Человек, который умел радоваться успехам других. О Виле Хрипунове и его Литературной мастерской
10 октября 2015 года скончался Виль Константинович Хрипунов – создатель Литературной мастерской Виля Хрипунова в Новосибирске. Символично, что тот год был объявлен в стране Годом литературы… Спустя десять лет его воспитанники вспоминают о том, что он значил в их жизни и творчестве.
Созданная в 2002 году Литературная мастерская Виля Константиновича Хрипунова была весьма самобытным литературным объединением в Новосибирске. За время её существования было издано порядка десятка книг. Но главное – это была настоящая литературная школа, где не просто читали и восхищались (как это часто бывает). И не просто готовили к публикации. А обсуждали, критиковали, редактировали произведения. Где формировалось свое понимание творчества. Где росли и развивались люди, которые теперь стали преподавателями, библиотекарями, журналистами… Которые сейчас во многом формируют литературное, культурное пространство Новосибирска и других городов. Творческие собрания посещали люди всех возрастов: от младших школьников до пенсионеров. И всех их объединяло общее стремление становиться лучше, совершенствовать себя и свои произведения, делать мир вокруг – лучше.
За время своей работы объединение сменило несколько площадок для работы. Начинали в Новосибирском народном доме, который базировался в Доме быта. Потом встречались в библиотеке имени Фурманова, в библиотеке имени Лихачева и даже в Доме офицеров. Помимо традиционных встреч, проводили и более масштабные мероприятия. В частности, активно участвовали в организации литературных конкурсов совместно с Новосибирской городской организацией Союза писателей России: Сибирского литературного конкурса имени Геннадия Фёдоровича Карпунина (основан в 2000 году и существует по сей день) и литературного конкурса имени Павла Васильева.
Атмосфера в Литературной мастерской была не просто рабочей, а в чем-то даже суровой. Нередко молодые авторы выбегали из аудитории в слезах. Но неизменно возвращались, понимая, что невозможно создать ничего стоящего без труда и внутренней работы над собой. «Зашел сюда – амбиции оставил в коридоре», – любил говорить Виль Хрипунов.
Руководитель и создатель Литературной мастерской – Виль Константинович Хрипунов – и сам писал стихи, прозаические эссе, статьи и рецензии. Но это был не главный его талант. Он умел по-настоящему объединить и вдохновить окружающих. Кандидат исторических наук, полковник в отставке, воспитанник Сталинградского суворовского военного училища – он буквально дышал культурой, глубоко понимал значение литературного творчества в формировании информационного пространства общества.
«Можно ли научиться творчеству?» – этот вопрос особенно волновал Виля Константиновича, и он даже написал статью, где попытался на него ответить. Правда, даже в ней признал, что однозначного ответа на этот вопрос быть не может. «Только через творчество ты сможешь постичь себя как личность, увидеть свои возможности и свои пределы…» – писал он. Сам творческий процесс Виль Константинович делил на два этапа: «вдохновение» и «оформление», подчеркивая, как важно в любом искусстве добиваться мастерства, учиться, совершенствовать созданное тобой в творческом порыве, опираясь на накопленный человечеством культурный опыт, «с точки зрения эталонов красоты и гармонии конкретного художественного жанра».
Справка:
Хрипунов-Арсеньев Виль Константинович родился в 1931 году. Полковник в отставке. Отслужил в армии – 35,5 лет. Выпускник Сталинградского СВУ набора 1943 года, Московского ПВУ им. Верховного Совета РСФСР (1951 год). Кандидат исторических наук (1982 год). Лауреат Литературного конкурса Сибири имени Г.Ф. Карпунина. Награждён медалями «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945гг.», «За освоение целинных земель», «За служение Родине с детства» и другими наградами. В последние годы жизни работал педагогом дополнительного образования в МБОУ Гимназия № 12 города Новосибирска.
Свою жизнь сам Виль Константинович делил на периоды. С 1931 по 1937 годы – рождение «в родительской любви», как он пишет в своей автобиографии. Интересно, что родители назвали его в честь Святого Вила, но в ЗАГСе записали «Виль» – «Владимир Ильич Ленин».
Его отец был расстрелян в 1938 году (посмертно реабилитирован в 1956 году). Начался второй период (до 1945 года) – тревожный, опасный, трагический. В это время он уже жил под фамилией матери – Арсеньев. Учился в Сталинградском СВУ, но аттестат получил уже на имя: «Хрипунов-Арсеньев Виль Константинович». В офицерскую жизнь вошел уже как Хрипунов. Третий период – 1947-1954 годы – он назвал «временем выживания». Мать его погибла на фронте (добровольно вступила в ополчение).
Четвёртый и пятый периоды (до 1970 года) были связаны с созданием семьи, не без трудностей. Но сейчас можно сказать, что семейная жизнь Виля Константиновича сложилась хорошо. Его литературное дело продолжила внучка Дарья, поступив в литературный институт имени Горького.
«Однажды ночью в горах на меня вдруг накатила волна впечатлений и… родилось эссе. Оно родилось в одно мгновенье. Я его записал. Назвал эссе «Постижение»», – вспоминал Виль Хрипунов.
Постижение (отрывок):
Да, Вселенная бесконечна. Таким же было и мое желание ее понять, постичь. Вселенная существовала всегда, еще до появления Человека на планете Земля, до меня. Она представлялась мне в общепринятом единстве ее Пространства и Времени в трех его естественных ипостасях: Настоящее, Будущее и Прошлое.
Однако всматриваясь в глубинные дали, я ловил себя на мысли о том, что Вселенная для меня может быть только Прошлым, которое я могу почувствовать и познать из своего Настоящего.
И я понимал, почему. Человек стремится постигать Прошлое, чтобы увереннее чувствовать себя в Настоящем. Этому способствуют и новые Знания, которые человек черпает из недр Вселенной. Но не только это. Его толкает к этому чувство беспокойства и тревоги и, наверное, страха перед неведомым, неизвестным, что окружает человека во вселенском масштабе.
Если предположить, что окружающий мир «управляется» Космическим Разумом, то следует предположить, что должна быть предусмотрена и возможность получения Знаний о Прошлом (или из Прошлого). Она (эта возможность) не может не быть всеохватной. Но Знания скрыты и закодированы в глубинах нашего Сознания, в «царстве Бессознательного», которое и связано каким-то образом с источником скрытых от нас где-то во Вселенной Знаний.
Виль Хрипунов, 28 сентября 1986 г.
Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Культурная работа в Красной Армии в 20-е гг. (по материалам сибирских военных округов)». Сохранилось высказывание академика Алексея Павловича Окладникова: «Эта кандидатская диссертация “тянет” на докторскую».
Шестой, седьмой и восьмой периоды (до 1994 года) охарактеризовались реализацией многих проектов в различных сферах, и в итоге – переездом на постоянное место жительства из Узбекистана, где служил долгие годы, в Новосибирск. Чем только не занимался Виль Константинович в своей жизни. Например, он участвовал в создании закона «О государственном языке» (в Узбекистане, благодаря чему за узбекским языком был признан статус государственного, а за русским – статус языка межнационального общения, что помогло русскоязычным педагогам). Участвовал в разработке альтернативной концепции радикальной реформы здравоохранения в Ташкенте и принципов организации и деятельности Движения демократических реформ Узбекистана. «Уже в те годы я понял, что впоследствии мне помогало что-то осуществлять: если “хочешь делать – делай”! Срабатывала библейская истина: “хочешь стать – стань”! И вся премудрость!», – писал Виль Константинович в своей автобиографии.

В девятом периоде (1995-2001 годы) Виль Константинович выделил два важных события. Овладение новым курсом общественных наук – культурологией. И создание литературной мастерской на основе собственной авторской программы. Десятый, итоговый период жизни Виля Хрипунова был связан с работой и развитием мастерской, написанием им литературных произведений, изданием книг. Этими делами он занимался буквально до последних дней. Мечтал о выходе еще одного большого сборника, который должен был подытожить всю работу Литературной мастерской. Но не сложилось. Да это не так и важно. Ведь главный итог работы Литмастерской – это люди, которые из нее вышли. Люди, которые помнят Виля Константиновича и навсегда сохранят благодарность к нему в своих сердцах.

Екатерина Гилева (Климакова), драматург, преподаватель
Так бывает почему-то
Так бывает почему-то: пытаешься вспомнить что-то более или менее значительное, а в голову приходит…
…как была у Виля Константиновича в гостях, пили с ним кофе, ели сыр (он говорил, что кофе нужно обязательно закусывать сыром – мол, кофе вымывает из организма кальций, а сыр его восполняет)…
…как Виль Константинович, большой, высокий, тяжело ходил, перекинув через плечо тканевый портфель с книгами. И в этом хождении он нескладно переваливался и напоминал сервант с хрусталём и стеклянными полками, который вдруг пошёл по комнате на негнущихся ногах…
Виль Константинович говорил, что хуже зависти ничего не бывает, что в зависти – корень всякого зла.
Он писал стихи, хорошие и неуклюжие одновременно. Кажется, что они так и остались мной не поняты и недооценены, и думается, что ключ к ним пропал.
Иногда Виль Константинович ругал меня. Он не переносил все виды зазнайства и уверенности в собственных силах.
Он был довольно занудным стариком. Добрым, большим и очень занудным.
Когда Виль Константинович был маленьким, неизвестные, но конкретные люди, прикинувшиеся эпохой, назвали его «сыном врага народа». Его отец был расстрелян. Его мама погибла во время Великой Отечественной при обороне Москвы. Виль Константинович рассказывал, что, уходя на фронт, его мама сказала родственникам: «Я иду выкупать Вильке будущее». Родственники поменяли ему фамилию, чтобы скрыть его происхождение. Как сироту его взяли в Сталинградское суворовское училище.
Он рассказывал, как их, мальчишек, везли на пароходе в Астрахань, как на пароходе случился пожар… И еще говорил про какие-то хорошие, крепкие американские ботинки, которые им тогда выдали.
Виль Константинович учился верховой езде, фехтованию, танцам и французскому языку.
«Сын врага народа» вырос советским офицером и вернул себе фамилию отца, и защитил диссертацию по истории – что-то о Красной Армии и ее роли в развитии культуры.
Он долго служил в Узбекистане. И, когда я бывала у него в гостях, он доставал из шкафа маленькие книжечки старинных среднеазиатских стихов. И вспоминал про вкуснейший узбекский плов и самые сладкие на свете дыни.
Когда я стала преподавать в университете культурологию, Виль Константинович подарил мне свои конспекты и учебники, в которых строчки были густо подчеркнуты розовым карандашом. Эти учебники до сих пор стоят у меня на полке. Из них я собирала почти двадцать лет назад свои первые лекции, и сейчас еще рассказываю студентам кое-что из того, что прочла тогда в этих книгах.
За минувшие годы я ни разу всерьез не скучала ни о Виле Константиновиче, ни о созданной им Литературной мастерской. Но я твердо знаю, что кофе непременно комплектуется сыром, и что надобно не позволять зависти поселиться где-то вблизи сердца, и что словосочетание «враг народа» разверзается там, где царит дефицит человечности.
Владимир Кузнецов, писатель
Вспоминая о Литературной мастерской, конечно, в первую очередь хочется сказать о Виле Константиновиче Хрипунове, создателе и вдохновителе этого объединения.
Виль Константинович – это, прежде всего, человек, который объединил многих и помог многим. И это был человек необыкновенный – с армейским прошлым, офицер высокого звания, что, казалось бы, далеко от вопросов литературных, культурно-образовательных, вообще творческих и всего тому подобного.
Однако всё обстояло как раз наоборот.
Он обладал очень редким качеством – умением искренне радоваться успехам других.
И он щедро тратил своё время, силы, энергию ради общего дела. Он и сам был творческим человеком, писал стихи, прозу, не был чужд публицистики – однако никогда не представал в образе некоего непогрешимого гуру, в стенах Литературной мастерской нередко вспыхивали жаркие споры – в том числе и с его участием! – а то и даже целые творческие баталии по тому или иному вопросу. С ним спорили, и порой не соглашались. Но неизменным было уважение к нему – и понимание, какую ношу он на себя взвалил.
Созданная им общественная творческая организация под названием «Литературная мастерская» стала по сути своего рода «палочкой-выручалочкой» для многих как совсем молодых, так и наоборот, порой, возрастных творческих людей Новосибирска. Здесь можно было рассчитывать как на качественную оценку своего творчества, квалифицированную рецензию, так и на получение самой нужной для автора теоретической и практической информации – например, о писательском деле и журналистике, а также, что очень важно, и на публикацию своих произведений в газетах и журналах, а то и на книжных страницах. И всё это в обстановке абсолютного демократизма, в по-настоящему дружеской, искренней атмосфере.
Мало кто мог так вдохновить, заинтересовать новой творческой идеей, ободрить при каких-то трудностях, помочь, наконец.
Виль Константинович – это, прежде всего, энергия, энтузиазм, никогда не покидающий его оптимизм. Воспоминание об этом как-то помогает в жизни и сейчас, словно ободряющий взгляд старого друга.
Оттого, наверное, участников Литературной мастерской так и объединяет память о Виле Константиновиче Хрипунове – офицере, интеллигенте, творце, большой души человеке.

Кирилл Кудряшов, писатель, драматург, блогер
Если надо объяснять – объяснять не надо
Мне 20. Я делаю первые шаги на ниве жанра ужасов. Меня публикуют, меня читают, у меня даже есть фан-клуб. Мне не хватает одного… Возможности обсудить написанное. Обратная связь, которую я получаю от редакторов, звучит как «Круто, возьмем», или «Чушь какая-то, я не буду это публиковать!».
И тут в моей жизни появляется он. Виль Константинович Хрипунов. Суворовец, отставной военный. Советник по культуре Новосибирского народного дома. При этом самом ННД Хрипунов создает молодежное творческое объединение и приглашает меня в него вступить.
Так я оказываюсь в Литературной мастерской, которую позже назовут его именем.
Вилю Константиновичу далеко за 60. Кажется странным, что человек столь преклонных годов создает МОЛОДЕЖНОЕ литературное объединение, но у него получается. Ему удается создать место, где молодые поэты и писатели общаются и обмениваются опытом под его чутким руководством.
И там я получаю то, чего мне так не хватало. Обсуждение. Не только банальное «нравится»/«не нравится», но конкретное: «А вот тут я бы написал так!», «А вот тут герой бы так не поступил!», «А вот тут ты «тся» и «ться» путаешь, балбес! Читай Розенталя!».
И там я нахожу друзей, со многими из которых мы тепло общаемся и по сей день, 23 года спустя…
С ним бывало сложно. Порою я бунтовал, порою Виль Константинович «лез в бутылку». Я уходил, хлопнув дверью, говорил, что Мастерская уже не та, и что она обречена. Уходил создавать свое литературное объединение, которое не просуществовало и года. А Мастерская переживала взлеты и падения, но жила.
Я многое получил там. Много уроков получил лично от него. И жизненных, и литературных. И главным уроком была фраза, которую Виль Константинович любил повторять. Фраза, которую приписывают то Ахматовой, то Гиппиус. Фраза, вынесенная в заголовок.
Вот уж 10 лет, как его нет с нами. Я скучаю по нему… И если надо объяснять, почему, то… Объяснять не надо!
Дарья Трохина, поэт
С теплом и благодарностью вспоминаю Виля Константиновича. Особенно, когда сталкиваюсь с такими ситуациями в жизни, к которым применима его меткая фраза: «То, что надо объяснять – объяснять не надо!».
Он это говорил в отношении поэтического, когда в стихах между строк таятся смыслы, которые можно только почувствовать. Но и в жизни бывают такие моменты, когда какие-либо пояснения совершенно излишни.
Очень богатый на таланты, на доброту. Благородный и стойкий человек. Именно такие люди и нужны подросткам как некий ориентир. Ненавязчиво, с уважением, часто собственным примером он направлял нас, тогда ещё очень юных, и поддерживал наши творческие начинания. И мы к нему тянулись, даже сами не сознавая того. Но что-то заставляло нас, старшеклассников и студентов, приходить рано утром в воскресенье, когда обычно хочется только лениться, на организованные им литературные встречи. Благодаря ему мы находили друзей и единомышленников, могли представить свои стихи и прозу слушателям в безопасной для этого среде. Ведь творчество – очень хрупкая вещь. Особенно в юности. Но, получая обратную связь и даже критику, никто не замыкался в себе и не бросал этого увлечения.
Об основах стихосложения, о построении рассказа, о том, как подготовить свои работы к публикации – всё это мы узнали благодаря Вилю Константиновичу. То, что мы могли публиковать свои работы и выходить на более широкий круг читателей – особая возможность, которую мы имели благодаря его неустанному труду и мудрому руководству.
Мария Костина (Васина), поэт
Я пришла в Литературную мастерскую в 2004 году. Отправила в газету «Рост» свои стихи, и мне позвонил Виль Константинович Хрипунов – руководитель Мастерской. Стихи в итоге в газету не попали, но зато я сама попала в необычную творческую среду, где подростки и молодые люди читали и обсуждали стихи и прозу. И даже писали рецензии друг на друга! Виль Константинович, хотя и был самым старшим из руководителей Мастерской, поддерживал в ней такой уровень общения, чтобы новичкам было не страшно впервые читать на публику, но в то же время и критика вместе с впечатлениями «навскидку» приветствовалась уважительная и обоснованная. Не было давления авторитета – очень необычно на фоне школьных уроков!
В Литмастерской звучали не только стихи и рассказы, но и песни – приходили ребята, которые писали стихи и музыку к ним. Особыми событиями были лекции Владимира Светлосанова об Окуджаве и других поэтах или посещение выставки художника Владимира Мандриченко.
Потом несколько лет я не посещала Мастерскую, но она все равно до меня дотянулась в лице случайной встречи с одной из участниц – Дашей Дроздовой, которая познакомила меня с Мишей Костиным, и позже мы стали приходить туда уже вместе – как участники собственного поэтического клуба «Первоснежник». Кажется, тогда у Миши и возникла идея знакомства разных литературных клубов Новосибирска и объединения их в едином литературном пространстве, но и конференция литературных объединений, и Литературная карта Новосибирска – это уже совсем другая история…
А говоря о Виле Константиновиче, не стоит забывать, что Мастерская не просто так носила такое название: здесь учились читать и анализировать произведения друг друга, чтобы только после работы автора над ними их печатать – в газете «Рост», где у Мастерской была собственная страница, или даже в целом сборнике стихов и прозы! Этот сборник был выпущен в двух частях под названием «Мне кажется, я знаю те слова…» в 2005 году, и его до сих пор можно найти в библиотеках Новосибирска. Есть там и мой скромный рассказ.
Литературная мастерская была, пожалуй, лучшим литературным объединением для молодежи в Новосибирске, которая совмещала в себе всё: и наставничество, и среду для общения, и литературно-просветительские мероприятия, и возможность опубликоваться или выступить, и всё это – заслуга Виля Константиновича Хрипунова. И все мы, чей путь в литературу начался именно с Мастерской, бесконечно благодарны ему за это!

Лилия Внукова, поэт, музыкант
Литературная мастерская… я не помню своего первого дня там, но помню, что была уже довольно взрослой женщиной с ещё не взрослым ребёнком. До моего прихода Литературная мастерская, как я поняла, была организована в основном для детей, школьников замечательным педагогом Вилем Константиновичем Хрипуновым. С этого момента для меня началось знакомство со многими интересными людьми, очень талантливыми, и совсем юными, и взрослыми – в дальнейшем там появились и взрослые.
Виль Константинович был руководителем и душой этого проекта. Я всегда удивлялась его необыкновенной энергии, постоянной любознательности, несмотря на возраст. Намного позже я поняла, что возраст действительно ничего не значит. Это был очень интересный человек, который, как я узнала потом, много путешествовал, в юном возрасте стал участником Великой Отечественной войны, но немного рассказывал об этом; рано потерял своих родителей и воспитывался в Суворовском училище. Я запомнила его фразу: «Нас готовили для Мировой Революции». И, я думаю, это был такой человек, который хотел изменить мир и менял мир – так воспитывали это поколение. И это были удивительные люди.
Я помню один момент, он не касался деятельности Литературной мастерской, а касался работы Виля Константиновича (он преподавал в школе, хотя, разумеется, вполне мог бы уже не работать). Нужно было срочно составить учебную документацию, и напечатать её нужно было в электронном виде, на компьютере. Для пожилого человека это было сложно. Я вызвалась помочь, для этого специально приехала в город. Мы сидели в тихой Мастерской, я печатала то, что мне диктовали, заполняла таблицы, и прочие скучные вещи по необходимой учебной документации – довольно скучное дело. Кое-что мы печатали, а потом переделывали. Виль Константинович горячился, волновался. Всё нужно было сделать и сдать срочно…
Затем, закончив работу, мы вышли на улицу, шли до остановки. Виль Константинович успокоился, выразил мне свою большую благодарность, и – видимо, с некоторым удивлением для себя – заметил, что я, оказывается, очень терпелива.
Я хорошо запомнила этот день, непростой для меня во многих личных моментах, и вот так вот по сути закончившийся.
Горный Дух
В бурной речке дивной сини
Кружит ствол. Ловлю на слух:
Водопад. На скалах иней.
В круговерти на стремнине
В дикой пляске Горный Дух.
Горный Дух зимою вьюжит
Белым снегом в сизой мгле.
Наполняя тело стужей,
Он в позёмке вязью кружит
След, закрученный в петле.
С жёстким хрустом снег пахучий –
Серый, с влагой по весне –
Снегири штурмуют «тучей»
Гроздь рябины в драку, кучей…
Алый цвет «кипит» на пне.
Дух – живой, всегда в движеньи.
Здесь пещера – божий храм –
Открывает мир видений,
Мир тревоги и сомнений –
Вещий мир тибетских лам.
Горный Дух в надежде следом
Ищет тайный жизни код –
Предсказать судьбу поэта,
Кто в печали ждёт рассвета,
Синий, в клиньях небосвод.
Я стою на горном склоне.
Мне тревожно. Тишина.
Будто сон… Вокруг – безмолвье.
В бликах – ТЕНЬ! Как на ладони,
Кромка пропасти без дна…
Память нежит сказ былинный,
Держит душу Горный Дух.
А я помню, будто ныне,
Запах с горечью полыни
И летящий липкий пух.
Всё проходит… Нет в помине
Слёз досады, скорбных мук.
Вижу в прошлом тайну линий –
Ломкий свод небесных клиньев –
Лишь в зените красный круг.
Виль Хрипунов
