«Горячее сердце Пеппи Длинныйчулок». Книжный обзор

Юбилеи есть у людей, и у писателей, конечно – писатель ведь тоже человек. Есть юбилеи и у книг, которые пишут люди-писатели.
С трудом верится, что в этом году Пеппи Длинныйчулок с виллы «Курица» отмечает своё восьмидесятилетие. Вернее, история о странной девочке, которая появилась из ниоткуда и поселилась в почерневшем от ветхости домике на окраине шведского городка, насчитывает 80 лет. Как и рассказы Николая Носова, вошедшие в сборник «Тук-тук-тук». Неудивительно, что каждое следующее поколение повзрослевших читателей переиздает книги, возвращающие нас в детство. Мы не просто растём вместе с книгами, не желая расставаться с полюбившимися героями – мы читаем эти книги детям, а позже и внукам. Удивляемся или смеемся вместе с ребёнком, впервые открывающим мир уроков «помножения» и «веселения» в школе на юге Австралии (в поселке у железнодорожной станции), сбора металлолома и поездок в пионерские лагеря, чаепития у самовара и походов на рыбалку.
Помимо общей канвы историй, мы сами год за годом находим и видим новые смыслы (явные и скрытые) в текстах, оценивая их уже не с позиции учеников начальной школы, а с точки зрения родителей, взрослых людей. Видим связь со временем и исторические отсылки, которые в детстве прошли мимо нас, а сейчас наполнились иным смыслом. Доброта, юмор, неистощимая фантазия – как героев книг, так и авторов – делают эти книги поистине «вечно зеленой» классикой детской литературы. И если кому-то кажется, что для детей писать легче, чем для взрослых, то это глубочайшее заблуждение. В детстве, когда мы по-настоящему открыты миру, всему лучшему в нём, защищены ото лжи и притворства родительским мощным крылом, мы остро чувствуем фальшь и неискренность. Ребёнок никогда «из уважения» к чьему-то авторитету не станет слушать или читать не интересную ему книгу. Наличие переизданий полюбившихся историй – это не столько дань уважения авторам, сколько именно живой читательский интерес.
Конечно, в условиях нашего быстро меняющегося мира, с появлением иных возможностей узнать содержание книг, роль направляющего взрослого возрастает. Исторические реалии, на которые современники не обращают внимания как на часть обыденной жизни, нынешним детям ни о чем не говорят. И это в лучшем случае, в худшем – могут вызвать непонимание, отторжение и неприятие. Поэтому в очередной раз мы говорим о том, что детское чтение – задача родителей, как сделать его наполненным и осмысленным.
Книги, написанные в1945 году – полные тепла, искренности, доброго юмора. И лишь взрослый человек обратит внимание, как часто упоминаются у Астрид в тексте лакомства в виде пирожных, конфет и просто бутербродов. Сочиняя историю о девочке-сорванце своей заболевшей дочке, вынужденной находиться в постели много месяцев, Астрид старалась восполнить ей картину мира, вплетая фантазию в бытовые детали. Лучшие истории для детей рождаются как раз в те моменты, когда детям (по разным причинам) не очень комфортно в мире. Мамин-Сибиряк свои лучшие сказки написал для дочки Аленушки, у Корнея Ивановича Чуковского дочь Мурочка – героиня детских стихов и сказок. Возможно именно поэтому, когда текст идет от сердца к сердцу – как прямое переливание крови, сил, любви – эти книги остаются востребованными. Получают прописку на домашних книжных полках. Затрапезный вид обложек таких книг говорит именно о нашей глубокой привязанности и любви. И если родительский дом – «надежный причал», то книги – якоря нашего детства.
Наталья Трегуб,
заведующая библиотекой Новосибирского Дома ученых