Рынок с корпоративным оскалом

Фото: ru.wingadvice.com

Малый и средний бизнес попадает  под гнёт крупных корпораций, которые заходят на региональные рынки. Этой озабоченностью с «ЧС» поделился директор Новосибирской компании «Системы информационной безопасности» Андрей Помешкин.

— В рамках развития концепции централизации системы управления национальной экономикой, когда реализуются федеральные программы и проекты, малый бизнес может остаться не у дел, — считает Андрей Помешкин. — Создаются условия, при которых малый региональный бизнес отодвигается от участия в федеральных проектах. Это можно понять, когда речь идёт о крупнейших инфраструктурных, глобальных проектах, с которыми действительно может справиться лишь большая госкорпорация. Но сейчас корпорации с московскими корнями, имеющие поддержку на уровне федеральной власти, идут в  региональные конкурсы и выбивают из них малые региональные предприятия.

Да, есть ряд требований, которые предписывают заказчику привлекать к конкурсам местные компании. Но с каждым днём таких торгов будет становиться всё меньше и меньше. Потому что наличие «правительственного» письма и серьёзного финансового давления на регионального заказчика говорит о том, что принимать волевые решения в пользу местного бизнеса будет всё сложнее и сложнее.

В качестве примера могу рассказать о том, как сейчас решаются вопросы  по обеспечению требований информационной  безопасности в медицине. Появился некий набор централизованных писем для больших корпораций, типа Ростеха и его «дочек», о том, что они могут участвовать в поставках и выполнении работ как единственный поставщик. Таким образом, они могут в обход сложившихся конкурсных процедур, описанных в федеральном законе, формировать свои кулуарные процедуры, при которых торги признаются несостоявшимися и многомиллионные заказы отдаются на откуп единому поставщику услуг по максимальной начальной цене.

В итоге получается, что любая крупная корпорация с московскими связями в любой момент может сказать, что, к примеру, вот этот национальный проект – мой, и всё, что касается этого проекта и его дальнейшего развития, делается моей компанией или уполномоченными на это фирмами, и больше никто в него со своим бизнесом заходить не будет. И по факту, госзаказчики в регионах при реализации проектов, скажем, в медицине или образовании будут вынуждены выбирать единого поставщика услуг, не привлекая при этом региональные  малые предприятия.

Кроме этого, крупные корпорации давно научились обходить и те законодательные ограничения, которые обязывают привлекать к исполнению контрактов 15-20 процентов предприятий из перечня субъектов малого предпринимательства. По факту, просто подключаются «дочки» консорциумов, которых у них — сотни. Эти дочерние фирмы являются субъектами малого предпринимательства со своим юридическим лицом. И они поглощают любую конкуренцию на торгах со стороны местного бизнеса, подписываясь на выполнение тех самых 15-20 процентов работ.

Схема примерно следующая. Представитель крупной госкорпорации заходит, к примеру, к губернатору и говорит: смотрите, у нас есть письмо, подписанное уважаемым имяреком из первой тройки правительства Российской Федерации, в котором говорится о том, что мы являемся единственным поставщиком в рамках определённого национального проекта. Соответственно, всё, что у вас в регионе проходит по этому нацпроекту, будьте добры, передайте нам. Губернатору как человеку системы, понятное дело, нет возможности сильно этому противостоять, и он совершенно спокойно даст рекомендации, которых от него ждут, в профильные министерства региона.

Наша компания работает на рынке далеко не первый год. И мы прекрасно видим эти тенденции. Получается, в ближней перспективе, что малому и среднему предпринимательству остаётся или пристроиться к какой-то крупной бизнес-структуре, что маловероятно для компании с региональными корнями, или заняться предоставлением услуг на уровне бытовых услуг, например, открывать барбершопы или уходить в частную торговлю. Серьёзное же дело, в сфере тех же IT-технологий, становится невозможным без главенствующего участия крупных корпораций.

Ещё один важнейший момент. Людям всё сложнее задерживаться в своём родном регионе, потому что не формируется соответствующая бизнес-прослойка, которая давала бы возможность нормального заработка. Потому что в результате перераспределения крупных заказов в пользу корпораций происходит вымывание квалифицированных кадров из регионов. Лучшие специалисты уезжают в Москву, и удержать их мы не можем. Крупные корпорации за счёт того, что забирают себе все крупные  госзаказы, могут предлагать людям большие зарплаты. И регионы остаются без кадрового потенциала. А ведь, по сути, развиваются регионы как раз за счёт малого предпринимательства.

Если ничего не изменить в организации торгов, то через два-три года малого и среднего бизнеса в стране практически не останется. Останутся такие компании как Ростех, Роснефть, со своими «дочками». И все крупнейшие проекты будут централизованно проходить через них.

 

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *