Фильмы Юрия Шиллера — окно в воспоминания

Юрий Шиллер за работой. Архивное фото

Юрий Шиллер за работой. Архивное фото

23 марта в Новосибирском музее документального кино состоялся показ фильмов Юрия Андреевича Шиллера, в память об этом самобытном режиссере (он скончался 17 марта). Корреспондент ЧС-ИНФО пообщался со зрителями и узнал, что для многих эти картины оказались отражением их собственной жизни.


Справка ЧС-ИНФО:
Юрий Шиллер родился в 1942 году, в городе Оха, но самые яркие моменты его карьеры связаны с Новосибирском, в который он переехал в 1976 году и снял тут большинство своих фильмов. За документальные фильмы, как полного, так и короткого метра о сибирских краях, он получил 16 наград.


Директор музея Элла Давлетшина, которая возглавляет его с момента открытия в 2016 году, похоже, знала Юрия Шиллера давно и очень хорошо. Открывая встречу, она рассказала не только о его профессиональных, но и о личных качествах. Особое внимание она уделила его неповторимому авторскому подчерку: даже не видя названия, не зная сути, по первым секундам можно узнать, что видишь кадры именно Шиллера.

Показ начался с документального фильма «Живи и радуйся» о быте русской глубинки, а точнее — села Нижнекаменка. И, как это ни удивительно, несмотря на то, что деревня находится в более чем 400 километрах от Новосибирска, в зрительном зале, где присутствовало всего около дюжины человек, нашелся уроженец этих мест. Им оказался мужчина лет 40-ка с дочерью, постоянный посетитель субботних кинопоказов. 23 числа он пришел в музей, не ожидая того, что сегодня покажут фильм Юрия Шиллера. Зритель рассказал о жизни села после того, как оттуда уехала съемочная группа и о судьбе некоторых героев фильма. О том, как до сих пор стоит церквушка, построенная одним из героев, и как маленькая девочка — дочь, а теперь уже женщина и супруга, приглядывает за ней.

Кадр из фильма Юрия Шиллера "Полет шмеля"
Кадр из фильма Юрия Шиллера «Полет шмеля»

Второй картиной оказался фильм «Полет шмеля». После показа один из служащих музея, Анатолий Антонов, который работал вместе с Юрием Шиллером над этим фильмом, рассказал о том, как снималась картина. Как им приходилось не просто снимать, но жить вместе с героями. И, если в предыдущем фильме этого можно было не заметить, ведь там были взрослые, то в «Полете..», чтобы представить самую суть детства в деревне (а может, и не только детства, некоторые из зрителей провели аналогии и со взрослой жизнью) съёмочной группе пришлось стать своими в глазах детей, в некотором роде и самим немного по ребячиться. И конечно, никакой фальши, дети это сразу чувствуют.

Кадр из фильма Юрия Шиллера "Полет шмеля"
Кадр из фильма Юрия Шиллера «Полет шмеля»

Также Анатолий Антонов рассказал, как однажды к нему подошла девушка и спросила, узнает ли он ее. Конечно, Анатолий ее не узнал, но, собственно, девушка, судя по всему, и не рассчитывала на иную реакцию, ведь сразу достала телефон и показала совместное фото съёмочной группы и актеров, тоже тогда ещё детей, одного из фильмов.

Анатолий Антонов рассказал и другие истории о совместной работе с Юрием Шиллером. Одна из них касалась особых методов съёмки, ведь тогда снимали ещё на пленку, и 60-ти метров хватало всего на две минуты. Гости встречи узнали о том, как невероятно иногда было поймать кадр. А с особо трепетным отношением Шиллера, так и вообще просто невозможно. Так что оставалось уповать только на удачу. А еще о том, как это все переозвучивалось, резалось, клеилось, монтировалось с невероятным трудом и усилиями. Кстати, один из столов, за которым работал Юрий Шиллер, как раз стоит в музее. И, подойдя к нему, действительно можно понять весь великий труд режиссеров того времени: вручную перематывать метры пленки, выбирая нужное.

Кадр из фильма Юрия Шиллера "Полет шмеля"
Кадр из фильма Юрия Шиллера «Полет шмеля»

После сеанса корреспондент ЧС-ИНФО пообщался со зрителями. Две женщины рассказали, что большинство из присутствующих в зале – это постоянные посетители субботнего показа документальных фильмов. Сами они с творчеством Юрия Шиллера ранее знакомы не были, но фильмы им понравились и очень впечатлили. Особенно они выделили «Полет шмеля», вспомнили, что у них было все точно то же самое: фильм предстал как зеркало их собственной жизни или, может, окно в воспоминания.

Кадр из фильма Юрия Шиллера "Полет шмеля"
Кадр из фильма Юрия Шиллера «Полет шмеля»

Обсуждение фильмов плавно перетекло в новое русло. В этот день в музей впервые пришла супружеская пара, которая была одними из первых строителей МЖК «Восточный» в Новосибирске. Они пришли на встречу с желанием передать часть истории, в которой участвовали. Всем желающим были показаны фотографии из личных альбомов, через которые можно отследить все этапы строительства МЖК. Там были и коллективные фотографии на фоне таких памятных мест, как первый камень нового жилмассива или первый завершенный дом, и газетные вырезки, освещающие строительство. Так неожиданно музей пополнился ещё одной историей и, возможно, уникальными кадрами.

Своими работами Юрий Шиллер пытался запечатлеть и сохранить уникальную жизнь сибирской деревни. Мэтр ушел, но его идеи будут жить до тех пор, пока есть люди, которым они интересны, и люди, готовые так же как он, сохранять историю для потомков.

Даниил Носов


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *