«Хронический стресс»: Родители детей-инвалидов нуждаются в психологической поддержке

Занятия адаптивной физической культурой. Фото предоставлено Андреем Андреевым

Занятия адаптивной физической культурой. Фото предоставлено Андреем Андреевым

Как бороться с тяжелым стрессом и эмоциональным выгоранием у родителей детей с ОВЗ? Что делать, если не хватает сил на собственного ребенка? Как помогают семьям детей-инвалидов в Новосибирской области? Эти и другие вопросы обсудили на круглом столе чиновники и родительская общественность.

В Новосибирске прошел дистанционный круглый стол о проблемах интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и профилактике агрессии и эмоционального выгорания у их родителей. Во встрече приняли участие представители министерства труда и социального развития Новосибирской области, начальник управления социальной поддержки населения мэрии Новосибирска Марина Хрячкова, сотрудники комплексных центров социального обслуживания, а также родительская общественность, в том числе из Томска и  Красноярского края.

О том, как возникает проблема выгорания родителей, подробно рассказала старший преподаватель кафедры психиатрии, наркологии и клинической психологии Новосибирского государственного медицинского университета Ирина Пономаренко. «Заболевание ребенка нарушает привычный ритм жизни и может привести к дезадаптации всю семью, — сказала она. — Это взывает тяжелое стрессовое расстройство». По ее словам, родители в такой ситуации должны пережить четыре стадии: шок, отрицание, гнев и принятие. Беда в том, что самостоятельно справиться с такой новостью сложно, и многие «застревают» на одном из деструктивных этапов. А это, в свою очередь, мешает развитию ребенка.

При этом участники круглого стола отметили: важно, что родители часто сами не осознают, что переживают эмоциональное выгорание. В попытке помочь своему ребенку, они переутомляются сами и переутомляют малыша. Отказываются от собственных потребностей или замещают их потребностями ребенка. Из-за этого возникает истощение, тревога и в итоге забота перерождается в агрессию. Все это происходит подсознательно, поэтому важен вопрос: Как побудить родителя обратиться за помощью? Ведь зачастую они начинают бояться медицинских специалистов, в страхе не справиться с их рекомендациями, «подвести» себя и ребенка. А это способствует развитию депрессии.

Решение проблемы психологи видят в развитии эмоционального интеллекта у взрослых, а также преодолении отчужденности, отгороженности от мира, которую они ощущают. Для этого создаются специальные группы поддержки для родителей детей с ОВЗ. Но также важно создать для таких семей нормальные условия жизни.

Представитель Регионального отделения Всероссийской организации родителей детей инвалидов в Новосибирской области Лариса Пискарева предложила сразу несколько идей, как можно помочь семьям с детьми-инвалидами, чтобы не доводить до появления реальных психологических проблем:

1) Включить психологов в штаты родильных домов для подготовки матерей и отцов к информации о возможных проблемах со здравьем у новорожденного;

2) Подготовить доступную информацию по реабилитации детей-инвалидов, положенным мерам поддержки и необходимому медицинскому обслуживанию, чтобы семья могла незамедлительно ими воспользоваться (в виде буклетов и сайтов);

3) Создать горячий телефон для поддержки родителей детей инвалидов;

4) Ввести в школах и детских садах «Уроки добра» для обучения правильному принятию особенных людей;

5) Разместить в поликлиниках региона таблички «Дети с инвалидностью принимаются вне очереди»;

6) Предоставлять матерям в детских больницах отдельные кровати и питание;

7) Создать смены для детей с инвалидностью в детских лагерях;

8) Организовать занятия по профессиональной ориентации для подростков с инвалидностью.круглы

Часть из этих предложений сразу была услышана представителями власти и взята на вооружение.

Так, начальник отдела по делам семьи министерства труда и социального развития Новосибирской области Ирина Раратюк отметила, что информация о возможной поддержке действительно не всегда доходит до родителей. В частности потому, что власти работают только с теми семьями, которые обращаются за поддержкой. И даже не всегда известно, в каких семьях воспитываются дети-инвалиды – ведь далеко не все встают на учет как положено. Поэтому буклеты с необходимой информацией действительно стоит размещать и в роддомах и в поликлиниках.

Главный внештатный детский специалист-психиатр министерства здравоохранения Новосибирской области Валентина Макашева поддержала предложение по размещению в поликлиниках табличек об обслуживании инвалидов вне очереди. Даже такой небольшой шаг поможет матерям особых детей «не сойти с ума» во время лечения ребенка.

Также она отметила, что в поликлиниках планируется ввести дополнительных штатных психологов, но только для помощи детям. Поддержка родителей не предусмотрена. Такая помощь может осуществляться только общественными организациями, в том числе на базе учреждений здравоохранения.

Кстати, в Новосибирске действительно реализуется несколько начинаний, направленных на социализацию и адаптацию детей с ОВЗ и их родителей. Так, общественная организация «Вектор» ведет проект «Я, как ВСЕ!» (при поддержке Фонда президентских грантов). Его особенность в том, что вся семья может заниматься вместе. Это позволяет укрепить детско-родительские отношения и помочь в борьбе с агрессией у взрослых, преодолеть стресс и эмоциональное выгорание.

Представители городского центра социальной помощи семье и детям «Рассвет» рассказали, что многие предложения общественников уже частично реализованы в этом центре. Там используется семейноцентрированный подход: работа вдается и с ребенком и с его родителями.

В частности, организована группа «передышки» для родителей. Они могут оставить ребенка с ОВЗ на несколько часов со специалистами по реабилитации, а в это время сделать свои дела или просто отдохнуть. Также реализована модель перманентного сопровождения семьи: дети-инвалиды сопровождаются с рождения и до достижения совершеннолетия – постоянно. Также в Новосибирской области есть учреждения, предоставляющие возможность оставить совсем тяжелых детей на целый день или разместить их в группы временного пребывания на базе интерната.

Хороший результат показал такой сервис как «Школа для родителей особых детей». Это психолого-педагогическая площадка для помощи, консультации и сопровождения родителей. На ее базе также собираются родительские группы взаимопомощи. Но чтобы действительно решить проблему, проектов нужно гораздо больше. И такие круглые столы – первый шаг к этому.

«Мы увидели друг друга, увидели, сколько неравнодушных, адекватных людей, с которыми можно работать, — поделился впечатлениями от мероприятия юрист общественной организации «Вектор» Андрей Андреев. — Мы объединились. И наша вера в то, что можно что-то изменить, укрепилась».

Помощник Уполномоченного по правам ребенка в Новосибирской области Юлия Близнюк назвала прошедший круглый стол очень информативным. «Вопросы детей с ОВЗ очень актуальные, многие родители плохо информированы о социальных мерах поддержки, о реабилитационных центрах, — прокомментировала она. – Такие круглые столы, если проводить их онлайн, были бы полезны и для родителей, и для представителей общественных организаций».

В завершении мероприятия Ирина Раратюк пообещала, что такие встречи между чиновниками, общественниками и родителями станут регулярными.

ЧС-ИНФО — информационный партнер мероприятия. Главный редактор сайта Марина Вдовик выступала модератором со стороны родительской общественности. 

Читайте также:


Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или обращайтесь по телефону +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и через социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.