Выйдут ли творческие союзы из анабиоза?

Александр Верин на встрече со студентами в Президентской Академии государственной службы в Москве (РАНХиГС)

Александр Верин на встрече со студентами в Президентской Академии государственной службы в Москве (РАНХиГС)

«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку», — писал Константин Паустовский. С помощью слова можно окрылить человека, подарить ему надежду или навеять грусть, вселить разочарование, унизить… Даже невозможно до конца осознать, каким удивительным инструментом выражения наших мыслей и настроения мы обладаем!

К сожалению, сегодня для русского языка — такого богатого и красивого! — настало трудное время. Излюбленные словечки подростков: «хай», «блин», «короче», «в лом», «в натуре», «типа», «колбаситься», «тусить» «агрыться», «хайпануть», «катать вату», «родаки»… В интернете, в социальных сетях в основе общения — свой «птичий» язык, основанный на сокращениях и аббревиатурах: «Прив», «спс», «нзч», «С ДР». А если слова и написаны полностью, то без знаков препинания, с намеренными орфографическими ошибками — «ржунимагу». В школьных сочинениях, где «мусора» заведомо быть не должно, — полная несуразица: «Кругом было тихо, как будто все вымерли… Какая красота!», «В комнате громко тикали солнечные часы», «Его глаза с нежностью смотрели друг на друга». С экранов телевизоров, по радио, со страниц газет идет вульгарная, грубая речь, а иногда и нецензурщина.

Конечно, как и все живое, русский язык не стоит на месте — он развивается. Одни слова выходят из употребления, другие приходят им на смену. Наверное, полностью не избавится наш язык и от иностранных слов: (например, в названиях профессий — «менеджер», «мерчендайзер»), всевозможных гаджетов («айфон», «айпад»), научных терминов и названий новых технологий. Но если в русском языке есть равнозначное слово, то употреблять иностранное — лишено здравого смысла и даже оскорбительно! Так и хочется вспомнить слова И. С. Тургенева: «Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранные слова. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

Моральная ответственность интеллектуальной элиты

Все мы — для кого русский язык дорог — несем ответственность за его чистоту, правильность, точность и выразительность. И, конечно же, немалую роль в борьбе за чистоту русского языка должны играть творческие союзы — Союз писателей России, Союз журналистов, Союз кинематографистов, Союз театральных деятелей. Интеллектуальная элита нашего общества. А вот играют ли они эту роль сегодня? Это большой вопрос. Моральная ответственность интеллектуальной элиты явно понизилась. Сколько писателей, журналистов объединяют региональные творческие союзы? Сто, двести, триста?! Если бы каждый писатель, публицист хотя бы раз пришел в школу и поговорил с ребятами о красоте русского языка — неформально, по душам, то, думается, это принесло бы свою пользу. Но сегодня таких литераторов единицы! А разве не мог бы Союз кинематографистов снять несколько пятиминутных фильмов про русский язык и раздать их по школам?! Понятно, что в постсоветское время государство отказалось поддерживать культурно-просветительскую деятельность творческих союзов писателей, журналистов, актеров. В результате в 90-х годах они свернули работу по пропаганде литературы и искусства. В новых экономических условиях творческие союзы занялись решением своих внутренних материальных проблем, их общественный авторитет значительно снизился. Но не пора ли им выйти из анабиоза?

Анатолий Шалин, председатель Новосибирского отделения Союза писателей России:
— Когда Россия после развала СССР попала фактически в колониальную зависимость от западного мира, конечно, с русским языком возникли серьезные проблемы. Юных «туземцев» ныне ориентируют с младенческого возраста на освоение английского, а в последние годы уже и китайского языка, а свой родной русский язык, древнейший и наиболее разработанный за многие тысячелетия язык планеты, уродуют англицизмами, канцелярскими убогими конструкциями, а порой и безграмотностью дикторов телевидения и редакторов газет. А также засилие рекламы на латинице, на английском, убогое преклонение перед всем западным, что началось еще очень давно, со времен Петра I, который стал насаждать все иноземное и игнорировать русское. Во всем этом просматривается четкая установка врагов России на уничтожение национальной самобытности страны, русского мира. И в конечном итоге, на уничтожение не только русского языка, но и его носителей.

Конечно, Союз писателей России по мере сил и возможностей ведет борьбу за чистоту русского языка (и просто за русский язык). Это и создание художественных текстов на русском нашими ведущими литераторами, и выступления перед школьниками, и беседы с читателями библиотек о родном языке, и борьба наших филологов за возвращение буквы «Ё» и многое другое.

К сожалению, не всегда это встречает понимание и поддержку со стороны государственных структур. Среди чиновников почему-то чаще большее внимание уделяется каким-то прозападным проектам, литераторам, ориентированным именно на западные ценности, а вот поддержка своего, отечественного, будь то литература русская или родной язык, практически отсутствует. Я усматриваю в этом некоторую недальновидность, которая может привести и к очередному развалу государства, и к уничтожению самих чиновников как ненужного уже балласта, отработавшего свое и выполнившего свою задачу.

Полагаю, что борьба за русский язык, за его чистоту — это и борьба за будущее России, за русский мир, русскую цивилизацию.

Сакральный мир русского Слова

Забота о сохранении русского языка для поэта, прозаика, исследователя истории, члена Союза писателей России, руководителя Новосибирской организации Союза литераторов России Александра Верина — дело наследственное: его мама Валентина Федоровна Кузьмина была не только одним из лучших школьных специалистов-филологов, но и активно защищала родную речь от дурных реформ 60-х.

В память о маме, которая с раннего детства ввела сына в бесконечно живой мир русского слова, а потом помогала ему постигать все сложности языка для журналистской и писательской работы, Александр Анатольевич и взялся за написание книги, рабочее название которой «Сакральный и материальный мир русского слова». Об этом — наше интервью.

— Александр, как пришла идея книги?
— В сентябре прошлого года мой колыванский земляк — заместитель президента-председателя правления банка ВТБ Валерий Лукьяненко организовал мое выступление в Президентской академии госслужбы в Москве (РАНХиГС) перед будущими журналистами. Валерий Васильевич издал мою книгу «Загадки бога Колывана. Неизвестные страницы освоения Сибири». А в ней есть раздел о происхождении имени Колывана и этимологии других старых слов. Как раз перед моей поездкой в столицу случился громкий всероссийский скандал: для поступивших на престижный факультет журналистики МГУ первокурсников устроили проверочный диктант. Так вот 82 процента из них, включая 15 тех, кто сдал ЕГЭ на 100 баллов, сделали в среднем по 24—25 ошибок на станицу. Это ли не катастрофа?! Этак скоро в России по-русски и говорить, и писать будет некому. А самое страшное, что новые поколения уже не понимают, не чувствуют смысла родных слов, потому что в школах вообще не рассказывают об их происхождении и нормах применения. К тому же сами ученые-этимологи в своих словарях часто несут несусветную околесицу. Вот я в лекции и рассказал ребятам, что исконно русские слова не только раскрывают суть вещей, но и формируют вокруг себя образный мир, мир живописный, звуковой и чувственный — этого во многих других мировых языках нет.

— В твоем стихотворении «Всему началом было слово» есть строки:
Галлизмы, американизмы 
Не замутят его родник.

Он в ткань свою вплести сумеет 
Всю неуклюжесть их причуд, 
И чужеземцы обрусеют 
И новый смысл приобретут.
Но сейчас повсюду только и слышишь сплошь иностранные слова. Не победят ли они наш язык?
— Отличие сегодняшнего момента от прошлых времен в том и состоит, что до этого иностранные слова входили в наш словарь постепенно и в небольшом количестве. И литераторы, которые формировали этот словарь, вводили их с умом и без спешки. Языку бытовому, который и «пережевывает» эти заимствования, хватало времени их осмыслить и «обрусить», перекроить в соответствии с нормами русского языка. А сегодня язык формирует не литератор, а юзер за компом или с мобилой. Нет отбора, нет критического восприятия иностранных слов даже по неблагозвучию. Ну, и приобретенная во времена Петра Алексеевича Романова привычка обезьянничать, выделиться в толпе «быдла» иностранным словцом — к месту и не месту.

— Как творческие союзы — журналистские, писательские — борются за чистоту родного языка?
— А они вообще за что-то борются? Я знаю только одного Жириновского, который постоянно об этом безобразии говорит. А своих коллег что-то не замечаю. Изредка, правда, поодиночке кто-то что-то скажет.

— Но ведь на государственном уровне наша власть постоянно выражает обеспокоенность положением дел?
— На то она и власть, чтобы говорить о патриотизме и скрепах. Но благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад. В 2013 году при Правительстве РФ был создан Совет по русскому языку, правда, в сентябре 2018 года он был упразднен, а его функции были переданы федеральному Министерству просвещения. Впору вспомнить пословицу «Пустили козла в огород» — доверили оберегать русский язык тем, кто как раз немало сил прикладывает, чтобы он деградировал и дальше. Есть такой же Совет при Президенте России, который был утвержден в 2014 году и провозгласил своей задачей «обеспечение развития, защиты и поддержки русского языка».

В ноябре Владимир Путин лично провел очередное его заседание. Что же предлагали научные светила президенту, о чем говорили представители академических структур, занимающиеся проблемами русского языка? Они предлагали издать новые толковые словари, в том числе электронные, новые правила орфографии (в мозгах горе-реформаторов опять витает идея эпохи Хрущева «пишу, как слышу»), вести мониторинги ситуации (как мертвому припарки), увеличить число телепередач на языках наиболее многочисленных народов РФ. Увы, все это — в чистом виде маниловщина, наив-ные фантазии, которые ничего не исправят. Нужны иные меры государственной защиты языка, а главное — возвращение духовного (это совсем не равно религиозному), а не материального начала в повседневную жизнь народа.

Владимир Путин назвал главную причину бедственного положения нашего языка: «Как только страна начинает развиваться, как только экономика начинает дышать, так сразу по-другому играют и наши завоевания в сфере культуры, образования, все сразу подтягивается к этому. Не будет этого — не будет интереса к языку, хоть тресни! Хоть у нас еще два-три Толстых появятся и четыре Пушкиных — будут переводить просто и всё. А если страна будет мощной, сильной, привлекательной, притягательной — будут учить русский язык».

У власти же сегодня, как мы все видим, противоположные цели: довести уровень образованности населения до плинтуса, чтобы легче его зомбировать. Что мы можем этому противопоставить? Учителя, писатели, филологи, простые граждане? Только одно: не быть жвачным бессловесным стадом. Самим быть образованными и учить грамоте детей, наплевав на все директивы Минобразования, — учить по Пушкину, Далю, Гоголю, Толстому, Есенину, Твардовскому…

— И Верину…
— Я уже это слышал от учителей в Ордынке. Наверное — да. Благо книги есть в каждом районе области.

— Кто победит в этой борьбе?
— Мы, если будем единым НА-Родом.

Александра Попова


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *