«Семейное образование – это способ заработать»?

образование

Недавно ЧС-ИНФО писал о том, что за три года в России резко увеличилось число тех, кто предпочел официальной школе семейное образование. Материал широко обсуждался нашими читателями и вызвал споры, разделив аудиторию на два «лагеря». Об этом – в новом материале ЧС-ИНФО. 

Темой семейного образования озаботились и в Госдуме, на одном из заседаний комиссии по образованию и науке заговорили о регулировании такой формы образования. «10% наших школьников находятся на семейном обучении. Это очень много. Нужно регулировать это законодательно», – цитировали СМИ председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслава Никонова.

Высказывание вызвало недовольство у активистов – и в интернете тут же появилась петиция с призывом «оставить в покое семейное образование». Родителям не нужны новые требования – вместо этого депутаты должны решать реальные проблемы школ, уверены общественники.

«Родители и так успешно занимаются образованием своих детей. Многие из них делают это потому, что ситуация в школах вынуждает их принять такое решение. Все больше семей в нашей стране выбирают альтернативное, дистанционное и семейное образование потому, что недовольны ситуацией, сложившейся в системе образования, и не видят другого варианта, кроме того как взять ответственность за образование детей в свои руки. Многие родители считают, что современное регулирование образования уже разрушает школы. К сожалению, нынешняя система образования, мягко говоря, уже не дружественна по отношению к семье. И последствия дополнительного «законодательного регулирования» семейного образования обернутся лишь новыми проблемами и бедами для выбравших его родителей», – сказано в открытом письме, которое обращено к Вячеславу Никонову.

Составители петиции считают, что сегодня родитель «вычеркнут» из процесса обучения в школе, не имея возможности влиять на то, кто и как учит его детей, какие ценности им прививают и к какому результату они приведут. «Устав от этой ситуации, некоторые семьи, в полном соответствии с законом, взяли решение проблем в свои руки. На них и так ложатся все тяготы, связанные с решением учить ребенка вне школы. Они, за редчайшим исключением, не получают компенсаций и льгот, сталкиваются с предубеждением и дискриминацией со стороны школ при прохождении аттестаций, несут нелегкое материальное бремя, а также юридическую и моральную ответственность за обучение своих детей», – отмечают они.

Конфликт государства и «семейника»

Чтобы понять, с какими проблемами могут столкнуться родители, выбравшие семейное обучение, корреспондент ЧС-ИНФО пообщался с жителем Новосибирска, чьи дети обучались в такой форме (он пожелал остаться анонимным, опасаясь возможных проблем). Собеседник издания подтвердил, что семьи, отдающие предпочтение альтернативной форме обучения, сталкиваются с проблемами в школе. Учителя, уверен он, не приветствуют «семейников».

«Районный отдел образования плохо встретил нас с этой новостью, а от директора школы идет неприятие. Потому что за каждого ученика школа получает финансы, а если люди переходят на семейное образование, то в школу средства поступать не будут, – рассказывает собеседник ЧС-ИНФО. – Мы пошли на компромисс: мы все учили сами, но все сдавали в школе. Мы с супругой обучили детей за счет своих ресурсов, не привлекая школу, но школа деньги за обучение наших детей получила. Зато так меньше неприятностей».

По словам мужчины, такая ситуация – несправедлива: если бы семья жила в Москве, где «семейникам» выплачивают компенсации за обучение, они могли бы получить солидную сумму денег.

«В Москве выделяется 25 тысяч в месяц на ребенка. Мы бы за 10 лет получили порядка 5 миллионов. Это конфликт государства и «семейников», – отмечает он.

Дополнительный заработок

Юрист общественной организации «Вектор», многодетный отец Андрей Андреев, напротив, считает, что дети должны обучаться в официальной школе. Семейное образование он называет способом заработка.

«Домашнее образование – это когда ребенок по медицинскому предписанию не может ходить в школу, учителя к нему приходят сами. А семейное образование – это «Я не хочу пускать своего ребенка в школу», – рассказывает Андрей Андреев. – Общественники пытаются собрать детей в группы и нанять для них учителя. Но это не семейное образование, это частная школа, за которую надо платить деньги. А родители хотят, чтобы им за это платили».

По словам юриста, в Омске, где с сентября отменили выплаты «семейникам», семьи пытаются через суд добиться компенсаций трат на обучение своих детей. Однако суд их не поддерживает – закона, обязывающего правительство им выплачивать деньги, нет.

«Родители пытаются на семейном образовании заработать. Заботы о детях здесь нет, – уверен он. – Детей надо водить в школу, без нее нет социализации. Дети, учившиеся за границей, приезжая сюда, не знают общество. Детей надо учить договариваться, решать проблему».

«Сегодня нет воспитательного процесса в школе, там дети должны получать образование, но не воспитание. В школе нет специально выделенных людей для воспитания, которые бы социализировали детей, организовывали. В школе самобытная дикая нездоровая социализация происходит, в основном», – не соглашается с ним предыдущий комментатор.

Кстати, сами учителя высказываются против перехода на семейное образование, если на это нет веских причин. «Школа это не только программа, но и уроки общения», – считает Дарья Немущенко, в прошлом учитель русского и литературы в одной из школ Новосибирска.

Тем временем, пока сторонники семейного образования бесконечно спорят с его противниками, агентство стратегических инициатив предлагает к 2021 году создать условия, при которых все родители могли бы получать компенсации трат на семейное образование, а в столичном педагогическом университете создают «Семейный медиауниверситет».

«Это специальный портал, где разместим пособия и рекомендации по ведению семейной формы получения знаний. Предоставим дидактические материалы по педагогике, детской психологии, конкретным предметам. Поддерживая «семейников», отмечу, что очень бы не хотелось, чтобы такая форма еще более разобщала наш социум, дробила и без того атомизированное общество. Она должна стать частью общенациональной образовательной системы», – отмечает ректор Московского педагогического госуниверситета, доктор исторических наук Алексей Лубков.

Ранее ЧС-ИНФО писал, что три года назад в форме семейного образования обучались 8,5 тысяч школьников. В этом году предпочтение этой форме отдали уже 100 тысяч учеников. Причем эксперты уверены, что это число будет увеличиваться двукратно каждый год.

Судя по тому, как активно обсуждается эта тема, вопрос действительно актуален. Хорошо, что в России существует альтернатива школьному обучению, ведь в некоторых странах ее нет вообще. Хоть и жаль, что людям, которые выбирают семейное обучение, приходится сталкиваться со сложностями и непониманием. С другой стороны, если выдавать родителям финансовую компенсацию за обучение своих детей, наверняка, появятся желающие злоупотребить такой возможностью. В любом случае, вопрос этот важный и требующий серьезного обсуждения, в том числе и на государственном уровне.


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

  1. Чушь какая в статье. Заказная статеечка, я считаю. Далеко не все учителя против семейного образования, наоборот, все педагоги, с которыми я сталкивалась, относятся с поддержкой, пониманием, потому что прекрасно знают ситуацию в школе. Лучше бы поставили вопрос — почему всё больше родителей отдают предпочтение семейному образованию? Что со школой не так? Ведь на СО уходят не от хорошей жизни. Немного логики, автор, включите.