Высокая миссия сотворения личности

Благородна и ответственна миссия учителя. Никакая другая профессия не имеет такого важного общественного предназначения, и ни к одной из них не предъявляется столь высоких требований. 

И особенно велики эти требования к учителям словесности. Учитель русского языка и литературы — это не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке, его духовно-нравственного воспитания. Это не работа, а именно миссия. Сегодня, когда бескорыстия, милосердия, доброты стало недоставать, возрождение духовности и нравственности является серьезной проблемой, от которой зависит будущее страны.

«Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне»

С внедрением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения главной целью становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика. Развитие его мышления, коммуникативности, толерантности, способности принимать решения, быстро ориентироваться в информационных потоках. Важно научить детей осознавать язык как основное средство общения и явление национальной культуры; формировать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию.

Но сегодня есть немало проблем на пути решения этой задачи. Внедрение ЕГЭ и исчезновение на значительное время такой формы аттестации, как написание сочинения, привело к механистическим формам изучения русского языка, существенному уменьшению лексического потенциала школьников и студентов. Вскрылись и такие недостатки в преподавании языка, как перегруженность учебников иностранными словами (греческими, латинскими). Фактически учебники русского языка во многом написаны не на русском языке! Идет сокращение часов гуманитарных наук за счет точных. Как писал Евтушенко, «что-то физики в почете, что-то лирики в загоне»…

Повышать роль русской словесности

Серьезное внимание этим проблемам было уделено на Всероссийском съезде учителей и преподавателей русского языка и литературы, проходившем 5—7 ноября 2019 года в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова. Предметом дискуссии стали вопросы преподавания русского языка в разных аспектах, образ будущего учителя России, его высокая миссия, воспитание и развитие литературной памяти как залог национально-культурного единства России, изучение русской литературы в школе и вузе.

Выступая на съезде, ректор Московского университета академик Виктор Садовничий подчеркнул, что образование — это та сфера, которая едва ли не в самой большей степени испытывает влияние происходящих вокруг нас изменений, отличающихся большой скоростью. Одно из них — цифровизация, в условиях которой часто нивелируется ценность грамотного письма. Умение наилучшим образом выражать собственные мысли и чувства, осмыслить прочитанное или услышанное нужно сегодня как никогда. Воспитать это умение можно, лишь прививая молодежи интерес к русской классике, к филологии, которую Н. В. Гоголь называл «любословием».


12 декабря 2018 года на II съезде новосибирской региональной общественной организации по сохранению и развитию русского языка «Общество русской словесности» ИД «Сибирское слово» выступил с инициативой учредить специальный почетный знак «Педагог российской словесности»


Участники съезда внесли множество предложений, направленных на возрождение любви и уважения к русскому языку. По мнению педагогов, необходимо повысить роль русской словесности в духовно-нравственном воспитании школьников и студентов, вовлекая их в мир русского слова через исследовательские проекты. В программе повышения квалификации педагогов важно уделить особое внимание этическому кодексу учителя, разработать междисциплинарную комплексную программу преподавания словесности с использованием инновационных методик. Целесообразно создать экспертный совет по оценке качества электронных ресурсов по русскому языку и литературе. Необходимо разработать механизмы независимого апробирования новых учебных изданий перед их включением в федеральный перечень учебников. Утвердить новую версию школьных стандартов — о содержании предметов, базовом списке произведений, обязательных для изучения по литературе.

Нет на земле ответственней призванья…

А что думают об особой миссии учителя русского языка и литературы новосибирские педагоги?

Ольга Волкова, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Аэрокосмического лицея им. И. В. Кондратюка, отличник народного просвещения:
— Мир вокруг нас стремительно меняется, и язык меняется вместе с ним. Современная языковая ситуация характеризуется тем, что отсутствие нормы становится нормой, стираются стилевые границы в устной и письменной речи. Заимствования, жаргонизмы, брань засорили не только разговорный стиль, но и звучат со сцены, выдаются за средства выразительности в публицистической речи, навязчиво проникают в наше сознание через многочисленные рекламные соблазны. И когда возникают наши извечные вопросы — «кто виноват» и «что делать», указующий перст общественного мнения привычно обращается в сторону школы и учителей. Несомненно, роль школы и учителя в формировании языковой культуры и сохранении «нашего достояния» велика. Но ответственность за язык и вина за его искажение лежит на каждом носителе «великого и могучего». Изучать и соблюдать языковые нормы, разумно использовать заимствования, избегать брани способны все. А если становится «мучительно больно» из-за надругательства над языком, стоит приникать к живому, очищающему источнику — русской литературе. К сожалению, не только в обывательской среде, но и в профессиональной периодически навязывается мнение о том, что изучая классическую литературу в школе, мы готовим детей к «позавчерашнему миру». От подобной логики поборников актуальности становится страшно. Неужели в «послезавтрашнем» времени люди не будут любить, страдать, болеть так, как любили, страдали, умирали герои Пушкина, Тургенева, Толстого?

Миссия учителя литературы как раз и состоит в том, чтобы читающие и не читающие дети почувствовали своими современниками героев, размышляющих о своем земном предназначении и в прошлом веке, и в нынешнем, и в будущем. Осуществлять это возможно, в том числе, и благодаря образной, выразительной, нормативной речи учителя родного языка.

P.S. В Аэрокосмическом лицее сохраняется экзамен по литературе (в устной и письменной форме) в качестве переводного из десятого класса в одиннадцатый.

Ксения Бороздина, преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж NO 2»:

Мы живем в уникальное время, к счастью или к сожалению. Никогда ранее общество не развивалось так стремительно: технический прогресс, развитие науки и культ потребления. Современный человек постоянно занят собой, удовлетворением своих потребностей, очень мало времени остается на то, чтобы задуматься о состоянии своей души, задать себе простой вопрос: а хороший ли я человек? И честно на него ответить… Что уж говорить о воспитании детей. Часто современные дети предоставлены сами себе и большое количество времени проводят за компьютером. В результате совершенно не любят читать. Таким образом, работа учителя литературы как никогда становится актуальной.

Задача словесника, на мой взгляд, одна из сложнейших в образовании. Хороший учитель литературы должен стремиться к тому, чтобы обучающийся не просто механически прочитывал заданный ему текст, а умел осознавать прочитанное. Если у учащегося будет сформирована способность понимать литературный текст, то появится и любовь к чтению. Интересы такого ребенка, скорее всего, не ограничатся школьной программой, круг чтения пополнится и другими произведениями.

Книга современным человеком часто воспринимается как развлечение, а зря. Книга в первую очередь — это кладезь знаний и нравственных законов. Что касается нравственности, здесь разговор особый. Как говорилось выше, современное общество ориентировано на потребление, и часто молодые люди забывают о вечных ценностях: о доброте, милосердии, чести, сострадании и о многом другом. Что как не литература поможет вспомнить о них. И здесь главную роль играет учитель. Ведь именно от него зависит, как пройдет урок, на что будут сделаны акценты.

Учитель-словесник несет особую миссию — это сохранение и преумножение лучших человеческих качеств в душе молодого поколения. Наша задача — научить детей не просто читать книги, а получать от этого удовольствие, а главное — извлекать жизненные уроки.

Ольга Квасова, учитель русского языка и литературы ЧОУ «Православная гимназия во имя святого равноапостольного князя Владимира»:

— Словосочетание «миссия учителя» сейчас на слуху. Два миллиона результатов выдает Яндекс на искомое словосочетание. Проекты, статьи, эссе. И я в эту копилку добавлю.

Словарь С. И. Ожегова, открытый по привычке первым делом, гласит: «Миссия, -и, ж. 1. Ответственное задание, роль, поручение». Дальше идут второе, третье, четвертое значения, но первое — самое подходящее. Рассуждаем дальше. Задание и поручение, слишком ограничены по времени, носят «разовый» характер. Остается второе, ближайшее по смыслу. Роль. Но, если вслушаться, «играть роль учителя» звучит странно и совсем не вдохновляюще. Душа другого слова просит.
На одном молодежном форуме, в лекции по социальному направлению, довелось мне услышать вот такую градационную цепочку: волонтерство — миссия — социальное служение. Вершиной называлось служение, как самое сложное и масштабное, удел избранных. И снова Ожегов: «Служение, -я, ср. (книжн. высок.). Работа, труд во имя чего-н., на благо кого-чего-н.». Действительно, само слово ассоциируется с чем-то высоким, торжественным. Но не слишком ли размыто, абстрактно, старо для XXI века? Да и недостижимо, наверное.

Есть еще слово «призвание», которое у того же автора определяется как «жизненное дело, назначение» (интересно, что поисковая система выдала на запрос «Учитель — это призвание» всего 1 миллион результатов). Воспринимается посовременнее, слуху привычнее, давно с этим словом живем. Давно выучили, что учитель — призвание, а не профессия. И, к слову, не работа. В ответ на вопрос по телефону «Ты где?» как-то не отвечается: «На работе», а только «В гимназии». Почтительно, с благодарностью.

Итак, призвание или служение? Давайте сравним глаголы, от которых образованы существительные. Между «призвать» и «служить» разница очевидна, но для более глубокого понимания обратимся к словарю. Первое слово определяется как «Позвать, пригласить, потребовать явиться или делать что-н.», второе — «Делать что-н., для кого, чего-н., выполняя чью-то волю, приказания, работать на пользу чего-н. (высок.)». Приносить пользу обществу — вполне достойная цель любого гражданина страны. Правда, тут приходит в голову скомпрометированное в сфере образования слова «услуга», но «служить» и «обслуживать» — конечно, не одно и то же.

А теперь обратимся к слову, обозначающему субъект действия. Как назовем мы его — учителем или педагогом? В чем разница? Вспомним, кого называли педагогом в эпоху античности. «Педагог в Древней Греции (др.-греч. παιδαγωγός, «ведущий ребёнка») — раб, уходу которого в афинских семействах поручались мальчики с семилетнего возраста. В обязанности педагога входила охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей, а до поступления мальчика в школу — и элементарное обучение грамоте», — читаем в статье Википедии.

Но образование, как известно, включает в себя две составляющих — воспитание и обучение, причем именно в таком порядке. Личность ребенка — это, прежде всего, человек с его внутренним миром; личностные результаты в образовательных программах по ФГОСу стоят на первом месте, а уж после — метапредметные и предметные, то есть непосредственно связанные с обучением. Вот и выходит, что приоритет все-таки отдается воспитанию, несмотря на появление «страшилок» в виде ОГЭ, ЕГЭ и ВПР, а с прошлого года — еще и ИС (итоговое собеседование). Учитель учит, или образовывает детей, то есть воспитывает и обучает.

Если главной целью учительства является воспитание, значит, надо вооружиться, и как можно скорее, главным средством достижения этой цели — стать примером для своих воспитанников. Как же им стать, то есть как стать почти идеальным? Надо начать служить. «Детям, что ли?» — слышится резонный вопрос. И детям, и их родителям, и любому человеку, который оказался рядом с нами.

Для того чтобы моя мысль стала понятнее, вернусь к словосочетанию «социальное служение». Вот как просто объяснил это весьма сложное явление человеческой жизни известный в социальной сфере публицист, писатель, специалист по социальному сиротству А. С. Гезалов (привожу не дословно): служение — это совсем не так трудно, как кажется. Поздоровался с незнакомым человеком в лифте, улыбнулся печальной бабушке на остановке — вот и послужил. Доброжелательность войдет в привычку, человек окрепнет и тогда сможет «учить» душевному теплу других людей, приносить самую главную пользу.

Искренне желать добра в наше непростое время — уже немало. Начнем с этого!

Александра Попова

 


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *