Как не допустить QR-локдауна в Новосибирске

Введение QR-кодов влияет на дестабилизацию в экономике практически так же, как и локдаун, поэтому господдержка предприятий, пострадавших от ковид-ограничений, должна быть адекватной. Об этом заявил в Новосибирске бизнес-омбудсмен России Борис Титов.

Бизнес-омбудсмен России Борис Титов намерен добиваться в правительстве страны конкретной помощи предприятиям во всех отраслях экономики в связи с введением ограничительных антиковидных мер. Об этом он завил на встрече с представителями малого бизнеса в Новосибирске. В город уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ Борис Титов приехал 16 ноября, чтобы обсудить проблемы развития малых предприятий в условиях ограничительных мер, введённых в стране и регионе из-за пандемии коронавирусной инфекции. Он сразу же заявил о необходимости адекватного подхода к введению запретительных мер.

На снимке: Борис Титов. Фото Павла Разуваева

— Нужно систематизировать ограничительные меры в стране, потому что сейчас в этом отношении — полный хаос, — констатировал Борис Титов. – И я понимаю, например, когда представители общепита говорят: почему QR-коды ввели только у нас? Ведь в стране никто не будет стимулирован прививаться, если только в рестораны не сможет ходить. Если уж мы говорим о программе стимулирования вакцинации (а я считаю, что это правильно, ведь мы живём в цивилизованном обществе), то она должна касаться абсолютного большинства людей и абсолютного большинства отраслей экономики. Поэтому и в транспорте, и вообще везде надо постепенно вводить QR- коды. Конечно, это будет оказывать негативное влияние на бизнес. Но здесь приходится выбирать: если мы хотим жить без коронавируса, то сейчас придётся себя в чём-то ограничить.

Президент межрегиональной ассоциации руководителей предприятий (МАРП), генеральный директор Сибирской юридической компании Сергей Карпекин считает, что в промышленности Новосибирской области уже научились жить и работать в условиях коронавирусной реальности.

— На предприятиях региона не допустили ни одной крупной вспышки заболевания, — подчёркивает Карпекин. – В напряжённых и жёстких условиях мы начинаем крутиться и бегать быстрее, и иногда у нас даже получается работать лучше. Так сложилось, что в Новосибирске нет мега-крупных компаний. В основном, работает средний бизнес. А помощь государства в связи с ковидными ограничениями направлена, в подавляющем большинстве случаев, на крупный и малый бизнес. Хотя и средний бизнес испытывает те же самые проблемы. Одна из самых актуальных на сегодня – рост цен на сырьевые материалы. Вот пример: стоимость ферросплавов и модификаторов для литейного производства в ноябре увеличилась на триста процентов. И это касается и других сырьевых ресурсов. Вторая проблема, которая сегодня нарастает, — кадровая. В промышленности системно усиливается дефицит квалицированных кадров. Что же касается малого бизнеса, то бездумное введение QR-кодов привело к тому, что в ресторанах и кафе выручка упала в два с половиной три раза. Когда их закрывали в локдаун – это было плохо, но это было понятно. Сейчас вроде бы и не запрещают работать, но система оказалась к этому не подготовлена: очень много людей, которые не могут получить QR-коды, не зарегистрированы на сайте Госуслуг, переболели без официального подтверждения ковида. Все эти люди не имеют возможности получить QR-коды, а рестораторы просто вынуждены подсчитывать убытки.

По словам Бориса Титова, уже разработаны предложения для правительства РФ о конкретных мерах поддержки для предпринимательства. Основываются они на том, чтобы приравнять оценку негативного влияния введения QR-кодов на бизнес к локдауну, когда предприятиям вообще запрещалось работать.

— Локдаун и QR-коды влияют на деятельность предприятий практически одинаково, – утверждает Титов. – Сегодня сильно проседает выручка у тех предприятий, которые обслуживают только клиентов с QR-кодами. Поэтому, конечно, меры поддержки для них должны быть, как при локдауне.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей уверен, что надо вспомнить опыт 2020 года, когда организациям, пострадавшим от ограничительных мер, выдавались кредиты под два процента годовых, которые можно было не возвращать при условии сохранения занятости сотрудников. Похожая схема действует и сейчас. Только кредиты предоставляют уже под три процента и заставляют их возвращать в любом случае. Причём, по информации Бориса Титова, всё больше предприятий, которые воспользовались такой помощью от государства, уже заявили, что вернуть взятые в кредит средства не в состоянии. К тому же, на мой взгляд, система QR-кодов в общепите ничего не даст, потому что в ресторанах заражаются всего лишь где-то 0,1 процента от всех заболевших. А вот проблемы для бизнеса такая система создаёт.

Сергей Карпекин указал и на ещё одну проблему, с которой предстоит столкнуться местному бизнесу в самое ближайшее время. По его информации, на период проведения в Новосибирске чемпионата мира по волейболу и молодёжного чемпионата мира по хоккею с шайбой для предприятий хотят ввести ценовые ограничения на предоставление услуг.

— Очень здорово, когда такие мероприятия, как чемпионат по волейболу и чемпионат по хоккею. Все прекрасно понимают, что это, в том числе, возможность предпринимателям заработать. Но у нас почему-то решили, что нужно этой возможности предпринимателей лишить, и, допустим, для отельеров хотят ввести существенные ограничения по стоимости проживания в гостиницах: ночь — не дороже трёх тысяч рублей.

