Владимир Ильич Ленин глазами современных россиян

Ленин в кино

В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина, споры о котором не утихают и сегодня. Кто он был: авантюрист-мечтатель, захвативший выпавшую из рук Временного правительства власть; диктатор, организовавший партию несгибаемых революционеров для захвата власти, или выдающийся теоретик революционного движения, создавший первое в мире социалистическое государство? 

Ещё живо старшее поколение, которое хорошо помнит, как в кабинете каждого чиновника висел обязательный портрет Ленина, а в шкафах на самом видном месте стояло собрание его сочинений. И сегодня мы «встречаемся» с Лениным в каждом городе, идя по улице Ленина и видя памятник Ленину. На географической карте современной России сохранился город Ульяновск, в Кемеровской области – Ленинск-Кузнецкий, в Московской области – Горки Ленинские. Жители Уфы до сих пор могут посетить «Парк имени В.И.Ленина», а жители Хабаровска – стадион имени В.И.Ленина. Наверняка каждый из Вас легко может вспомнить какое-то место в своём родном городе, связанное с его именем. Дискуссии о его роли в истории нашей страны оживляются каждый год в очередную годовщину Октябрьской революции 1917 года.

О том, каким видит Ленина современная Россия, рассказывает известный историк, главный редактор научно-исторического журнала «Сибирский Архив» доктор исторических наук Владислав Кокоулин.

— Насколько сильно изменилось наше представление о Ленине по сравнению с советскими временами?

Изменилось, и очень существенно. Вспомним, что в массовом сознании в советское время Ленин совмещал два образа: с одной стороны, великий вождь (несгибаемый революционер, гениальный стратег, теоретик революции, красноречивый оратор, список эпитетов можно продолжить), а, с другой, – как писал о нём Владимир Владимирович Маяковский, «самый простой» и «самый человечный человек».

К сожалению, серьёзного изучения наследия В.И.Ленина практически не было. Я могу назвать лишь несколько работ советского периода о его деятельности, которые не утратили своей научной ценности до сих пор. Всё остальное – догматизм, цитатничество и выхолащивание ленинских работ в угоду идеологическим штампам и политической конъюнктуре. Отличились на этой «ниве» и некоторые сотрудники Института истории СО РАН, которые работают там до сих пор. Правда, теперь они восхваляют уже других «героев» вроде «патриота» адмирала Колчака.

Наряду с научным и «идеологическим» существовало и «мифологическое измерение» Ленина, создаваемое средствами массовой культуры. Старшее поколение наверняка хорошо помнит три истории о детских годах Володи Ульянове: о яблочных очистках, которые он съел незаметно от матери, готовившей яблочный пирог; о том, как маленький Володя мужественно признался, что разбил графин; о козлёнке, которым он пугал своего младшего брата Дмитрия, чтобы «воспитать в нём бесстрашие». О том, каким предлагалось советским детям видеть Ленина, легко можно представить, прочитав сегодня рассказы «Кот Васька» и «Общество чистых тарелок».

Весьма популярной в советском искусстве была тема «Ленин на субботнике». Причём изобразительных вариаций было несколько: от революционно-трудового образа Ленина в гуще работающих на субботнике до реалистическо-фотографического «ведущего» или, наоборот, «замыкающего» в процессии несущих бревно.

Кинематографический Ленин советского периода – картавящий бодрячок, неугомонно хлопочущий о революции. Фильмы «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» достаточно регулярно показывали по советскому телевидению.

Ленин в Октябре

Отдельная тема – анекдоты. Наряду с Чапаевым и Штирлицем, анекдотический Ленин – это персонаж, попадавший в различные нелепые ситуации. Характерно, что ничего антисоветского в этих анекдотах не было. Ленин в анекдотах встречался с теми, с кем он «общался» в кинофильмах – Крупской, Дзержинским, Горьким и Свердловым. В брежневские времена становится популярной тема воскресения Ленина, который видит брежневский Советский Союз и отправляется в эмиграцию готовить новую революцию. Это был явный протест против маразматической тупости и загнивания брежневского режима.

Конечно, современное представление о Ленине – совершенно иное: другие книги, другие фильмы, а анекдоты и вовсе исчезли.

— Получается, что трансформация образа Ленина началась в 1990-е годы?

Не совсем так. Образ постоянно трансформировался весь советский период: Ленин 1920-х годов отличается от Ленина 1930-х годов (вспомним знаменитое «Сталин – это Ленин сегодня»), а последний – от Ленина 1950-х – 1960-х годов. Очередной мощный сдвиг в «ленинском мифе» произошёл не в 1990-е годы, а в период Перестройки.

Связано это было с тем, что в эти годы основным «врагом» и источником «страданий» советского народа был объявлен Сталин как организатор «массовых репрессий». А Ленин, соответственно, рассматривался как «антипод» Сталина. Вспомним, что в эти времена господствовало убеждение, что достаточно вернуться к «чистым ленинским истокам социализма» и все проблемы в стране будут решены. Конечно, в этот период началось издание сочинений Троцкого, Бухарина, Рыкова, Чаянова, Кондратьева, бурное обсуждение «ленинского завещания», но качественно новых научных работ о Ленине, к сожалению, так и не появилось.

В 1990-е годы произошло новое переформатирование мифа о Ленине. Его изображают уже «не пламенным революционером», а «безумным фанатиком», которому чуждо что-либо человеческое; «революция народных масс» превращается в «революцию маргиналов». Ленин становится «немецким шпионом», а Октябрьская революция трансформируется в «большевистский переворот», возрождая идеологический штамп конца 1917 года о «насильственном захвате власти большевиками». Самым ярким примером подобного переписывания истории революции и биографии Ленина стал учебник «История России с 1917 года до наших дней», выпущенный в НГУ. Два профессора университета, отождествив в учебнике «нацизм» с «коммунизмом», переписали под этот концепт всю советскую историю, изобразив в чёрных красках 70-летние «страдания советского народа» под «зловещей коммунистической диктатурой». На Ленина были перенесены все черты перестроечного мифологического диктатора Сталина. В итоге он стал своеобразным «Сталиным вчера», в равной с ним мере ответственный за все «злодеяния» и ГУЛаг.

— В последние годы о Ленине было снято много фильмов – и художественных, и документальных. Как трактуется в них его образ?

Ленин был полностью дегероизирован ещё в самом начале 1990-х годов. В 1992 году на экраны вышел фильм «Комедия строгого режима», в котором заключённые должны были к 100-летию Ленина поставить революционный спектакль. Фильм задумывался как пародия на позднесоветский официальный культ Ленина, атрибуты этого культа легко узнавались зрителями. Роль Ленина досталась заключённому из самых низов тюремного общества с характерной фамилией Зуев, которого посадили за бродяжничество, намекая тем самым, что у Ленина также не было ни дома, ни личности. Разучивая роль Ленина, Зуев постоянно повторяет штампы из советских анекдотов про Ленина: «Владимир Ильич, может колёсико на ночь?» – «Нет! Чаёк, батенька, только чаёк!». В другом месте он изображает Ленина тем самым картавым бодрячком, которого привык видеть советский кинозритель. Только теперь Ленин становится настоящим тираном: «Либо вы воздерживаетесь от высказывания ваших истинных взглядов, либо придётся вас поставить к стенке».

Заключённый Зуев в роли Ленина

В анекдотах о Ленине в 1990-е годы появляется неизвестная до этого тема о его взаимоотношениях с Инессой Арманд, а в документальных и художественных фильмах – хроническая болезнь головного мозга Ленина как причина его «патологической жестокости» и «непродуманности» его решений.

С начала 2000-х годов отношение к Ленину стало меняться под влиянием нескольких факторов. Во-первых, появился государственный заказ на «патриотизм» и «имперскую идею» при сохранении отрицательного отношения ко всему советскому. Во-вторых, возрастающей активностью партий коммунистического направления, возводящих свою «родословную» к РСДРП(б) и РКП(б), а свои идеи – к ленинизму. И, в-третьих, в связи с ощущением ухудшения социально-экономического положения в стране и нарастания социальной несправедливости возрождаются советско-ностальгические настроения.

Ленин в фильме «Телец»

Однако все эти три тенденции привели к тому, что образ Ленина распался на две несовместимые части. Официальная политика исторической памяти сосредоточилась на показе еврейских и калмыцких корней Ленина, немецких деньгах в Революции 1917 года и конспирологических мотивах в деятельности большевистских вождей. Достаточно посмотреть любые фильмы о Ленине последнего десятилетия («Ленин – красный император», «Демон революции», «Меморандум Парвуса», «Ленин. 150 лет» и другие), чтобы отчётливо увидеть все эти мотивы. Одновременно в массовом сознании нарастает образ Ленина как создателя такого государства, где были искоренены социальное неравенство, которое было второй сверхдержавой мира, на равных разговаривающей с США, где не было бедных, была доступная медицина и бесплатное образование. В итоге социологические опросы показывают следующую картину. Если в 2010 году в Ленине видели «больше хорошего» 30 процентов россиян, а «больше плохого» – 40 процентов, то в 2017 году эти оценки практически сравнялись – 37 и 36 процентов.

Ленин в фильме Демон революции-2

Ленин в фильме Демон революции

Но как бы то ни было, Ленин по-прежнему остаётся частью нашей повседневности. В отличие от Украины, где произошёл массовый снос памятников Ленину – «ленинопад», в современной России по-прежнему сохраняется более шести тысяч памятников из семи тысяч, существовавших в СССР. А некоторые памятники Ленину и вовсе «мирно» уживаются с новыми героями современной России. Самый яркий пример – памятник вождю мирового пролетариата практически напротив памятнику Сергию Радонежскому возле стен Троице-Сергиевой лавры. Конечно, памятники Ленину воспринимаются как символ истории нашей страны вообще, безотносительно к конкретному периоду, и каждый прочитывает в них свой смысл. И лучше эти памятники не трогать. Пока они остаются частью нашей повседневности, они не привлекают к себе особого внимания.

Читайте также:


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Заголовок статьи «мнение о Ленине современных россиян» и опрашивают идеологически ангажированного человека, замечательно.

    Ну, правда в том, что Российская Империя стремительно наращивала свой темп в экономике, то что пришли большевики и все стали образованными это ложь, ибо обязательное образование было ещё в Российскую Империю и процент неграмотных сокращался, пришли большевики и присвоили эту заслугу к себе. То что в СССР были бесплатные квартиры тоже ложь, никогда ничего бесплатным не бывает, все фиансируется из ваших налогов. Так что это не Великая Октябрьская революция, а государственный переворот, незаконная узурпация власти. Более того, большевистская диктатура не является обязательным условием для индустриализации, строительство больниц и т.д. Можно посмотреть на опыт стран где капитализм, как они развились в 20 веке из аграрных стран в страны первого мира (и Российская Империя тоже к этому стремилась)

    Я даже больше скажу, в СССР не в один из периодов не было никакого социализма ибо социализм по Марксу диктатура пролетариата при полу истлевшем государстве, это общественная собственность на средства производства, но в совке была государственная собственность на средства производства, а это мягко говоря не одно и тоже, общественная и государственная собственность, ну и диктатура пролетариата это когда у власти находятся бывшие дворяне и всякие уголовники типа Сталина? не один генсек не разу в жизни не его дети, не разу не работали на заводе, какая же это диктатура пролетариата? Это не социализм по Марксу уж точно, это что-то такое другое.
    Ну и в совке был не социализм а там был государственный капитализм.