Фильмы Юрия Шиллера — окно в воспоминания

Юрий Шиллер за работой. Архивное фото
23 марта в Новосибирском музее документального кино состоялся показ фильмов Юрия Андреевича Шиллера, в память об этом самобытном режиссере (он скончался 17 марта). Корреспондент ЧС-ИНФО пообщался со зрителями и узнал, что для многих эти картины оказались отражением их собственной жизни.
Справка ЧС-ИНФО:
Юрий Шиллер родился в 1942 году, в городе Оха, но самые яркие моменты его карьеры связаны с Новосибирском, в который он переехал в 1976 году и снял тут большинство своих фильмов. За документальные фильмы, как полного, так и короткого метра о сибирских краях, он получил 16 наград.
Директор музея Элла Давлетшина, которая возглавляет его с момента открытия в 2016 году, похоже, знала Юрия Шиллера давно и очень хорошо. Открывая встречу, она рассказала не только о его профессиональных, но и о личных качествах. Особое внимание она уделила его неповторимому авторскому подчерку: даже не видя названия, не зная сути, по первым секундам можно узнать, что видишь кадры именно Шиллера.
Показ начался с документального фильма «Живи и радуйся» о быте русской глубинки, а точнее — села Нижнекаменка. И, как это ни удивительно, несмотря на то, что деревня находится в более чем 400 километрах от Новосибирска, в зрительном зале, где присутствовало всего около дюжины человек, нашелся уроженец этих мест. Им оказался мужчина лет 40-ка с дочерью, постоянный посетитель субботних кинопоказов. 23 числа он пришел в музей, не ожидая того, что сегодня покажут фильм Юрия Шиллера. Зритель рассказал о жизни села после того, как оттуда уехала съемочная группа и о судьбе некоторых героев фильма. О том, как до сих пор стоит церквушка, построенная одним из героев, и как маленькая девочка — дочь, а теперь уже женщина и супруга, приглядывает за ней.

Второй картиной оказался фильм «Полет шмеля». После показа один из служащих музея, Анатолий Антонов, который работал вместе с Юрием Шиллером над этим фильмом, рассказал о том, как снималась картина. Как им приходилось не просто снимать, но жить вместе с героями. И, если в предыдущем фильме этого можно было не заметить, ведь там были взрослые, то в «Полете..», чтобы представить самую суть детства в деревне (а может, и не только детства, некоторые из зрителей провели аналогии и со взрослой жизнью) съёмочной группе пришлось стать своими в глазах детей, в некотором роде и самим немного по ребячиться. И конечно, никакой фальши, дети это сразу чувствуют.
Также Анатолий Антонов рассказал, как однажды к нему подошла девушка и спросила, узнает ли он ее. Конечно, Анатолий ее не узнал, но, собственно, девушка, судя по всему, и не рассчитывала на иную реакцию, ведь сразу достала телефон и показала совместное фото съёмочной группы и актеров, тоже тогда ещё детей, одного из фильмов.
Анатолий Антонов рассказал и другие истории о совместной работе с Юрием Шиллером. Одна из них касалась особых методов съёмки, ведь тогда снимали ещё на пленку, и 60-ти метров хватало всего на две минуты. Гости встречи узнали о том, как невероятно иногда было поймать кадр. А с особо трепетным отношением Шиллера, так и вообще просто невозможно. Так что оставалось уповать только на удачу. А еще о том, как это все переозвучивалось, резалось, клеилось, монтировалось с невероятным трудом и усилиями. Кстати, один из столов, за которым работал Юрий Шиллер, как раз стоит в музее. И, подойдя к нему, действительно можно понять весь великий труд режиссеров того времени: вручную перематывать метры пленки, выбирая нужное.
После сеанса корреспондент ЧС-ИНФО пообщался со зрителями. Две женщины рассказали, что большинство из присутствующих в зале – это постоянные посетители субботнего показа документальных фильмов. Сами они с творчеством Юрия Шиллера ранее знакомы не были, но фильмы им понравились и очень впечатлили. Особенно они выделили «Полет шмеля», вспомнили, что у них было все точно то же самое: фильм предстал как зеркало их собственной жизни или, может, окно в воспоминания.

Обсуждение фильмов плавно перетекло в новое русло. В этот день в музей впервые пришла супружеская пара, которая была одними из первых строителей МЖК «Восточный» в Новосибирске. Они пришли на встречу с желанием передать часть истории, в которой участвовали. Всем желающим были показаны фотографии из личных альбомов, через которые можно отследить все этапы строительства МЖК. Там были и коллективные фотографии на фоне таких памятных мест, как первый камень нового жилмассива или первый завершенный дом, и газетные вырезки, освещающие строительство. Так неожиданно музей пополнился ещё одной историей и, возможно, уникальными кадрами.
Своими работами Юрий Шиллер пытался запечатлеть и сохранить уникальную жизнь сибирской деревни. Мэтр ушел, но его идеи будут жить до тех пор, пока есть люди, которым они интересны, и люди, готовые так же как он, сохранять историю для потомков.
Даниил Носов
Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники |