Генерация Победы: как работали новосибирские ТЭЦ в годы войны

ТЭЦ-3

29 апреля теплоэнергетики из компании АО «СГК – Новосибирск» высадили новые для города сорта сирени в Центральном парке. Они посвятили акцию юбилею Победы в ВОВ, а также работникам ТЭЦ – как ушедшим на фронт, так и совершившим трудовой подвиг на производстве. Две станции, работавшие в те годы ‒ ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 ‒ суммарно выдали эвакуированным заводам и горожанам необходимый объем электроэнергии ‒ 2 млрд кВтч.

Новосибирск был первым городом Сибири, где в 1926 году заработала крупная ТЭЦ. Мощность двух её агрегатов составляла 1 МВт.

Однако уже в начале 1930-годов этой мощности быстро растущему городу стало не хватать: электричество распределяли по графику и порой горожанам запрещали пользоваться электроприборами. Для решения этой проблемы в феврале 1930 года Совет народных комиссаров СССР принял решение о строительстве Левобережной ГРЭС, которая впоследствии стала Новосибирской ТЭЦ-2.

Первый турбогенератор станции запустили в конце 1935 года. Таким образом, на июнь 1941 года в Новосибирске действовали две электростанции – ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, суммарная мощность которых составляла 35 МВт.

Жизнь города, как и жизнь всей огромной страны, кардинально изменила Великая Отечественная война.

24 июня в помещении ТЭЦ-2 открылся призывной пункт Кировского райвоенкомата. Согласно архивным данным, одним из первых добровольцев, зарегистрированным в нем, стала 84-летняя Августина Павловна Лысковец, попросившая направить её в любой госпиталь: «Я бывшая медицинская сестра, я еще могу принести пользу Родине», ‒ заявила она.

В первые три дня войны на фронт отправили 28 работников ТЭЦ-2, а всего ушли воевать со станции 269 человек – почти половина всего персонала. Ушедших на фронт заменили женщины, старики, дети.

ТЭЦ-2

На ТЭЦ-2 легла основная нагрузка по обеспечению энергией и теплом ‒ как местных, так и эвакуированных в Новосибирск предприятий, институтов, госпиталей, детских садов и интернатов.

Сотрудники ТЭЦ работали практически без перерыва. По решению общего собрания рабочий день увеличили на 3 часа, но всё же дефицит энергетических мощностей был ощутим, в связи с чем требовалось как можно быстрее ввести в эксплуатацию турбогенератор №2, находящийся в монтаже.

Это было сделано в самые короткие сроки – в августе 1941-го турбогенератор заработал, мощность ТЭЦ-2 увеличилась до 49 МВт.

Поскольку турбина имела теплофикационный отбор пара, это позволило станции начать отпуск тепла для отопления квартир левобережной части города. А спустя всего 2 месяца, в ноябре, в эксплуатацию был введён третий котел производительностью 120-150 т/ч.

И все-таки для полного обеспечения огромного блока предприятий необходима была третья станция. Её строительство было начато ещё в 1939 году – на прилегающей к заводу «Сибсельмаш» территории вырыли котлован, но в связи с начавшейся войной поставки оборудования по плановым заказам из европейской части страны стали невозможны. Возобновляя работу, строители имели в наличии турбину, два котла и вспомогательное оборудование, доставленные ещё до войны.

Доукомплектование проводилось за счет эвакуированных электростанций из прифронтовых районов. На ходу оперативно решались сложные вопросы. И хотя перелом в ходе строительства наступил, ввод электростанции отодвигался.

В лютые морозы первой военной зимы на открытых площадках, в снегу, на 40-50 метровой высоте, на угольных эстакадах устанавливали, монтировали и налаживали сложнейшее оборудование ТЭЦ. Представители десятков национальностей – русские, украинцы, евреи, татары и многие другие готовили к пуску важнейший объект.


Генеральный директор АО «СГК – Новосибирск» Дмитрий Перязев

«В честь юбилея Победы мы высадили в Новосибирске сорта сирени, которые селекционеры посвятили Победе в Великой Отечественной войне и дали соответствующие названия: «Маршал Баграмян», «Маршал Соколовский», «Маршал Конев», «Жди меня», «Василий Теркин», «Петербурженка» и другие. За годы войны более половины сотрудников ТЭЦ ушли на фронт. Их места заняли женщины, дети-подростки, пожилые люди. Помним всех этих людей – как совершивших подвиг как на фронте, так и здесь, в тылу, на наших предприятиях».

Генеральный директор АО «СГК – Новосибирск» Дмитрий Перязев


Сегодняшнему энергетику даже в нынешние сложные времена трудно представить себе, каким героическим трудом возводилась ТЭЦ. Не хватало пищи людям, не хватало металла, цемента, не хватало оборудования.

И всё же в августе 1942 года был в основном закончен монтаж первых агрегатов котла и турбины, а 2 октября 1942 года станция приняла промышленную нагрузку.

С мая 1943 года ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 смогли централизованно снабжать теплом левобережную часть.

Одна из участниц тех событий, жительница Новосибирска Мария Петровна рассказывает, что ей пришлось поработать маляром на ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3. По вечерам она училась в техникуме на заочном отделении, а в семь утра на автобусе предприятия ехала на смену. Её бригада состояла из 20 человек, но объем работ был огромный. Чем больше поджимали сроки, тем больше было сверхурочных смен и работы по выходным. Для еще совсем молодой девушки это было тяжелое физическое испытание.

Двадцатилетний выпускник энергетического техникума Николай Папакин был откомандирован «Донбассэнерго» на пусковой объект Новосибирской ТЭЦ-3 в 1941 году.

«Поселяли тогда вновь прибывших в столярке, расположенной рядом с TЭЦ-2, где были установлены в два яруса нары. На нижних размещались люди семейные, на верхних – молодежь, – вспоминал Николай Степанович. – Работали по 12 часов через 12, без выходных и отпусков. Но это ‒ если график нормальный. А если заболеет кто – смены нет. Тогда и по 36 часов».

Сотрудницы в турбинном цехе ТЭЦ-3

Суточные графики нагрузок представляли прямую линию без ночных, дневных, летних провалов. Для устранения отдельных неполадок оборудования вводилось казарменное положение для ремонтного персонала цехов, чтобы в кратчайшие сроки восстановить работу станции. Из-за неплотности пылесистем атмосфера на рабочих местах была насыщена пылью и летучей золой. Но, несмотря на тяжелые условия труда, энергетики работали с предельным напряжением сил, зачастую не уходя домой – ночуя на станции.

В октябре 1943 года на ТЭЦ-3 заработал второй турбогенератор мощностью 25 МВт, это позволило запустить прокатный стан Новосибирского металлургического завода.

Сотрудники ТЭЦ всеми силами приближали Победу: внедряли новые рационализаторские предложения, улучшали режим работы, автоматизировали отдельные участки станции, что в свою очередь улучшало технико-экономические показатели. Только в 1943 году ТЭЦ-2 было сэкономлено 5000 тонн условного топлива и 980 МВт·ч.

Кроме ежедневного многочасового труда оказывали и другую помощь фронту: в 1941 году дни празднования Октябрьской революции, по решению рабочих и служащих ТЭЦ-2, были объявлены рабочими, а все заработанные в эти дни деньги направлены в фонд обороны страны; в 1942 году деньги, заработанные на субботнике по сбору металлолома, были перечислены на постройку авиаэскадрильи имени комитета Новосибирского МОПРа; в 1943 – на станции организована приёмка денег и вещей от рабочих и инженерно-технических работников станции в помощь населению и предприятиям г. Воронежа.

ТЭЦ-2, 1935 год

В 1944 году для обеспечения строительных организаций Новосибирска цементом было налажено производство шлакового цемента с использованием шлака котельного цеха. В месяц выпускалось около 500 тонн цемента, а всего было выдано городу более 5000 тонн.

К концу Великой Отечественной войны выработка электроэнергии в городе увеличилась в 3 раза. Отпуск тепла – более чем в 5 раз.

Своя военная история есть у каждой российской семьи ‒ это истории о сражениях, трудовых подвигах, о блокаде, потерях. Вклад новосибирских ТЭЦ – электроэнергия и тепло. Их они дарят людям и сегодня.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *