Синдром немогуна. Колонка Андрея Андреева

Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними?
(отрывок из пьесы Шекспира «Гамлет»
в переводе Пастернака)

Вы меня спросите: это что еще за хитрый термин? Еще одна попытка оправдать лодырей? Не совсем так!

Пятьдесят лет назад американский психолог Мартин Селигман перевернул все представления о нашей свободе воли. Селигман проводил эксперимент над собаками по схеме условного рефлекса Павлова. Цель — сформировать рефлекс страха на звук сигнала. Если у российского учёного животные по звонку получали мясо, то у американского коллеги — удар током.

Эксперимент заключался в формировании у собак реакции на сопротивление к болевому шоку. Чтобы собаки не сбежали раньше времени, их фиксировали в специальной упряжи.

Селигман был уверен, что когда зверей переведут в вольер с низкой перегородкой, они будут сбегать как только услышат сигнал. Ведь живое существо сделает всё, чтобы избежать боли, не так ли? Но в новой клетке собаки сидели на полу и скулили. Ни один пёс не перепрыгнул легчайшее препятствие — даже не попытался. Когда в те же условия поместили собаку, которая не участвовала в эксперименте, она с лёгкостью сбежала.

Селигман сделал вывод: когда невозможно контролировать или влиять на неприятные события, развивается сильнейшее чувство беспомощности.  В 1976 году учёный получил премию Американской психологической ассоциации за открытие выученной беспомощности.

Им и его последователями было доказано, что если человек систематически:

  • испытывает поражение, несмотря на все усилия;
  • переживает трудные ситуации, в которых его действия ни на что не влияют;
  • оказывается среди хаоса, где постоянно меняются правила и любое движение может привести к наказанию

— у него атрофируется воля и желание вообще что-то делать.

Приходит апатия, а за ней — депрессия. Человек сдаётся. Выученная беспомощность звучит как Марья Искусница из старого фильма: «Что воооля, что невоооля — всё равно».

Причины и последствия

Что же является спусковым механизмом начала «болезни», и какими признаки она обладает? Какие жизненные обстоятельства могут привести к выученной беспомощности взрослого, вполне здорового человека?

По мнению психолога Ольги Толмачевой, первое – это отсутствие последствий. Когда нет никакой обратной связи извне по поводу того, что человек предпринимает.

Второе – однообразие. Последствия есть, но всегда одни и те же.

Третье – асинхронность. События и результаты сильно отсрочиваются, и видимая связь между ними теряется.

Четвертое – непредсказуемость. Когда последствия каждый раз разные.

То есть обстоятельства, на которые мы не можем никак повлиять, могут привести к выученной беспомощности. Человек начинает считать самого себя источником всех своих бед, а не свои неправильные действия. Это происходит из-за нарушения причинно-следственных связей.

Главные признаки, которыми характеризуется «болезнь»:

  1. Безынициативность;
  2. Отсутствие поиска причинно-следственных связей;
  3. Любая неприятность кажется заведомо непреодолимой.

Выученная беспомощность у детей

Все начинается в детстве. Во многом, семья и стиль воспитания влияют на формирование психологической беспомощности у детей. Неправильное отношение родителей может привести ребенка к инфантильности, беспомощности.

Синдром начинает развиться у детей, которые постоянно пребывают в некомфортных условиях, теряют надежду что-либо исправить.

Как часто взрослые пытаются решать за ребенка? Дети часто слышат фразы: «Так никто не делает», «Давая я за тебя сделаю», «Я лучше знаю», «Мог бы и лучше сделать».

И как часто взрослые задумаются о том, что подобными фразами ранят ребенка?  А ведь порой эти раны оказываются смертельны в прямом и переносном смысле слова.

В итоге наши дети начинают терять контроль над событиями, проходящими с ними и вокруг них. Иначе говоря, теряют обратную связь с миром. После серии неудач ребенок отказывается попробовать совершать действия, поскольку он чувствует боль от слишком большого количества попыток. Он не может управлять своим действиями, поскольку не видит результата своих попыток. Отсюда и возникает синдром выученной беспомощности. При каждом своём действии ребенок становится уверен, что провал неизбежен. Эмоциональный дефицит приводит к депрессии, апатии, повышенной тревожности, общему снижению защитных функций организма, снижению самооценки. Как правило, депрессия у детей может выражаться в проблемном поведении (гнев, агрессия, побегах из дома, через воровство, прогулы и другие мятежные действия).

Мартин Селигман
Мартин Селигман

 

То есть родители играют существенную роль в формировании выученной беспомощности у ребенка.

По мнению Мартина Селигмана, у детей выученная беспомощность формируется примерно к восьми годам и может остаться на всю жизнь.

В своих исследованиях ученый сделал еще одно важное открытие: сформированная выученная беспомощность у родителей, передается детям. Получается, что родители приучают собственных детей к покорности судьбы.

Выученная беспомощность и дети с ОВЗ

В последние годы в России значительное внимание уделяется проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Как недостаток внимания, так и гиперопека, характерная для семей, воспитывающих детей-инвалидов, способствует формированию у них зависимости, безответственности и, в конечном счете, психологической беспомощности перед жизненными трудностями.

И, как показывает практика, дети-инвалиды часто используют беспомощность как средство манипуляции, прежде всего своими родителями, сами не понимая, насколько данное поведение ухудшает их  психическое здоровье, а закрепляясь, превращает их в зависимых и пассивных.

Вельгельм Райх
Вельгельм Райх

Согласно мнению австрийского и американского психолога, одного из основоположников американской школы психоанализа Вильгельма Райха, беспомощность формируется у человека в случае, если был закрыт путь к нормальной жизнедеятельности. А ведь многим детям ОВЗ социум закрывает путь к нормальной жизнедеятельности. Как итог — формируется беспомощность и проникнутая чувством вины зависимость от родителей и социальных льгот общества. Переживание беспомощности связано со многими эмоциями — страхом, застенчивостью, страданиями, ненавистью, злостью, виной, тревогой и прочим.

Эрик Эриксон
Эрик Эриксон

Психолог в сфере психологии развития и психоаналитик Эрик Хомбургер Эриксон известен, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина кризис идентичности. Он считает, что большинство этих негативных эмоций приводят к появлению острого ощущения неудачи, поражения и восприятию себя как беспомощного. Психологическая беспомощность становится причиной неспособности к адаптации, к нарушению основных правил социума, действующих в тех или иных условиях (на работе, в школе, в семье, в государственном учреждении, в любом объединении). И преодолеть их очень сложно.

Феномен психологической беспомощности у детей-инвалидов, как и обычных детей, проявляется в форме депрессии, апатии, «ухода в болезнь», внешней агрессии.

Эрих Фромм
Эрих Фромм

По мнению  философа и социального психолога Эриха Фромма, люди, имеющие склонность навлекать на себя болезни, на самом деле хотят быть слабыми и бессильными, избегая таким образом личной свободы и персональной ответственности. Беспомощные находятся на иждивении не только у тех, кто может предоставить им знания или помощь, но и вообще у людей, способных их поддержать.

Проблема любви у беспомощных людей сводится к проблеме быть любимым, а не любить самому.

В итоге можно прийти к выводу, что без изменения системы отношений личности, без формирования активной жизненной позиции, самостоятельности, ответственности, индивидуальности невозможно преодолеть выученную беспомощность, затрудняющую адаптацию детей-инвалидов.

Стоит ли бороться с выученной беспомощностью?

Теперь предлагаю задуматься, стоит ли бороться с этой болезнью? Может, оставим все как есть? Согласитесь, многие из нас живут с этим синдромом, воспитали и воспитывают детей своих и чужих! Всегда ли найдется тот, кто наставит на путь истинный?

Вот и получается ситуация, как в анекдоте: «Вопрос понятен. Проблема в чем?» А вот в чем…

Начнем с того, что синдром выученной беспомощности проявляется у людей в виде:

  1. Псевдоактивности (суетливая активность, не приводящая к реальным результатам);
  2. Отказа от деятельности (пассивность, апатия);
  3. Ступора (заторможенность);
  4. Деструктивного поведения (в том числе, агрессия, направленная на себя);
  5. Смещения на псевдоцели (в том числе различные девиации)

Теперь включим фантазию и представим мир, в котором ни одно живое существо на планете не учится, а готово на любое возникшее препятствие отвечать лишь усилением стараний. То есть планета этаких любителей «пробивать» стены своим лбом, толочь воду в ступе, объять необъятное и подобных.

Узнаете современную Россию?

Герт Хофстеде
Герт Хофстеде

Нидерландский социолог Герт Хофстеде впервые ввел термин «дистанция власти». Речь идет о том, насколько высоко мы ставим над собой каждого представителя власти, насколько мы склонны подчиняться власти и обожествлять ее.

Так вот, по показателю «дистанция власти» Россию опережают только страны с актуальными монархическими принципами управления. Основные участники любых наших взаимоотношений до сих пор — царь и раб. И проявляется это от семьи и школы до Думы, правительства и администрации президента…

Именно выученная беспомощность не позволяет нам открывать нужные двери, оставляет за нами шлейф не сделанных попыток, нерешенных проблем и мечту, к которой мы даже не дерзнули приблизиться.


По показателю «дистанция власти» Россию опережают только страны с актуальными монархическими принципами управления. Основные участники любых наших взаимоотношений до сих пор — царь и раб.


Как бороться с выученной беспомощностью?

В дальнейшем эксперименты Селигмана были посвящены поиску путей преодоления выученной беспомощности. Например, он начал учить собак выпрыгивать из ящика, несмотря на сопротивление животных. Через некоторое время они стали самостоятельно перепрыгивать перегородку. Выученная беспомощность была преодолена.


Селигман предложил вариант, как избавится от синдрома выученной беспомощности по схеме переосмысления опыта и перестройки восприятия. Он получил название «ABCDE».

A – Adversity, симптом, который нужно изменить. Осознайте неприятную ситуацию, которая вызывает нежелательные мысли и чувство беспомощности.

– Belief, убеждение. Сформулируйте интерпретацию события.

C — Consequence, последствия. Какие эффекты были результатом?

D – Disputation, диспут, новое прочтение. Найдите доводы, разрушающие негативные убеждения, осознанные в предыдущих пунктах.

E – Energizing, активизация. Какие чувства и действия вызвали новые доводы и полезные мысли?

При использовании этой схемы необходимо помнить, что очень важно концентрироваться на желаемых результатах, важнее, чем искать причины случившегося или оправдания.


Вадим Ротенберг
Вадим Ротенберг

Психофизиологи В.С. Ротенберг и В.В. Аршавский считают, что не всегда люди могут быть уверены в положительном результате своей деятельности, именно потому, что поисковому поведению напрямую противостоит выученная беспомощность.

Как вылечить выученную беспомощность у ребенка?

Основным способом преодоления выученной беспомощности у дошкольников является формирование оптимистичного жизненного настроя, желания заниматься различными видами деятельности. Для детей важно получение разнообразного жизненного опыта, в том числе опыта преодоления неудач и успешного поведения.

Как мотивировать детей на успех? Как учить преодолевать трудности? Одна из главных ошибок, которую делают взрослые — это сравнение детей друг с другом и демонстрация личного опыта.

Взрослые используют такие выражения как: «посмотри, Саша уже умеет делать это упражнение», «я тоже не умел прыгать, а потом научился» и подобные. В итоге дети начинали чувствовать себя не успешными, у них развивался пессимистичный настрой. Ребенок начинает сравнивать себя с тем, кто уже что-то умеет, и ему кажется, что он никогда не научится делать все так же хорошо.

Поэтому при занятиях с ребенком, например, физической культурной, стоит соблюдать принцип: «Нет неправильных движений. Главное — делать!»

Тем самым удается избежать неравного сравнения. Можно сравнивать ребенка только с ним самим, каким был в прошлом.

Американский психолог  Кэрол Двек выявила, что дети, которые имели признаки выученной беспомощности, объясняли свои успехи наличием способностей, а не затраченными усилиями. Дети отказывались от заданий, если присутствовали раздражающие факторы (например, экспериментатор, при котором они постоянно терпели провал), даже если ранее они с лёгкостью справлялись с этими задачами (в присутствии экспериментатора, при котором они постоянно добивались успеха).

Поскольку выученную беспомощность гораздо легче предупредить, чем лечить, при занятиях с ребенком надо показывать ему возможности контроля над внешней средой, предоставлять синхронную и разнообразную обратную связь: разную в ответ на разные его действия.

Что касается детей с ограниченными возможностями здоровья, им в этом вопросе могут помочь профессионалы. Крайне полезны будут занятия адаптивной физкультурой и арт-терапия с опытными педагогами. Такие занятия помогают детям-инвалидам по-настоящему жить, узнавать себя, «выбраться из запертой клетки» в социум. На занятиях происходит формирование личности, познание себя и своего окружения, радости движения и творчества. Ребенок начинает чувствовать себя частичкой целой системы, начинает понимать, что он не один такой, что есть дети, находящиеся в похожем положении, учиться взаимодействовать с ними, дружить, работать в команде, ощущать вкус победы или поражения.

Если сложно вылечить сейчас всех взрослых, «зараженных» выученной беспомощностью (а таких очень много), то стоит помочь хотя бы детям. И, может быть, следующее поколение россиян наконец-то будет способно на реальный прорыв.

Андрей Андреев,
юрист общественной организации «Вектор»
автора проекта «Помочь не таким как все» 

Читайте также:

О патриотизме, Барбашёве и профилактике подростковой преступности. Колонка Андрея Андреева


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *