Дело сибирского «Кулибина» продолжают в Америке

Лабораторная модель электромагнитной дороги, 1911-1913 гг. Б. Вейнберг на первом плане. (Фото из открытых источников)

Лабораторная модель электромагнитной дороги, 1911-1913 гг. Б. Вейнберг на первом плане. (Фото из открытых источников)

«Слышал, что в 2020 году известный бизнесмен Илон Маск продемонстрировал экспериментальный «вакуумный поезд», который разогнался до неимоверной скорости – больше тысячи километров в час. Но говорят, что первым эту идею предложил русский инженер из Сибири. Расскажите о нём и его проекте».

Савелий Кучерявый

Да, Илон Маск сделал ещё один шаг в освоении человечеством принципиально нового вида транспорта. Но ещё в начале ХХ века идею «вакуумного поезда» обосновал русский инженер профессор Томского технологического института Борис Вейнберг, который впервые предложил создать такую «железную дорогу», двигаясь по которой, «вагоны» будут удерживаться над землёй с помощью электромагнитных сил.

Для проведения эксперимента учёный в 1911 году построил в физической лаборатории Томского технологического института большую кольцеобразную модель электромагнитной «дороги», на которой в течение нескольких последующих лет он производил опыты.

Учёный настолько верил в реальность своей идеи, что много энергии и сил отдавал её популяризации. Так, весной 1914 года в Петербурге Вейнберг прочитал лекцию на тему «Движение без трения». Немного позже совершил турне по сибирским городам, выступая с лекциями, в Томске, Красноярске, Ачинске, Семипалатинске, Канске и Иркутске.

И всюду его ждал успех. Везде его слушали с огромным интересом и встречали рукоплесканием.

Целенаправленная реклама принесла свои результаты — весть об открытии сибирского учёного облетела весь мир. Сибирский «Кулибин» стал настолько популярным, что в 1914 году в Россию специально приехала группа документалистов из Америки, которая сняла фильм о нём и его изобретении. Кинокартина называлась «Сибирское чудо», а безрельсовый поезд создатели фильма назвали «сибирским магнитопланом».

Схемы "вагона" из публикаций Б. Вейнберга
Схемы «вагона» из публикаций Б. Вейнберга

Увы, претворению в жизнь столь оригинальной идеи помешала Первая мировая война. А потом, когда началась Великая Отечественная война, Вейнберг, будучи уже в Ленинграде, занимался исследованиями в области использования солнечной энергии, отказавшись от эвакуации.

К сожалению, в августе 1914 года началась Первая Мировая война, и большинство проектов, не применимых в военной сфере, на долгое время были положены под сукно. Тоже произошло и с изобретением Вейнберга.

В 1915 году его командируют в Америку, где он работает в течение двух лет в качестве приемщика военных заказов для артиллерии. После чего плотно заняться своим проектом безвоздушного электрического пути Вейнберг уже не сможет.

Впоследствии Вейнберг переедет в Ленинград, где будет заниматься исследованиями в области использования солнечной энергии. Во время начала Великой Отечественной войны он отказался от эвакуации, так как не хотел отрываться от своих научных работ.

Умер учёный от истощения во время блокады Ленинграда в возрасте 70 лет.

Поделиться:

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте, Фэйсбук и Одноклассники

Новости партнеров:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *