неудовлетворительное состояние водо-канализационных сооружений и низкий уровень санитарно-гигиенического состояния многих городских предприятий, ограниченное водоснабжение и отопление, ухудшение питания населения, недостаточная пропускная способность бань и санитарных пропускников способствовали увеличению инфекционной заболеваемости в начальный период войны.
Для предотвращения эпидемий в Новосибирске была создана городская чрезвычайная противоэпидемическая комиссия во главе с председателем горисполкома. Комиссия, совместно с санитарными, лечебными учреждениями и общественными организациями, проделала огромную работу по улучшению санитарного состояния. В результате настойчивой работы с властями различного уровня комиссия сумела добиться большой чистоты города и прилегающих посёлков.
Регулярно проводились массовые очистки территорий от мусора, в которых в обязательном порядке участвовало всё население. За счет средств бюджета и солидной финансовой помощи многих предприятий были введены в строй новые водопроводные линии – почти до посёлка Мочище. Открылись 11 новых бань на 848 мест, 12 прачечных, 23 дезинфекционных камеры.
Таким образом, стараниями и настойчивостью санитарных врачей за годы войны санитарное состояние города не только не ухудшилось, но даже улучшилось. На всех транспортных коммуникациях были созданы эвакопункты, расширена сеть санитарных пропускников, дезинфицирующих камер, обсервационных пунктов, а на крупных железнодорожных узлах были организованы санитарно-контрольные пункты.
Исходя из объективной нехватки специалистов СЭС, на лечебные поликлиники была дополнительно возложена ответственность за санитарно-эпидемиологическое благополучие районов обслуживания. В практику участковых врачей города, с целью улучшения санитарного состояния, широко внедрялись подворные обходы, проведение профилактических прививок, санобработка очагов инфекционных заболеваний, госпитализация инфекционных больных.
Количество врачебных учреждений стационарной помощи выросло за годы войны со 112 до 164, больничных коек с 6731 до 9897, учреждений врачебной амбулаторно-поликлинической помощи с 219 до 282, учреждений фельдшерской амбулаторной помощи с 408 до 575. Число врачей увеличилось с 1043 до 1313.

За время войны мединститут сумел подготовить 1117 врачей, из которых 80 процентов были направлены в действующую армию. Десятки железнодорожных госпиталей были снаряжены, укомплектованы медицинским персоналом и отправлены из Новосибирска на фронт.
Всего в 50 госпиталях в 1941–1945 годах в городе Новосибирске и области восстановили свое здоровье 218 600 военнослужащих, было проведено 55 000 операций и 17 500 переливаний крови.
К 1945 году санитарно-эпидемиологические станции были созданы во всех районах Новосибирской области.
Четкая организация санитарно-противоэпидемических мероприятий, широкое распространение предупредительных прививок, расширение коечного фонда для госпитализации инфекционных больных, привлечение общественности в лице санитарных инспекторов, систематическое проведение подворных обходов – эти меры обеспечили успешную борьбу с инфекционными заболеваниями на территории Новосибирской области.
Ильдар Файзрахманович Мингазов,
сотрудник Новосибирского НИИ гигиены,
автор книги «Некоторые исторические штрихи по становлению санитарно-эпидемиологической службы Новосибирской области»