С коляской задарма не повезу!

Ольга Стволова

Фото со страницы Ольги Стволовой вконтакте

До социального такси в Новосибирске не только сложно дозвониться по единому номеру, но и заказ надо оформлять за сутки, причем не чаще четырех раз в месяц. Из-за этого маломобильным гражданам нередко приходится заказывать коммерческие такси. А встретившись с водителем, приехавшим на вызов, с удивлением узнавать о дополнительной плате за то, что для них неотъемлемо, например, за сложенную инвалидную коляску и даже за собаку-поводыря. Как же решить эту проблему?

О проблеме заговорили в январе, когда известная новосибирская общественница Ольга Стволова рассказала на своей странице в соцсети Вконтакте о вопиющем случае с таксистом. Заговорили, и, как это часто бывает, забыли…

Девушка, которая уже несколько лет передвигается на инвалидной коляске после перенесенной болезни, рассказала: «Таксист из фирмы «Лидер», с неприязнью посмотрев на мое инвалидное кресло и даже не попробовав поставить его в багажник, сказал, что кресло в багажник не влезет. Хотя, когда я оформляла заказ через мобильное устройство, то указывала, что в машине должен быть пустой багажник. В салон коляску водитель тоже не хотел ставить. Но я настояла, и коляска вошла. Тогда шофер заявил: раз коляска в салоне, надо доплатить 50 рублей. Я ответила, что никогда такого не было».

Эта история вызвала широкое возмущение. А редакция ЧС-ИНФО решила разобраться в проблеме глубже и понять, как избежать подобных ситуаций.

Свободные тарифы

Решив разобраться в правомерности требований водителя, корреспондент ЧС-ИНФО пообщался с диспетчером службы такси «Лидер».

«Если заранее было озвучено, чтобы в машине был пустой багажник, то место для складной коляски там бесплатно. А за собаку-поводыря доплата составляет 50 рублей», — ответили на другом конце провода.

Причем, как выяснил «ЧС-ИНФО», службы такси (их в Новосибирске порядка 15-ти) не подчиняются ни городским, ни областным властям.

«Их деятельность регулируется рынком и законами РФ. Но это то, что касается безопасности дорожного движения, своевременного прохождения техосмотра, наличия у водителей санитарных книжек. Что касается тарифов, они регулируются внутренними документами частных компаний. Муниципальные власти не регламентируют деятельность такси, не являющихся общественным транспортом. Департамент по тарифам не имеет к ним отношения. Но если водитель ведет себя грубо либо необоснованно требует дополнительной платы, с этим вопросом можно обратиться в районный отдел защиты прав потребителей», — объяснил депутат Новосибирского горсовета Игорь Салов, возглавляющий комиссию по научно-производственному развитию и предпринимательству.

«Дешевизна» льготной транспортировки

Но пока открытым остается и вопрос лояльности расценок в «Социальном такси» для людей, живущих только на пособие по инвалидности, и корреспондент ЧС-ИНФО обратился по единственному номеру этой службы. Раз за разом набирая комбинацию цифр (375-87-87), он неизменно слышал срывающийся гудок, а затем тишину. Номер уже был выучен наизусть, а попытки дозвониться в другое время тоже не увенчались успехом.

«Еще позвоните. Это с утра большой объем звонков. А днем должно быть свободно», — такой совет дала Юлия Гусева — замдиректора МБУ «Ветеран» (в ведении этого бюджетного учреждения находится служба «Социальное такси»). Именно к Юлии Гусевой, так и не дозвонившись ни днем, ни вечером по единому номеру, снова обратился корреспондент ЧС-ИНФО.

На прямой вопрос — имеется ли в социальном такси отдельная оплата за инвалидную коляску или за собаку-поводыря — Юлия Гусева ответила: «В Положении не указано, что за это какая-то отдельная оплата. Отдельно коляска?.. Нет такого. Но инвалиду-колясочнику нужно заказывать специализированный автотранспорт, оборудованный удерживающими устройствами для безопасности транспортировки».

Спецавтомобиль обойдется льготникам, имеющим право на соцтакси, в 300 рублей в час. А легковушка — 120 рублей в час.

Социальное такси в Новосибирске работает в соответствии с положением мэрии № 408 от 12.10.2009. И там не указано, как тарифицируется инвалидная коляска и вообще не прописаны необходимые дополнительные услуги. Соответственно инциденты с нерадивыми водителями, просачивающимся в ряды сотрудников «Социального такси», действительно возможны.

Председатель комиссии по социальной политике и образованию Новосибирского горсовета Николай Тямин считает, что в документ реально внести изменения: «Нужно рекомендовать внести изменения, и я прослежу за исполнением — чтобы не было больше кривотолков о водителях, которые с кого-то что-то дополнительно требуют. В течение пары месяцев будет исправлено. Вопрос 13 апреля будет рассмотрен на ближайшем заседании комиссии по социальной политике и образованию. На заседании вынесут решение и направят его в департамент по соцполитике. Но, думаю, что ситуация, если она имеет место быть, будет поправлена еще до вынесенного решения».

А пока народные избранники изучат 408-е положение, пользователям социального такси, по совету Юлии Гусевой, нужно еще на берегу сообщать диспетчеру, что при них в машине будет инвалидная коляска либо собака-поводырь. И тогда диспетчеры могут предложить инвалидам-льготникам «оптимальный вариант» для поездки.

Проблему надо решать эффективно. «У людей должна быть альтернатива, — сказала Ольга Стволова в разговоре с корреспондентом ЧС-ИНФО. — Я столько трачу денег на такси – ужас. Социальное такси — это проезд со скидкой, всего четыре раза в месяц и только в социальные организации. В обычных такси скидок нет, а то, что с людей с инвалидностью берут деньги за перевоз коляски и собаки поводыря – это вне добра и зла! При этом общественного транспорта адаптированного толком нет, очень мало и не на всех маршрутах. Получается, что альтернативы такси вообще нет».

К сожалению, как уже было сказано выше, возможности законодательно повлиять на деятельность частных такси – очень невелики. Поэтому кажется логичным, что необходимо расширять возможности услуг социальных такси. Хотя бы увеличить частоту их использования и расширить возможные маршруты (ведь людям с инвалидностью нужно посещать не только социальные организации, но и культурные учреждения, магазины, родственников и т.д.). Если первые изменения, инициированные ЧС-ИНФО, успешно будут приняты, мы вернемся к этой теме и постараемся поспособствовать дальнейшему расширению спектра услуг социального такси.

Более того, необходимо ставить вопрос о создании специального Муниципального унитарного предприятия «Социальное такси». Да, это потребует определенных затрат, но в основном – одноразовых (на закупку автомобилей). Но и сейчас затраты существуют, а так их можно будет сделать более эффективными. Тогда контроль за службой будет куда выше, можно будет расширить спектр услуг и сделать их более доступными. Например, добавить возможность вызова через интернет (раз уж по телефону дозвониться невозможно).

А пока возникает вопрос: почему государство фактически снимает с себя такую социально-важную функцию, как обслуживание транспортом людей с ограниченными возможностями здоровья? А ведь в Новосибирской области проживает больше 184 тысяч  людей с инвалидностью (старше 18 лет).

Кстати, службе социального такси в Новосибирске в этом году исполняется 10 лет (судя по дате выхода постановления). И возникает такое ощущение, что за все эти годы ни мэрия города, ни Совет депутатов, толком не проанализировали деятельность и эффективность работы этой службы, не внесли предложений по ее развитию. По крайней мере, о подобных обсуждениях широко не сообщалось. Да и из всего вышесказанного видно: над качеством еще работать и работать.

О доступной среде сейчас говорят очень много. Между тем вспоминается, как в 2004 году известный медиаменеджер Яков Лондон (ныне покойный), подавая документы на участие в выборах мэра Новосибирска, не мог попасть в здание мэрии, сначала столкнувшись с отсутствием пандуса для инвалидных колясок, а затем – со слишком узким дверным проемом. Да, с тех пор ситуация с пандусами стала немного лучше. Но до идеала нам еще далеко.

Элла Семенова и Марина Вдовик


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.