Понятно, что Карпекин отошёл от основной темы встречи бизнес-омбудсмена с бизнес-сообществом Новосибирской области. Борис Титов ему об этом сказал, но в то же время заинтересовался предоставленной информацией, и есть надежда, что о реальных проблемах новосибирского бизнеса услышат в Москве. По данным регионального управления Росреестра, количество разорившихся физических лиц и индивидуальных предпринимателей в январе-сентябре 2021 года в Новосибирской области увеличилось на 80 процентов по сравнению с таким периодом прошлого года. По словам председателя попечительского совета НОО «ОПОРА РОССИИ» Игоря Салова, это – последствия хаотичных решений, которые принимались на правительственном уровне в самом начале пандемии.

— Сегодня уже надо говорить не о защите малого и среднего бизнеса, а ставить вопрос вообще о его сохранении, — уверен Игорь Салов. – Сейчас в структуре экономики России малый бизнес занимает пятнадцать процентов. В коммунистическом Китае – шестьдесят. Так что, судя по всему, мы с вами скоро будем говорить про малый бизнес, как про исчезающий вид.

Позицию Салова конкретными примерами поддержал генеральный директор ООО «Паритет Трио» Дмитрий Аксёнов, компания которого владеет такими распространёнными в Новосибирске предприятиями общественного питания, как столовые «Вилка Ложка». Он указал на то, что прибыль по общепиту упала из-за коронавирусных ограничений на 80 процентов.

— Я не знаю данных по вашей компании, но в целом для общепита 2021 год оказался очень хорошим: перекрыли экономические показатели 2019 года, — возразил Борис Титов.

— Сейчас введены QR-коды и начался массовый отток клиентов, — ответил на это Дмитрий Аксёнов. – Если это будет продолжаться, то предприятия придётся закрывать.

Владелец столовых «Вилка Ложка» предложил разработать программу по возмещению бизнес-потерь в связи с введением QR-кодирования. Титов на это привёл такой пример:

— Когда в первую волну пандемии проводился опрос предприятий, 70 процентов заявили, что при таких ограничительных мерах не выживут, но в итоге за 2020 год закрылись лишь два процента. Сейчас большое количество предпринимателей также заявляют, что если ограничения будут продлеваться, то они не выдержат и закроются. Но реально этого пока не видно. Считаю, что помощь государства бизнесу должна быть адекватной, нацеленной на то, чтобы сохранить предприятие. Сейчас мы работаем над тем, чтобы государственная поддержка оказывалась не только предприятиям, в отношении которых применяется локдаун, но учитывались и такие меры, как QR-коды.

Обостряются на фоне новых коронавирусных ограничений и прежние нерешённые проблемы малого предпринимательства. Об этом сообщила исполнительный директор НОО «ОПОРА РОССИИ» Наталия Кошелева. На время пандемии приостановлены распоряжения властей Новосибирска о сносе нестационарных торговых объектов, с владельцами которых не продлеваются договоры аренды земельных участков. Борису Титову уже приходилось вмешивать в спорт уличных торговцев с мэрией. Пока, из-за коронавируса, ситуация находится в подвешенном состоянии. А ведь речь идёт о судьбе двух с половиной тысяч торговых точек, рабочих местах для тысяч людей, подчеркнула Кошелева.

Бизнес-омбудсмен признал, что решить проблему нестационарных торговых объектов в Новосибирске сложно.

— Вопрос остаётся острым, — сказал Борис Титов. – И понятно, что перед чемпионатами мира по волейболу и по хоккею власти хотят освободить город от таких киосков. И нельзя их винить в желании сделать город красивым. Но при этом надо находить компромиссные решения. В Москве, например, компенсировали потери бизнеса при ликвидации нестационарных объектов. И 94 процента всех владельцев киосков сами снесли свои торговые точки, потому что им за это заплатили 55 тысяч за квадратный метр.

Исполнительный директор Новосибирского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Наталия Кошелева также обратила внимание Титова на то, что по информации объединения после отмены ЕНВД и перехода на УСН предприятий торговли и общепита налоговая нагрузка на них увеличилась в восемь раз.

— Очень многие регионы снизили ставки по упрощённой системе налогообложения для всех видов деятельности, — отметила Кошелева. – В мае мы довели до губернатора Новосибирской области предложение о снижении налоговой нагрузки на индивидуальных предпринимателей и малый бизнес. Губернатор дал поручение рассмотреть этот вопрос. Региональный Минфин – категорически возражает. Но я прошу помочь с рассмотрением этой проблемы, ведь снижение налоговой нагрузки благоприятно отразилось бы на инвестиционном климате нашего региона.

Поводя итог встречи с новосибирскими предпринимателями, Борис Титов пришёл к выводу, что ковидные ограничения в Новосибирской области начинают всё более негативно сказываться на развитии бизнеса. Но при этом он подчеркнул, что по сравнению с другими регионами ситуация в НСО выглядит достаточно благополучной.

— Конечно же, сейчас всех предпринимателей волнуют те ограничения, которые диктует нам пандемия, но Новосибирская область всегда занимала и продолжает занимать более лояльную, компромиссную точку зрения в вопросе закрытия всех предприятий. До последнего времени вообще не было никаких ограничений, хотя ситуация – сложная. Область находится в так называемой красной зоне – коронавирусом заболевает всё больше людей. – отметил Борис Титов. – И понятно, что ограничения на некоторые виды предпринимательской деятельности нужны, что невозможно сегодня остановить пандемию, если не будут приняты соответствующие меры.

Но при давлении ковид-ограничений на предпринимательство, уверен бизнес-омбудсмен, нужна целенаправленная помощь от государства пострадавшим от противопандемийных мер предприятиям, находящимся на грани разорения.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *