Умный город начинается с денег, или Предложение о применении. Колонка Юрия Воронова

умный город

Не первый год всё более разворачивается в мировых масштабах кампания по созданию «умных городов». Но в это определение почти каждый инициатор вкладывает свой собственный смысл.

Ранее ЧС-ИНФО уже писал о проблеме создания умных городов в России, в том числе применительно к новосибирскому Академгородку. Так же на эту тему уже выходили статьи в журнале «Совет директоров Сибири»:  Юрия Воронова «Умные города Китая. Взгляд из России» и Натальи Секрет «Регионам пора быть умными».

Это относится и к четырнадцати городам России, которые по плану должны стать умными. В число этих городов входит и Новосибирск, что очень почетно, но и ответственно.

В каждом городе из четырнадцати свое понимание пути к обретению ума. Мне, например, своей комплексностью, нравится путь Сызрани. В Новосибирске обсуждение своего пути пока находится в начальной стадии. Более-менее проработана только тема «умных остановок» общественного транспорта.

Для обсуждения проблемы умного Новосибирска позволю себе выдвинуть тезис: «Никогда не будет считаться умным город, у жителей которого можно запросто украсть деньги». Такой город вместо умного будет считаться городом-«лохом». В этом — прозрачный намек на то, что 4 млрд рублей, похищенных бывшим министром Абызовым, изначально принадлежали жителям Новосибирска. Им пообещали реализовать инвестиционную программу по ремонту теплосетей, собрали с них деньги, а программу и не думали выполнять. Умный город не позволил бы украсть у себя ни копейки, не то что 4 млрд рублей.

У меня нет сомнений, что возвратом этих денег занимаются юристы мэрии. Над возвратом четырех миллиардов, естественно, будет работать и вновь избранный мэр. Но, помимо работы над ошибками, нужно планировать и будущее, с тем чтобы подобные хищения не повторялись. И дело не в том, что мы подозреваем всех вокруг в воровстве. Принципиальным, по моему мнению, является то, что за своим имуществом город должен следить сам, как делает любой рачительный хозяин. И неважно, передано ли это имущество в аренду или находится в управлении муниципального предприятия. Хозяином все равно остается город. Любой ребенок знает, что если он кому-то дал поиграть свою игрушку, то хорошо бы посматривать за тем, чтобы ее не сломали. У нас же сложилось представление о том, что если кому-то имущество передано на время, то пусть этот кто-то о нем и заботится. Как говорится, «баба с возу, кобыле легче». Пора менять эту «лошадиную» психологию. Ведь если из-за плохого содержания газовых сетей происходит взрыв, жилья лишаются жители города, а не руководители газовой компании.

Постоянный контроль за состоянием коммунальной инфраструктуры и дорог — первый шаг к тому, чтобы городу поумнеть. При этом, по моим представлениям, не слишком важно и право собственности. Если какие-то объекты существенно влияют на жизнь горожан, их состояние и функционирование, они должны контролироваться городскими властями и общественностью. Когда повышают тарифы на коммунальные услуги, на тепло, воду, электроэнергию, канализацию и уборку мусора, это обосновывают повышенными затратами на функционирование коммунальной инфраструктуры. Но за эффективным освоением собранных средств нет контроля. В этом причина потери городом четырех миллиардов рублей.

Вместе с тем современные средства мониторинга всего происходящего вокруг существенно расширяют возможности контроля за расходованием публичных средств. На пути к цифровой экономике их нужно только адекватно задействовать. Существуют системы распознавания лиц, чтения автомобильных номеров, фиксации местоположения сотового телефона и многое другое. Иными словами, нужен геомониторинг использования средств, собранных с граждан.

Большой поддержкой этой идеи может стать реорганизация департамента информатизации области в министерство цифрового развития и связи. Положительным фактором можно считать и то, что возглавил его Анатолий Васильевич Дюбанов, имеющий богатый опыт в разработке и реализации проектов информатизации. Немаловажное значение имеет и наличие в Новосибирске одного из ведущих профильных вузов — Сибирского государственного университета геосистем и технологий, ректор которого Александр Петрович Карпик обладает не меньшим опытом в сфере информационных технологий и сформировал коллектив специалистов высокой квалификации.

Как устроить многолетний мониторинг городского хозяйства?

Система мониторинга городского хозяйства должна состоять из двух частей: многолетнего и текущего мониторинга. Подсистема многолетнего геомониторинга городского хозяйства должна выполнять несколько функций. Первая из них — фиксация и анализ аварийности на сетях коммунальной инфраструктуры, а также дефектов дорожной сети. В настоящее время ремонты сетей идут постоянно в одних и тех же местах.
Зачем это нужно делать в первой подсистеме? Просматриваются три направления анализа результатов многолетнего мониторинга. Первое — исследование динамики аварий на конкретных участках сетей, насколько часто они происходят, повышается или нет частота аварий, поддерживается ли она стабильно высокой и т. п. В этой работе нет ничего особо нового. ГИБДД давно ведет анализ участков аварийности на дорогах, нужно только перенести опыт полиции в сферу городского хозяйства.

При этом должна учитываться топология сети: распространение аварий в сторону источника, в сторону потребителя, изменения диаметров труб. Мониторинг и анализ многолетней аварийности на коммунальных сетях проводится по отдельным участкам сетей (Возглавляемая мной компания «Корпус» имеет опыт анализа многолетних данных по авариям, например, по тепловым сетям Сургута).

В многолетнем мониторинге следует учитывать влияние инженерно-геологических условий: пятен плывунов, просадки грунта, подземные воды, глубину промерзания, вспучивания грунта и т. п. Кроме того, следует учитывать разные материалы сетей: сталь, чугун или пластик. От комбинаций материалов существенно зависит аварийность.
Для разработки рекомендаций по снижению аварийности и улучшению состояния дорог должны быть выделены участки сети, где аварии повторяются регулярно, каждый год. По ним должны быть последовательно рассмотрены следующие варианты технических решений прекращающих траты средств на ремонты:

1) Вынос данного участка трубы из земли на поверхность. Такая практика уже применяется в городах, где большая глубина зимнего промерзания грунта.
2) Совершенствование технологий защиты труб от коррозии, выявление блуждающих токов и т. п.
3) Изменение топологии сети в месте скопления аварий, перераспределение загрузки, проектирование байпаса и т. п.
4) Исключение данной части сети из централизованного теплоснабжения и строительство нового автономного теплоисточника.

Эти действия более разумны, чем ежегодное повторение ликвидации аварии на одном и том же месте. Естественно, что органы городского самоуправления не могут вмешиваться в текущую деятельность организаций, эксплуатирующих объекты городской инфраструктуры. Но для них вполне уместно проводить оценку экономического эффекта отдельных мероприятий и формировать требования к программам текущего и профилактического ремонта.

Никто не сможет возразить и против того, что созданная при мэрии контролирующая организация будет проводить оценку объемов работ по ремонту конкретного объекта и сравнивать эти затраты с типовыми сметами. Организации, предоставляющие коммунальные услуги, руководствуются в своей деятельности затратными механизмами. Они не заинтересованы в сокращении затрат. Поэтому в предлагаемой системе мониторинга рассчитывается экономический эффект от предлагаемого сокращения затрат независимо от заинтересованности эксплуатирующих организаций в их увеличении.

Изначально предполагается, что требования к ремонтным службам не имеют юридической силы. Они будут использоваться исключительно для упорядочения отношений между городом и организациями, оказывающими коммунальные услуги.

Как устроить текущий мониторинг городского хозяйства?

Подсистема текущего геомониторинга городского хозяйства должна отслеживать события, происходящие вокруг муниципального имущества и других объектов инфраструктуры, важных для жизни горожан.

Особое внимание должно быть уделено деятельности ремонтных служб и других структур, отвечающих за поддержание работоспособности городской инфраструктуры. Составляется список автомашин, экскаваторов и прочей техники, имеющей право участвовать в ремонтах коммунальных сетей.

Необходим геомониторинг всей техники, потенциально предназначенной для ремонтов объектов коммунальной инфраструктуры. Все передвижения этой техники должны фиксироваться и подвергаться автоматическому анализу с использованием методов искусственного интеллекта. Такой геомониторинг естественно реализовать через видеокамеры ГИБДД, установленные на улицах города. Все они снабжены системой распознавания номеров.

Сам факт аварии на объектах коммунальной инфраструктуры может быть установлен по их движению без обращения к эксплуатирующей сети компании. В дополнение к информации с видеокамер в рабочее время должен быть организован мониторинг геопозиций сотовых телефонов сотрудников ремонтных служб, по крайней мере, в рабочее время. Одно дело, когда эти телефоны находятся в кабинетах и бытовках, и совсем другое — когда они перемещаются по объектам городской инфраструктуры. При этом совсем не нужно идентифицировать владельцев телефонов. Достаточно представлять общую конфигурацию их размещения на территории города, чтобы понять, идет реальная работа или нет. В момент каждой аварии, а также в период профилактических ремонтов местоположение этих машин и телефонов фиксируется по данным ГЛОНАСС и существующей системы видеонаблюдения ГИБДД. Это позволит резко повысить доверие граждан города к организациям, ответственным за городское хозяйство, и прекратит инсинуации и подозрения, неоднократно высказываемые в интернете и социальных сетях.

Математические методы идентификации изменений взаимного расположения в пространстве множества объектов разрабатываются в течение более чем 60 лет и концентрируются вокруг решения нескольких математических задач: кластеризации, расчета дивергенций и так далее. Используются известные и хорошо отработанные методы искусственного интеллекта (первая работа в этом направлении вышла более 60 лет тому назад: Munkres J. (1957) Algorithms for the assignment and transportation problems, Journal of the Society for Industrial & Applied Mathematics, Vol. 5, No. 1, Pp. 32—38. С тех пор опубликованы тысячи работ на эту тему).

Общественный контроль

К решению задач сохранности городского имущества и рационального использования денег, собранных с жителей города, должны быть подключены сами жители. Все-таки это их деньги. По этой причине важным элементом текущего геомониторинга городского хозяйства должна быть его открытость для всех жителей города. А все результаты должны согласовываться с претензиями жителей к услугам, оказываемым им городским хозяйством.

Важным достоинством Новосибирска, его преимуществом в сравнении со многими другими городами является развитая система территориальных органов самоуправления (ТОСов), представляющих собой костяк местного гражданского общества (считаю это личной заслугой В.Ф. Городецкого). Система геомониторинга городского хозяйства должна автоматически формировать обращения в ближайшие ТОСы (по месту проведения ремонта) с просьбой предоставить дополнительную видео- и прочую информацию о ходе ремонтных работ. Полученная информация включается в систему сводного мониторинга. Городскому совету было бы целесообразно создать депутатскую комиссию, которая мобилизует ТОСы на постоянный и тотальный контроль за состоянием и ремонтами объектов коммунальной инфраструктуры в зоне работы соответствующего ТОСа.

Было бы весьма разумным сделать и ежемесячный электронный бюллетень «Городское хозяйство Новосибирска» с тем, чтобы любой житель города знал, как за прошлый месяц его деньги расходовались всеми компаниями, занятыми в городском хозяйстве. Когда регулярно отчитываются о переданных тобою деньгах, не так обидно их платить. Да и доверие к властям-контролерам будет выше.

Перспективные цели

Любой, кто не заботится о своих деньгах и о своем имуществе, рано или поздно понимает, что достойной жизни ему не видать. Предложенные в статье меры — лишь первый шаг к тотальному контролю за расходованием денег только на ремонты сетей или ликвидацию аварий. Благодаря переходу к цифровой экономике и развитию геоинформационных технологий в будущем становится возможным и более обширный контроль. Тогда у нас никто ничего не украдет.

Ну, а если это не поможет, следующий шаг — введение эскроу-счетов (эскроу-счет — специальный условный счет, на котором находятся денежные средства до наступления определенных обстоятельств или выполнения определенных обязательств), средства на которых будут находиться до выполнения обязательств компаний, предоставляющих коммунальные услуги. Если эскроу-счета можно ввести для строителей, естественно, ввести их и для всех, кто ремонтирует объекты систем водоснабжения, теплоснабжения, газо- и электроснабжения. В строительстве же они и были введены из-за проигранной борьбы с хищениями средств дольщиков.

Получится или не получится вернуть четыре миллиарда, дело неясное. Главное, чтобы снова столько же не украли. Тогда уж точно не быть Новосибирску умным городом.

Юрий Воронов,
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *