Академгородок 2.0 – это мегапроект, отвечающий на мегавызовы
14 августа в Новосибирске прошел круглый стол на тему «Проект Академгородок 2.0: миф или реальный проект?» Представители научной общественности определили те векторы развития, по которым следует двигаться Новосибирскому научному центру.
Напомним, проект развития Новосибирского научного центра, больше известный как «Академгородок 2.0», начал формироваться после визита Владимира Путина на в Новосибирске в феврале 2018 года. Однако с тех пор окончательно-проработанного полного концептуального документа так и нет. Научное сообщество обеспокоено тем, что такой значимый вопрос практически не обсуждается с общественностью. В итоге заинтересованные активисты стали сами проводить семинары и круглые столы на эту тему. Одним из них и стала встреча Экспертного клуба Новосибирск. Стоит отметить, что представителей власти на этом мероприятии не было.
Первым выступил директор только что запущенного АНО СПО «Новосибирский городской открытый колледж» Сергей Чернышов. И его речь сами участники назвали «провокацией». Позиция этого эксперта действительно оказалась радикальной: он считает формат «научной деревни» устаревшим и неэффективным. По его мнению, крупная наука в современных условиях может существовать только в больших городах. Главные тезисы его выступления в том, что никакого проекта «Академгородок 2.0» не существует, СО РАН и НГУ «окопались», замкнувшись в себе, а науке в целом нужно развиваться в мегаполисах.
Присутствующие на мероприятии мнения Сергея Чернышова не разделили. Зато оно подтолкнуло к активному и содержательному обсуждению.
Так ведущий научный сотрудник Института философии и права СО РАН, доктор философских наук Сергей Смирнов отметил важность комплексного подхода к проекту. «Если мы Академгородок 2.0 будем обсуждать в рамках «хотелок» отдельных ученых, в пределах лабораторий и НИИ – это тупик, — сказал он. — Академгородок 2.0 должен создаваться как мегапроект, отвечающий на мегавызовы. Вот тогда он будет интересен президенту». По мнению эксперта, если каждый отдельный институт будет просто просить деньги на то, что надо именно ему, то выстроится очередь и федеральной власти придется выбирать, кому дать средства, а кому нет. И с точки зрения перспектив и дальнейшей работы – это тупик.
«Академгородок – это не набор НИИ. Это цельная территория, на которой должны реализовываться большие проекты и совершаться открытия мирового уровня. Вчерашние сценарии здесь уже не годятся. Нужны новые субъекты, новые институции, новые инфраструктуры и из вчерашнего дня их не вытащишь», — добавил Сергей Смирнов.
Эту же тему затронул ученый, инноватор и предприниматель Михаил Лосев. Он считает, что проекты Академгородок и Академгородок 2.0 – принципиально разные. По его словам Академгородок строился в первую очередь для развития научной школы и индивидуального кадрового потенциала Сибири и заказчиком этого «продукта» выступало государство. «Сегодня государство выступает не как заказчик, а скорее как инвестор», — пояснил эксперт. По его мнению, сейчас управление проектом не может строиться исключительно на академическом знании, потому что требуются еще и экономические подходы. Вот только строить экономику знаний у нас в стране пока не умеют…
«Если раньше были конкретные лидеры, которые видели систему в целом, то сегодня, к сожалению, ситуация такая, что команда управления находится в жестких рамках, — добавил он. – Главный вопрос сейчас в формировании системы управления и в четком понимании: задача состоит в том, чтобы создать комплексную идеологию экономики территории, основанную на экономике знаний, а не сшить ее из каких-то клочков, которые плохо связаны между собой».
Получается, что одна из главных причин, мешающих по-настоящему запустить проект Академгородок 2.0 – это отсутствие человека, способного взять на себя ответственность за проект такого масштаба и толкнуть его вперед.
Пока нет такого лидера или хотя бы какой-то лидирующей позиции, единой идеологии, концепции, целостной картины проекта. Все заинтересованные субъекты тянут одеяло на себя. А одеяло-то это сшито из клочков — отдельных небольших проектов. И вот-вот порвется…
Все заинтересованные субъекты тянут одеяло под названием «Академгородок 2.0» на себя. А одеяло-то это сшито из клочков — отдельных небольших проектов. И оно вот-вот порвется…
Академгородок 2.0 – это, прежде всего, люди
Директор АНО «Ресурсный центр инновационных решений» Анна Игнатьева вспомнила о другом важнейшем аспекте проблемы. «Академгородок 2.0 — это всё про стройку, про дороги и крупные объекты… Но вообще-то всё это делают люди», — напомнила она. По ее мнению, в Новосибирском научном центре должна вестись серьезная подготовка современных специалистов, которые называются инновационными брокерами. Для этого должна быть предусмотрена так называемая мягкая инновационная инфраструктура – центры коммерциализации разработок. Анна Игнатьева уверена, что для продвижения проекта Академгородок 2.0 необходимо уже сейчас показывать эффективность и выдавать реальные продукты, а не писать бесконечные письма президенту.
Бесспорно, кадровый вопрос – один из важнейших. Ведь именно люди создают науку. По информации заместителя главного ученого секретаря СО РАН Юрия Аникина, масштаб проекта Академгородок 2.0 предполагает вовлечение многих тысяч человек. И, конечно, возникает вопрос: где всех этих людей взять?
Говоря об этом, нельзя забывать о мотивации. Об этом напомнил Михаил Лосев. «Раньше собирали талантливых людей со всей страны, и они формировали пассионарную базу для науки», — пояснил эксперт и вспомнил слова академика Соболева: «Молодые друзья, только что подписано решение о создании научного центра в Сибири. Есть возможность начать строить свою судьбу и максимально реализовываться».
Если ориентироваться на ту же самую базовую мотивацию, то сейчас в Академгородке нужно создать такую площадку, на которой новые пассионарии смогут реализовать себя в области экономики знаний. И уже они потянут за собой развитие.
Академгородок 2.0 — это новое облако государственного внимания
Задачи развития Новосибирского научного центра вскрывают и более серьезные, глобальные проблемы. Действительно ли Россия готова к научно-техническому прорыву? К смене экономического уклада? Готова ли к этому инерционная властная система?
На встрече к этому вопросу обратился академик и депутат заксобрания Николай Похиленко. «Новосибирская область — чем она живет?» — задался вопросом ученый. По его словам, вся высокотехнологичная промышленность, связанная с наукой (например, химическая и перерабатывающая) занимает в экономике Новосибирской области меньше 7% ВРП. А зато торговля и логистика – 43% ВРП. «Если мы собираемся быть уважаемой индустриальной страной, без науки этого не сделаешь. Мы живем на сырье, но оно имеет обыкновение заканчиваться. И что дальше? Что мы продавать будем? Поэтому нужно исходить из того, что правительству нужно давать науке задачи и требовать их решения, — пояснил он. – А когда задач нет, наука работает сама по себе и дает только фундаментальные результаты, которые могут быть материализованы, может быть, только через 300 лет».
По мнению мэра наукограда Кольцово Николая Красникова, сейчас бессмысленно ждать, что придет «какой-то Лаврентьев», покажет, даст ресурсы и запустит процесс, ведь время изменилось. По его словам, сейчас важно понять, почему люди уезжают из Академгородка?
Николай Красников считает, что при работе над проектом важно не отделять от него такие инфраструктурные элементы, как дороги, благоустройство, школы и прочее. «Именно это притягивает людей и задерживает», — заявил он и рассказал, что после запуска проекта Академгородок 2.0 один из его одноклассников принял решение вернуться из США (он будет работать на синхротроне СКИФ).
«Я не в восторге от степени законченности документа. Но я хочу защитить сам подход, — пояснил мэр. — Академгородок 2.0 — это новое облако государственного внимания к науке в широком смысле, как к производящей силе». По его словам, именно благодаря тому, что всё относящееся к Новосибирскому научному центру сейчас рассматривается властью в приоритетном порядке, удалось получить деньги на ремонт и строительство ряда дрог, школ, спортивных и культурных объектов. Они получат финансирование в 2020 году именно благодаря приоритетам Академгородка.
«Ученые не должны уезжать. А чтобы они не уезжали, они должны себя чувствовать здесь не хуже, чем в Хьюстоне. Для этого должны быть дороги, сады, школы за которые не стыдно, и зарплата соответствующая. И этот заказ мы — снизу — делаем государству. Государство должно нас услышать».
Также он отметил, что правильнее чаще употреблять понятие Новосибирский научный центр, поскольку название «Академгородок 2.0» сужает понимание проекта до исторической зоны и роли Академгородка. А нужно, чтобы новое развитие под одну общую задачу получили все территории, которые сложились в научный центр и требуют обновления.
Миф, реальность или…?
«Никакого другого пути не существует, кроме как любить свое место, Россию и свою малую родину, — подытожил Николай Красников. – И Академгородок в широком смысле надо сейчас поднимать, потому что это наука, потому что это производство, потому что это люди, которые могут разъехаться. И это точно не миф. Но и не реальность. А пока еще только осознанный подход к сказочному будущему. И над ним надо работать, засучив рукава».
Анатолий Аблажей из Института философии и права СО РАН добавил, что если соединить воедино романтику, управление, финансы и бизнес, тогда всё получится.
«Академгородок – это не миф и не реальность. Это образ, — отметил Юрий Аникин. — Тот образ, который позволит нам объединить усилия. В этом его главная созидательная функция».
А руководитель Центра общественных связей СО РАН журналист Андрей Соболевский подытожил общую мысль всей встречи: «Академгородок 2.0 — это не миф и не реальность. Это процесс. И чем больше людей будет в этом процессе, тем он будет успешнее».
Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники |