Ниточка духовного и кровного родства. История многодетной семьи Киселевых

Семейный ансамбль Киселевых Любавичи

Семейный ансамбль Киселевых «Любавичи»

Самобытных людей, одаренных различными способностями, можно отыскать даже в самых отдаленных уголках нашей страны.

Дважды многодетный

Семью Ивана и Софии Киселевых — жителей алтайской глубинки — можно считать дважды многодетной. Судите сами — семеро детей! Валя, Вася, Света, Люба, Святослав, Пересвет и родившийся сразу же после Нового, 2017, года Велигор.

Только поженившись, молодожены рассудили: живешь на селе — должен иметь большую семью. Дети не только радость, но и помощники.

Глядя на колоритную, крепко скроенную фигуру, рыжую бороду Ивана, видишь в нем былинного героя, которому ничего не стоит горы свернуть, реки направить вспять, победить самого коварного врага. Ивану же — не до гор, рек и врагов, ему приходится каждый день решать житейские проблемы, которые куда прозаичнее сказочных. Одна и самая главная из них — воспитание детей.

— В повседневной круговерти, когда забот — выше крыши, не всегда есть время на сентиментальные размышления о смысле жизни, — рассуждает он. — Но однажды задумался. Дети стали подрастать, а я сижу, «шевелю мозгами»: а кто их будет воспитывать, если не я? Русские люди испокон веку жили в многодетности, и отец всегда отвечал за воспитание своих детей.

«Я не работаю, я тружусь»

Иван родился и до семнадцати лет прожил на Урале, в селе Верхняя Салда. Отсюда же ушел в армию. Два года спустя уволился в запас, вернулся домой — и что делать? Профессии-то нет! Первое, что пришло на ум, — стать сварщиком. Сварщик — профессия всегда востребованная, в меру денежная. От

Иван Киселев играет на многих инструментах
Иван Киселев играет на многих инструментах

учился — и махнул в Москву на заработки. Случай привел его в цех художественной ковки, там познакомился с замечательным кузнецом дядей Лешей, уже немолодым человеком, потом постоянно «стал ходить к нему чаек пить», наблюдал за его работой. Как легко, просто играючи, он управлялся с тяжелым молотком, щипцами и другими инструментами. Ивану нравилось, как он проворно вытаскивал из огнедышащего горна раскаленную докрасна заготовку, не суетясь, клал ее на наковальню и начинал бить по ней молотком. Искры, как новогодний салют, разлетались по сторонам. Вытворял такие чудеса, что глаз нельзя было оторвать.

Пробовал Иван и сам что-то выковать. Понравилось. Теперь он считает, что именно тогда в нем проснулись дедовские гены — тот в молодости тоже был кузнецом.

Ивану претит мысль о том, что каждый человек обязан где-то работать — на заводе, стройке, в больнице, офисе, магазине. Поэтому выбрал альтернативный вариант, смысл которого он видит так: «Я считаю, что я вообще не работаю, я все время отдыхаю в труде. Познаю мир через пчел и коров, через все, что меня окружает».

«Отдыхать в труде» помогает ему его верная спутница — жена София, которая, по утверждению Ивана, является хранителем семейного очага.

— Если детей оставить без присмотра — в квартире или где-либо еще, там через несколько часов будет разруха, — рассуждает Иван, — мужчина — это сила, женщина — это мягкость. Женщина приласкает, мужчина накажет. Если он не накажет, то это станет поводом для других проступков. В воспитании я использую свой накопленный детский опыт. Было и несправедливое наказание, а любое несправедливое наказание должно быть компенсировано. Если я незаслуженно наказал ребенка, я обязан перед всей семьей извиниться. Это не мягкость, нет, это справедливость, в этом-то вся суть. Если этого не сделать, то у ребенка на всю жизнь останется затаенная на тебя обида. Таких затаенных обид не должно быть.

Подарок от Заволокиных

Иван по натуре — открытый, бесхитростный, но, что точно — в некотором смысле и публичный. Эти качества он продемонстрировал на одном из Международных маланинских фестивалей «Играй, гармонь», ежегодно проходящих в Новосибирске, где дал мастер-класс по вопросам семейного воспитания детей. Главное в этом деле, считает Иван, — личный пример. «Как в армии командиры учат молодых солдат? Личным примером. Так и я», — признался он.

Ансамблю Любавичи с наградами фестиваля
Ансамбль «Любавичи» с наградами фестиваля

Иван уточняет: в семейном ансамбле заняты только трое старших детей. И добавляет: «Надеюсь, что и остальные ребятишки тоже заинтересуются музыкой». Сын Василий поет, хорошо играет на гармошке, балалайке и других инструментах. В ансамбле ему отведена ко всему прочему и роль барабанщика. Создавая ансамбль, Иван решил купить настоящий, заводской инструмент. Но даже самая доступная цена барабана — от 800 рублей — его не сильно вдохновила. «А что, дети, сделаем сами?», — обратился он к своей ораве. А в голове уже был план, из чего его можно соорудить. Вместо мембраны из настоящей кожи приспособили пленку, из которой делают жалюзи, для корпуса взяли обыкновенный крагис — склеили его на 20-литровой кастрюле, в ход пошли и бельевые веревки… Не стали Киселевы тратиться и на покупку некоторых народных инструментов, к примеру, жалеек. Их тоже своими руками вытачивают. Научились также ткать разноцветные пояса с красивыми узорами. Для этого Иван сконструировал специальный станок.
И теперь, когда Киселевы выходят на сцену, никто и не догадывается, что у этого семейного коллектива почти все музыкальные инструменты — самодельные. Больше того, ткачество различных по узорам поясов и изготовление некоторых музыкальных инструментов под заказ стало для Киселевых своего рода малым семейным бизнесом.

Но есть у сельских музыкантов инструмент, которым они особенно гордятся. Это именная гармошка, которую подарили им наши знаменитые земляки Заволокины на одном из фестивалей «Играй, гармонь».

Ленивый человек — пропащий человек

Рассуждая о собственном опыте воспитания детей, Иван Киселев заявляет, что в этом процессе не должно быть места лени. Ведь лень, убежден он, — самое последнее дело. Ленивый человек — пропащий человек. Вася, например, хотя он еще подросток, уже умеет штукатурить, опыта набирался на строительстве дома, который Киселевы возвели своими силами, хорошо управляется со скотиной. Иван убежден: любой деревенский мужчина должен быть мастером на все руки, иначе на селе не проживешь.

Дочерям тоже скучать некогда, помимо школы у них тоже немало забот: помочь маме по дому, приглядеть за младшими братьями. Старшая, Валя, — настоящая красавица: высокая, стройная, очень стеснительная. В семейном ансамбле играет на жалейке, тамбурине, ложках, исполняет русские народные песни. Младшую дочь, Свету, Иван ввел в состав ансамбля, когда ей только-только исполнилось шесть лет. Поначалу она очень задорно пела частушки, «немножечко так прикартавливала, что зрители падали с кресел, а сейчас поет так, что дух захватывает!».

Ансамбль «Любавичи» на сцене Дворца культуры Железнодорожников

«У нас нет графика репетиций — сели и сыграли. Дети уходят в школу, я один репетирую. Бывает так, что я раздаю партии, они их разучивают, а потом все вместе сели — бах, и песня получилась», — раскрывает секреты музыкального воспитания детей Иван Киселев.

— Отец в любой семье должен быть первопроходцем, хранителем жизненного опыта, который обязан передавать своим детям, — убежден многодетный Иван. — Почему мужчина должен понимать то же ткачество? Если, скажем, у жены сломался ткацкий станок или прялка, он же должен знать процесс — где, что и как? Должен! Вот я и стараюсь овладеть многими умениями, чтобы не бежать каждый раз с поклоном к соседу или к какому-то мастеру, чтобы они отремонтировали тебе не только прялку, но и ту же розетку. Постепенно эти знания я передаю своим детям по наследству, а они, надеюсь, передадут их своим. Так и не порвется ниточка духовного и кровного родства.

Вещий сон

Семейный ансамбль Киселевых называется «Любавичи». Необычное название родилось после мучительных поисков. Иван рассказал просто мистическую историю. Как-то ночью долго не мог уснуть, ворочался с боку на бок, а в голове назойливо крутилась мысль — как назвать коллектив? В какой-то момент в полудреме ему привиделся высокий и седой, с белой бородой, старец с посохом. А за ним — какое-то отражение в виде клина, конца и края которому не было видно. И тут он отчетливо понял, что отражение за этим старцем — его племя, его род. «И вдруг слышу такой раскатистый мощный голос старца: «Любавичи мы!». И посохом по земле как стукнет, и снова раскатисто — «Люба-ви-чи мы!», — пересказывает он свой сон.

Старец после этих слов неожиданно исчез, а на душе Ивана стало так спокойно, так легко и «воодушевленно», что он моментально провалился в глубокий сон. «А когда проснулся, будто какие-то оковы с меня упали: у-ф-ф! Точно, мы же Любавичи! Слово-то русское, корень его — любить».

Семейный ансамбль Киселевых уже не раз побеждал на различных конкурсах и фестивалях. Можно бы и «возгордиться, возомнить из себя непревзойденных профессионалов».

— Что вы! Мы не профессионалы, но золотой середине хотим всегда соответствовать, — прокомментировал он свои слова. — Чтобы стать профессионалом, нужно целыми днями заниматься музыкой, на это у нас просто нет времени. Других забот полно — огород, сенокос-покос, коровы, пчелы и так далее. А народная музыка, народная культура — это алмаз со многими гранями. Одна из них — воспитание детей, другая — народное творчество и так далее. Эти грани нужно постоянно оттачивать, остановился — нет роста, а любая остановка — топтание на месте. Когда я впервые приехал на маланинский фестиваль и увидел, как играют другие музыканты, у меня все внутри затрепетало: елки-палки, думал я, как бы самому научиться так играть! Приехал домой, руки чешутся, схватил гармошку и не выпускал ее несколько часов…

Все будет хорошо!

Помолчав с минуту, Иван дополнил свой рассказ: «Музыкой и гармошкой увлекся в 14 лет, я тогда догадывался, что медведь мне на ухо наступил, но позже произошел какой-то прорыв, я начал играть на гармошке, гитаре — и пошло-поехало, — признался он. — Культура народная меня всегда интересовала, дух русский, настроение русского человека. Даже если на душе плохо — надо взять гармонь, спеть песню — и все будет хорошо!»

Василий МАТВЕЮК
«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

P.S. Когда материал был готов к печати, мы узнали, что семья Киселевых переехала на новое место жительства. Так получилось. Но Иван говорит, что всегда будет помнить замечательных людей, живописную природу Алтая, подаривших ему и его семье восхитительные воспоминания. Не сомневаемся, что Киселевы оставили на алтайской земле яркий след.

Читайте также:

Поделиться:

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *