Горящими глазами банкира не проймешь

банки

… говорят представители финансового сектора и призывают малый и средний бизнес спуститься с небес на землю

Сегодня многие экономически и социально значимые проекты сталкиваются с проблемой реализации из-за труднодоступности финансовых ресурсов. Однако в банковских кругах считают одной из основных проблем финансовую неграмотность предпринимателей, по мысли которых главное — это идея, а остальное приложится. Когда же «приложится» не происходит, то зачастую они обвиняют банки в косности и ретроградстве. Этим и другим проблемам проектного финансирования был посвящен недавний круглый стол, прошедший с участием представителей АО «Агентство инвестиционного развития Новосибирской области» (АИР) и членов Новосибирского банковского клуба.
Разговор получился острым и конструктивным. Директор департамента привлечения инвестиций и перспективных проектов АО «Агентство инвестиционного развития

Л. Юрченко

Новосибирской области» Лада Юрченко рассказала, что у агентства нет недостатка в инвестиционных идеях, однако в подавляющем числе это социальные проекты со смутной бизнес-моделью, к которым сложно привлечь средства. В качестве предметной иллюстрации были представлены несколько проектов, от крупных и требующих сотен миллионов рублей вложений, до мелких, что называется, на один зуб. К примеру, ждет своих инвесторов будущий детско-юношеский центр «Звездный», который уже имеет выделенную землю и проектную документацию. У другого социального проекта — сети постоялых дворов в рамках федеральной программы образовательного туризма — есть поддержка министерства образования региона — и… пока все. Интересна с точки зрения социальной значимости, но финансово не проработана идея создания сети центров услуг для пожилых людей (домов престарелых). Следующий проект — кластер активного, а также санаторно-курортного, экологического туризма «Горный Салаир» — на слуху уже много лет, но воз и ныне там. Классическим, по словам Лады Юрченко, примером того, с чем приходят в АИР авторы идей, является проект завода детского и взрослого кисломолочного питания. Год назад у его инициатора была только разработанная технология и горящие глаза, сегодня с помощью агентства налажен выпуск готовой продукции.
Однако хвастаться особо нечем. Трудностей масса, и, походив, часто безрезультатно, вместе с предпринимателями по различным финансово-кредитным учреждениям, агентство решило обратиться за консультацией непосредственно к банковскому сообществу.
— Сегодня банковская система финансирования ориентируется на залоговые средства и материальные активы, что у наших проектов, как правило, отсутствует. Однако мы видим, что рынок услуг прирастает быстрее, чем рынок производства. И надо выработать инструмент, который бы позволил профинансировать этот бизнес, в котором нет залогов, но при этом есть перспективы создания нормальной экономики. Нам нужна новая модель поддержки бизнеса. Давайте ее придумаем! — предложила Лада Юченко.
Со своей стороны, АИР, к примеру, может предложить себя в качестве управляющего партнера. Или же, хотя агентство не является инвестиционным фондом, оно может выступать вкупе с банковским сообществом. Но при этом нужна парт-нерская помощь со стороны тех, кто понимает все тонкости рынка финансовых услуг. С этой помощью АИР мог бы тестировать проекты, доводить их до состояния нормального бизнес-проекта и публичного финансирования, а далее проводить закрытое или открытое размещение с использованием законных инструментов.
Не сказать, что обращение было воспринято с энтузиазмом. В первую очередь сомнения вызвала неоднородность проектов, которые, казалось, в случайном порядке упали в корзинку АИРа. Заместитель директора филиала в НСО АО «Россельхозбанк» Юрий Иванов отметил, что хотя его банк проводит политику гибкого подхода к оценке проектов, но настораживает отсутствие четкого горизонта планирования, а маркетинг проектов зачастую и вовсе не рассматривается.
Один за другим участники заседания говорили о том, что нередко финансистов упрекают в неумении оценить прекрасные идеи, сулящие прибыль в будущем. Но банки не оперируют идеями. Собравшиеся сошлись во мнении, что предприниматели, которые предлагают довольно крупные проекты и, вероятно, надеются получить прибыль, но при этом просят помощи в формулировании бизнес-плана и не могут внятно объясниться с банком, — слишком рискованные партнеры.

Тем не менее даже с такими сырыми идеями можно работать. Как отметили участники круглого стола, достаточно масштабным и «громким» проектам, как правило, не хватает экономической прочности, однако на основании их социальной значимости можно получить поддержку власти. Что касается массового сегмента, особенно стартапов, то нужно, чтобы идеи были доведены до конкретного решения, чем, кстати, может заниматься АИР и отчасти МАРП. За время работы круглого стола было предложено несколько инструментов продвижения, даже если, как выразились собравшиеся, проекты «сделаны на коленке».
В частности, банкиры предложили взять на вооружение такую методику, как работа с «бизнес-ангелом», который ставит проект на ноги и потом уже передает в банк. Эту роль может выполнять АИР, продумав методику и утвердив полномочия. Он же может быть поручителем перед банками за «романтичных» предпринимателей. Кроме того, агентство инвестиционного развития могло бы стать сопровождающим партнером и консолидированным гарантом в тех случаях, когда у инициаторов проекта нет залога. АИР отличается от других организаций тем, что у него есть залоговые средства, следовательно, по договоренности с банками оно может выступать гарантом.
Банкиры отметили, что нельзя упускать из виду и возможности различных фондов поддержки. В частности, с такими доведенными до ума проектами работает и Гарантийный фонд НСО, и федеральный фонд «Корпорация «МСП», последний дает, в том числе, прямые гарантии по разным направлениям социально значимого бизнеса.
Весьма интересным показался предложенный директором филиала в Новосибирске ИК «FREEDOM finance» Региной Дзикавичюте такой инструмент финансового обеспечения, как выпуск облигационных займов: «Безусловно, главное — наличие эмитента, организации, выпускающей ценные бумаги для развития и финансирования своей деятельности. Также мы определяем средний срок выпуска, как правило, до 5 лет. Но есть и льготы, которые могли бы помочь инвесторам. Причем размер займа, с которым работаем мы, начинается от 50 миллионов рублей, что подходит и для массового сегмента. Плюс ко всему, выпуск облигаций решил бы вопрос отсутствия залога. А после прохождения всех необходимых процедур мы могли бы выйти уже на массового инвестора через сеть брокерских компаний».
Свои предложения по поводу нерыночных проектов социальной направленности высказал директор представительства в Новосибирске АО АКБ «Международный финансовый клуб» Андрей Третьяков:
— Получить напрямую деньги банков такие проекты не могут. Для них нужно искать финансирование либо со стороны государства, делая упор на их социальную значимость, либо искать исключительно частные ресурсы среди тех, кому не чужда благотворительность. К этому можно привлечь некоторых клиентов наших банков, которые хотят помочь городу и региону. Но это будет работать при условии, что АИР доведет проекты до приемлемого уровня готовности к реализации.
— Мы стоим на принципах кредитования: платность, срочность и возвратность. Мой совет — определить роль АИРа в реализации проектов: либо оно помогает «упаковывать» проект, выступает провайдером в поиске банков, либо систематизирует проекты, имеющие под собой экономическую основу, и сугубо социальные, у которых такой основы нет. Если же обращаться к банкам с ворохом непроработанных проектов, то результата не будет, — поддержал управляющий Сибирским филиалом Промсвязьбанка Денис Голубев.
Хотя задача Агентства инвестиционного развития — формирование ключевых для региона инвестиционных зон и воздействие на законодательство для стимуляции мер развития экономики, по словам его руководства, оно готово работать во всех перечисленных выше ипостасях, так как сама ситуация заставляет брать на себя функции управляющей компании.
К сожалению, по мнению банкиров, значительным препятствием для полноценной проектной работы является недостаток финансовой грамотности у предпринимателей.

В. Женов

— Приходят и говорят про социальную значимость, новые технологии. Красиво говорят. Но начинаешь задавать простейшие вопросы о финансовой стороне строительства, о наличии разрешительных документов, о расчетах по посещаемости будущего объекта и поддержке проекта со стороны власти, и слышишь детский лепет. Это следствие вопиющей финансовой неграмотности, — высказал общее мнение Владимир Женов, президент Новосибирского банковского клуба.
На круглом столе было предложено создать площадку для обсуждения проектов, некий клуб потенциальных инвесторов, где с помощью Банковского клуба, МАРП и самого Агентства инвестиционного развития проходили бы предметные консультации по возможностям получения финансового обеспечения проектов. Сегодня начинающий предприниматель в делах финансирования, по меткому выражению участников заседания, тычется, как слепой котенок, и консультации как общего характера, так и разбор конкретных предложений могли бы открыть глаза бизнесу. После этого, по словам начальника управления продаж ПАО «Банк Уралсиб» Сергея Коровина, часть проектов сразу отсеется, а часть организаторы доведут до состояния, когда их в работу сможет взять АИР и начать поиск инвесторов.
Более того, по мнению директора регионального центра «Сибирский» Альфабанка Андрея Фишера, если грамотно «упаковать» проект, тогда банки могли бы выступить в качестве посредников, предлагая своим клиентам стать инвесторами. Кроме того, самим банкам будет не менее важно услышать, как сегодня изменяется бизнес, какие появляются новые формы управления проектами, на которые банковскому сообществу придется реагировать, дабы не оказаться на обочине современной экономики.
— Будущая площадка для обсуждения, некий клуб, которому мы еще подберем название, будет нашим совместным шагом навстречу потребностям конкретных предпринимателей авторов проектов, — подытожил обсуждение Владимир Женов. — Предпринимателям надо понять, что банки готовы идти им навстречу. Однако и самим бизнесменам не мешает перестать витать в облаках. Горящими глазами банкиров не проймешь, необходима напряженная совместная работа, и мы к ней готовы.


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *