В тисках ГИСа? О тотальном биометрическом контроле грузоперевозчиков

С 1 января 2022 года грузоперевозчиков ждет тотальный биометрический контроль. Владимир Путин подписал Закон № 336-ФЗ от 2 июля 2021 года — федеральный закон коснется каждого ИП-шника, физлица и юрлица, который занимается грузоперевозками

С. Максимов

В соответствии с этим законом уже в 2021 году в России будет создана «государственная информационная система, обеспечивающая получение электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них, от операторов информационных систем электронных перевозочных документов, обработку, хранение таких документов и сведений, содержащихся в них, представление таких документов и сведений, содержащихся в них, органам государственной власти…»

Какова обоснованность новации, её практический смысл и своевременность данного закона? Этот вопрос мы задали Сергею Анатольевичу Максимову — Президенту «Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири».

— По моему мнению, задача, которую планируют решить с принятием этого закона, важная и должна решаться, но главный вопрос, конечно, — какой окажется нагрузка на бизнес и каким образом эта задача будет решаться на практике. Здесь есть некоторые вопросы, поскольку при использовании электронных перевозочных документов (а постепенно компании их уже внедряют и даже широко используют) иногда возникают эксцессы, когда те же самые сотрудники надзорных органов тормозят грузоперевозчиков на дорогах. Электронные перевозочные документы не принимаются в их первоначальном виде — их нужно дополнительно распечатать, заверить синей печатью, то есть, по сути, перевести в бумажный вид. То есть, система пока не отработана, и поэтому своевременность такого скорого одномоментного решения можно поставить под вопрос. Самым лучшим выходом я считаю, например, формат добровольного тестирования в течение одного календарного года — кто хочет, может присоединиться и проверить функциональность предложенной системы, кто хочет посмотреть на это со стороны, познакомиться с практическим опытом других компаний-грузоперевозчиков — пожалуйста. Таким образом, можно было бы понять, как это работает, понять и оценить возможные проблемы и риски, с этим связанные. Я убежден, что с принятием этой системы проблемы будут и вопросы будут возникать, поскольку пока к этому мы не готовы. Хочу сказать, что мы хотели поднять эту тему в рамках Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири, но столкнулись с тем, что обсуждать это компетентно, корректно, взвешенно возможности нет — система в целом не готова, нормативная база отсутствует. Да, в так называемый «переходный период» были запущены некоторые механизмы, связанные со штрафами, еще с чем-то, но, по сути, разворачивать эту систему, внедрять электронный документооборот начали только сейчас. Поэтому повторяю: я согласен, что систему нужно внедрять, но давайте год проведем в тестовом, так сказать, щадящем режиме, а штрафные санкции отложим на потом. Думаю, что и надзорным органам полезно было бы «обкатать» новую систему, решить, каким образом они в реальных обстоятельствах будут «видеть» электронные документы — на телефонах ли, будет ли это единая система, позволяющая оперативно, в режиме реального времени, видеть и оценивать всё необходимое. До сих пор это непонятно, а до наступления времени «Ч» — вступления в силу федерального закона — времени остаётся всё меньше.

— Есть еще один вопрос, который нельзя обойти вниманием: не перекроет ли этот закон «кислород» мелким перевозчикам, учитывая небольшие возможности их бизнеса, а также риск коррупционных поборов на дорогах со стороны, к примеру, нерадивых сотрудников ГИБДД (нет, скажем, биометрии, — плати)?

— Здесь надо разделять — индивидуальных предпринимателей это коснется несомненно. Но ведь у нас сложилась ситуация, что на дорогах у нас много так называемых «чёрных» или «серых» перевозчиков — человек берет груз, а на самом деле — у него нет никакого юрлица. То есть, он просто физическое лицо. По закону, он может перевозить какой-либо груз только для личных нужд. Однако, по факту, так сегодня работают многие даже из тех, кто выходит на рынок грузоперевозок. Здесь, конечно, возникает ситуация, когда есть понимание — с этим надо бороться. Поскольку люди, которые даже не зарегистрировали ИП, во-первых, не платят налоги — ни транспортный, ни НДФЛ (это прямой убыток для государства), не платят страховые взносы. Это минус. Во-вторых, это минус и для транспортных компаний — таким образом они «ломают» рынок грузоперевозок, они имеют возможность демпинговать в отличие от компаний, работающих «вбелую». Поэтому, с этой точки зрения, наличие электронных документов обелило бы рынок — что, кстати, ранее показал эффект от внедрения системы «Платон».

— Минтранс считает, что за счет внедрения цифровых технологий на рынке грузоперевозок и, соответственно, перехода на бездокументарный оборот к 2030 году Россия может в шесть раз увеличить скорость перемещения грузов. Реально ли это?

— Честно говоря, я в это не верю. Во всяком случае, что это будет так быстро. Вряд ли к 2030 году будет стопроцентно внедрен бездокументарный оборот. Но то, что будет достигнут высокий процент подключения компаний к этой системе, это вполне реально. И опять-таки: самый главный вопрос ведь в том, будут ли способны надзорные органы принимать документы и видеть их на трассе в электронном виде, если да, то это очень сильно сподвигнет на скорейшее внедрение системы. Могу привести пример таможни — она несколько лет как отказалась от «бумажных» таможенных деклараций. Значит, это может работать.

Один момент я хотел бы отметить отдельно. С внедрением системы предполагается серьезно увеличить количество документов. И это вызывает некие вопросы. Есть транспортная накладная, есть путевой лист — в принципе, этого достаточно.

— Как транспортные компании воспринимают данные поправки? Каковы их опасения, может быть, предложения или видение, как это может быть на практике, как скажется на них?

— Мы обсуждали это в своём профессиональном кругу, в том числе и на заседании Союза. У самих транспортников главный вопрос, как раз, — почему увеличилось количество документов и как будет работать эта электронная система. В принципе, они не против, но ясного понимания, в том числе и по штрафам, у них нет. Не приведет ли это к тому, что потребуется двойной документооборот — и «бумажный», и электронный. Зная, как часто у нас реализуются подобные решения на практике, опасения есть.

 

Беседовал Сергей ГОНТАРЕНКО

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *